Раздельный учет расходов и выручки при поставках продукции в рамках исполнения гособоронзаказа
Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса.
Дополнительные ресурсы за счет собственных источников организации или за счет перераспределения ресурсов других контрактов, в случае их привлечения организацией при исполнении контракта, отражаются отдельно.
При направлении организацией части ранее сформированных ресурсов контракта на выполнение обязательств по другим контрактам или использовании их в собственной хозяйственной деятельности указанные ресурсы подлежат раздельному учету.
Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта, заполняемого по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 47 «О Правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — отчет).
2. Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции.
Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.
3. Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, при подготовке отчета группируются в следующем порядке:
1) прямые затраты (материалы, комплектующие изделия, услуги производственного характера, расходы на оплату труда непосредственных исполнителей, страховые взносы и др.) включаются непосредственно в себестоимость определенного вида выпускаемой по контракту продукции;
2) накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) по обеспечению процесса производства включаются в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта, и иную продукцию, выпускаемую организацией.
Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту. Прямые затраты и накладные расходы (общепроизводственные и общехозяйственные расходы) формируют производственную себестоимость продукции;
3) административно-управленческие расходы организации относятся на контракт пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией, и учитываются при расчете финансового результата по контракту без включения в производственную себестоимость продукции. Результаты распределения оформляются справкой отдельно по каждому контракту;
4) расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту, учитываются отдельно по каждому контракту и при расчете финансового результата по контракту.
4. Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех расходов, исчисленных согласно пункту 3 настоящих Правил.
5. Настоящие Правила обязательны для применения всеми организациями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
Список изменяющих документов |
(введены Постановлением Правительства РФ от 04.05.2018 N 543)
Новый порядок раздельного учета
Новый порядок находится в стадии проекта, но обновленные правила уже доступны для получателей целевых средств. Суть ведения учетных операций не изменилась, законодатели скорректировали некоторые положения действующего приказа № 4н. Вот что ждет организации в следующем году, если Минфин примет новый порядок:
- Разделение учетных операций и фиксация результатов финансово-хозяйственной деятельности касается юридических лиц, получивших средства на основании госконтрактов, подлежащих казначейскому сопровождению.
- Целевые средства выделяются на исполнение государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и госконтрактов на поставку ТРУ, источником финансирования которых являются субсидии и субсидиарные гранты, бюджетные инвестиции, взносы в уставные капиталы юрлиц и проч.
- Разделение не только доходов, но и расходов, активов и обязательств.
- Аналитика осуществляется по статьям затрат в соответствии с учетной политикой организации.
- Фактические затраты группируются в аналитических регистрах — карточке затрат по калькуляционным статьям, ведомости затрат и других.
- Накладные расходы включаются в себестоимость по базе распределения выбранного показателя и распределяются пропорционально срокам исполнения госконтракта.
- Основание для фиксации операций — первичная и сводная документация. В первичных и сводных документах указывают основные учетные реквизиты и идентификатор контракта. На приемку изделий оформляются приходные ордера и иные акты приемки материальных ценностей.
- Для каждой цены готовится информация о ее структуре.
- Для оплаты обязательств по госконтракту получатель обязан пройти проверку в органах ФК.
В п. 12 нового порядка указано, какие документы подтверждают раздельный учет по госконтракту: бухгалтерская справка по форме ОКУД 0504833 (утверждена Приказом Минфин № 52н от 30.03.2015) и выписка из регистров аналитического учета (рекомендуемый бланк утвердили в приложении № 2 к новому Порядку). Выписка подписывается руководителем получателя целевых средств или уполномоченным лицом, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и даты составления. К этим документам придется приложить копии первичных (сводных) учетных документов
Проверка Казначейства проходит так: исполнитель предоставляет пакет требуемых документов и выписку из регистров аналитического бухучета. После окончания проверки получатель обязан направить в ФК подписанную расходную декларацию. Она подается одновременно с платежными документами. Таким способом производится санкционирование расходов.
Похожие курсы
Курс повышения квалификации, 40 академических часов
22-26 июня 2020
Москва
10:00-17:30
34 960 руб.
Семинар, 16 академических часов
22-23 июня 2020
Москва
10:00-17:00
31 160 руб.
Курс повышения квалификации, 16 академических часов
25-26 июня 2020
Москва
09:30-17:00
31 160 руб.
Семинар, 8 академических часов
25 июня 2020
Москва
10:00-17:00
8 075 руб.
Семинар, 8 академических часов
29 июня 2020
Москва
10:00-17:30
12 730 руб.
Посмотрите похожие курсы по госзакупкам, госзаказам (188) и выбирайте подходящее! Обращаем ваше внимание на список семинаров по логистике, снабжению, закупкам (212), а также вам могут быть интересны менеджер по организации обучения (174), полный список курсов и приятная скидка!
Контракт с государством
Заключить контракт на работы для государственных нужд – мечта многих бизнесменов. Работать с государством – престижно и выгодно. Но, получив заветный подряд, надо быть готовым не только к преимуществам такого партнерства, но и к его неприятным особенностям.
Лакомый кусок имеет и оборотную сторону. Ведь в данном случае деньги заказчика это – деньги государственного бюджета Российской Федерации. Хотя речь идет не о прямом бюджетном финансировании коммерческих предприятий.
Подрядные работы предназначены для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Их финансируют за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников. Они осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (п. 1 ст. 763 ГК РФ).
Как правило, проект государственного или муниципального контракта разрабатывает заказчик (п. 1 ст. 528 ГК РФ). Заказчиком может выступить та организация, которая получает финансирование в соответствии с бюджетной росписью, например, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой). Если условия контракта устраивают предполагаемого исполнителя, то последний в течение 30-ти дней должен подписать и вернуть проект заказчику. Если есть возражения, то вместе с договором возвращается протокол разногласий. А когда условия госконтракта неприемлемы категорически, то исполнитель должен в тот же 30-ти дневный срок уведомить заказчика об отказе (п. 2 ст. 528 ГК РФ).
В последнее время стало популярным заключение госконтрактов по результатам торгов. В этом случае время на заключение договора уменьшается до 20-ти дней со дня их проведения (п. 4 ст. 528 ГК РФ).
В зависимости от вида госконтракта (на поставку, на выполнение подрядных работ, на НИОКР или на обучение) каждый из них содержит уникальный набор документации. Это могут быть сметы, планы, приложения, калькуляции и другие материалы.
Рассмотрим содержание наиболее общего вида госконтрактов – контракта на выполнение НИОКР. Основой разработки является техническое задание на разработку. Основные позиции технического задания:
- полное наименование конечного продукта или разработки;
- наименование заказчика и главного исполнителя. Как правило, стороны согласуют «поименный» список соисполнителей;
- основание для разработки (идет ссылка на распоряжение какого-либо органа законодательной или исполнительной власти);
- сроки проведения работ и источники финансирования;
- порядок оформления и предъявления результатов выполненных работ;
- наименование нормативных актов (ссылки на СанПиН, ГОСТы, СНиПы), которым должен соответствовать результат и которые необходимо соблюдать в процессе разработки.
Примерный вариант сметы на выполнение НИОКР. Смета расходов по проекту № НИР-05-010 от 5 октября 2006 г.
Статья расхода | Стоимость, руб. |
Аренда производственных помещений | 120 000 |
Заработная плата | 20 000 |
ЕСН | 5200 |
Материальные затраты | 2800 |
Амортизация | 2000 |
Услуги сторонних организаций | 40 000 |
Командировочные расходы | 10 000 |
Накладные расходы (20%) | 40 000 |
Плановые накопления (10%) | 24 000 |
Итого по статьям сметы | 264 000 |
Помимо общей сметы в контракте может быть представлена постатейная расшифровка сметы.
Виды материальных затрат | Кол-во | Цена, ед./руб. | Стоимость, руб. |
Бумага А4 80 г/м (коробка) | 4 | 375 | 1500 |
Картридж для HP, черный. | 1 | 1300 | 1300 |
Итого по статье материальные затраты | 2800 |
Написание научно- исследовательской работы
Эксперт
Иванов О.А.
Эксперт
Петров А.А.
Банковское сопровождение ГОЗ
Уполномоченный банк контролирует назначение платежа, разрешенные и запрещенные операции. В случае незаконных списаний банк может приостановить операции.
Если возникает ситуация, что на специальном счете нет денежных средств, а требуется срочная оплата, то в таких случаях заказчик может пополнить счет своими средствами, а в последующем их возместить. Перечислить денежные средства со специального счета на обычный расчетный можно только после полного выполнения заказа. Для этого вам потребуется предоставить в банк контракт, акт-приема-передачи товара, платежные поручения, которые подтверждают расход, и иные документы, а также сопроводительные письма, необходимые банку. После исполнения контракта счет закрывается.
Гособоронзаказ 2018: концепция раздельного учета по контрактам
Цели и принципы государственного регулирования цен; 2. Методы определения цен на продукцию; 3. Порядок и условия применения видов цен; 4. Список обосновывающих затраты документов; 5. Порядок определения рентабельности (прибыли).
В-пятых, определиться с инструментом (программным обеспечением) и алгоритмом учета затрат. Провести кодировку счетов аналитического учета, например: субсчет первого порядка включает номер счета, выставленного заказчику (либо идентификатор государственного контракта), дату счета, наименование заказчика, субсчет второго порядка — детализацию по виду затрат и т. д.
Поставщики ГОЗ должны преимущественно использовать прямые методы отнесения затрат на себестоимость конкретной продукции.
Два возможных варианта ведения раздельного учета поставки материалов, комплектующих изделий и т.д. в программе 1С:
Вариант 1.
Ведение учета по субсчетам третьего порядка. Основные недостатки:
- Количество счетов ограничено (В окне «Код счета» можно изменить только 1 знак, цифры или буквы). Трудности с автоматическим закрытием месяца. Есть два варианта решения проблемы: переписывать конфигурацию или делать обработку.
ВАЖНО! В раздельном учете ГОЗ, при формировании оборотно-сальдовой ведомости (анализа счета) по счету 90 должен быть виден финансовый результат по каждому контракту. Финансовый результат в ГОЗ определяется как разница между ценой государственного контракта (договора) и общей суммой фактических затрат, учтенных в соответствии с нормативными документами , применяемыми в ГОЗ
Вариант 2.
Вести учет товара по номенклатурным группам. Например, в названии номенклатурной группы указать номер счета, выставленного заказчику (либо идентификатор контракта), дату счета, наименование заказчика. Номенклатурные группы лучше объединить в папки с указанием года и месяца счета.
- В этом варианте можно реализовать автоматическое закрытие месяца без дополнительных обработок.
В-шестых, закрепить порядок раздельного учета в учетной политике. Хорошо составленная учетная политика поможет еще и подтвердить корректность целевого использования бюджетных средств.
Раздельный учет ГОЗ настолько специфичен, требует знания такого большого количества нормативных документов, что иногда ставит в тупик даже опытного специалиста. На практике возникает много вопросов, касающихся: — ведения раздельного учета ГОЗ в 1-С; — формулировок в учетной политике; — составления калькуляции затрат; — расчета прибыли (рентабельности); — отчета об использовании ресурсов контракта ГОЗ; — состава и требований к оформлению первичных документов; — подготовки и защиты основных экономических нормативов ГОЗ и т.д.
Лучше сразу знать, куда именно и как прикладывать ваши усилия, а не переделывать в дельнейшем раздельный учет ГОЗ. Тем более можно пообщаться с живым человеком и выяснить все непонятные вопросы.
Стоимость наших услуг несопоставима с возможными штрафными санкциями за отсутствие раздельного учета ГОЗ, нецелевое использование средств, завышение цены и т.д.
Грубое нарушение требования о ведении раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности — штраф от 500 000 до 1 000 000 рублей ( статья 15.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как обосновать трудоемкость при выполнении ГОЗ можно прочитать здесь
Список нормативных документов ГОЗ. Ответ на вопросы :»Что делать в случае поставки продукции в рамках ГОЗ из имеющихся запасов? Как работать со специальным счетом?» здесь
Удобный табель учета рабочего времени в разбивке по проектам и категориям сотрудников. Скачать здесь
Снижение объемов гособоронзаказа (в процентах от ВВП эта доля составила в 2017 году 3,1%, в 2018 году запланировано 2,8%, в 2019 году – 2,7% и в 2020 году – 2,5%), новые правила контроля издержек толкают предприятия ОПК к расширению выпуска гражданской продукции. Как малому бизнесу встроиться в технологическую цепочку предприятий ОПК в процессе конверсии и импортозамещенияможно узнать здесь.
А если расти не только за счет гособоронзаказа? Что делать, чтобы получить доход больше, активно развиваться и расширяться, не впутываясь в необоснованные долги и кредиты, можно узнать здесь.     Прочтите, отвлекитесь… Обещаем, будет полезно.
Для чего нужно вести раздельный учет по гособоронзаказу?
Исполнитель госконтракта обязан вести персонифицированный учет по гособоронзаказу (ГОЗ). Такое требование закреплено в законе № 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», который обязывает обеспечить раздельный учет в разрезе каждого заключенного контракта:
-
головных исполнителей (пп.18 п.1 ст. 8 закона № 275-ФЗ);
-
исполнителей-субподрядчиков (пп.16 п.2 ст.8 закона № 275-ФЗ).
Несмотря на то, что для нужд Министерства обороны исполнители осуществляют поставку товаров и оказание услуг в обычном режиме, такие поставки все же отличаются от рядовых коммерческих сделок.
Во-первых, они проводятся для федеральных нужд. Во-вторых, связаны с обеспечением государственной безопасности. Эти два обстоятельства придают контракту особую значимость. С одной стороны, подробная детализация учета усложняет работу исполнителя, а с другой – позволяет государству более детально следить за исполнением бюджета и целевым расходованием средств.
Как ведется раздельный учет НДС: проводки
Необходимо открыть субсчета второго порядка для учета поступающего от поставщиков НДС. Так, на субсчете 19-1 будет собираться НДС по товарам (услугам, ОС, НМА), которые используются в обоих видах деятельности. На 19-2 предлагается накапливать НДС по товарам, которые будут использованы в облагаемой налогом деятельности. На субсчете 19-3 будет учитываться НДС, который впоследствии увеличит стоимость товаров, используемых в освобожденной от налогообложения деятельности.
Пример проводок при оприходовании основного средства:
Январь
Дт 08 Кт 60 (от поставщика принято оборудование) — 60 000 руб.
Дт 19-1 Кт 60 (учтен входной НДС) — 10 800 руб.
Дт 60 Кт 51 (перечислены деньги поставщику) — 70 800 руб.
Дт 01 Кт 08 (оборудование принято на учет) — 60 000 руб.
Февраль
Дт 44 Кт 02 (начислена амортизация линейным способом, срок использования оборудования — 4 года) — 1 250 руб.
Март
Дт 19-2 Кт 19-1 (НДС, который будет использован в качестве вычета) — 7 000 руб.
Дт 19-3 Кт 19-1 (сумма НДС, которая пойдет на увеличение стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 68 Кт 19-2 (НДС, принятый к вычету) — 7 000 руб.
Дт 01 Кт 19-3 (увеличение балансовой стоимости оборудования) — 3 000 руб.
Дт 44 Кт 02 (доначисление амортизации за февраль) — 62,5 руб.
Дт 44 Кт 02 (амортизация за март) — 1 131,25 руб.
Для чего нужен идентификатор ГОЗ в счетах-фактурах?
Согласно Постановлению Правительства РФ № 625 от 25.05.2017 г. со второго полугодия 2017 г. при отгрузках по госзаказу необходимо указывать в отгрузочных документах идентификатор госконтракта (ИГК):
-
20-значный уникальный номер для обычных контрактов;
-
25-значный — для контрактов в рамках ГОЗ (п. 4 приложения к приказу Министра обороны РФ № 475, Федерального казначейства № 13н от 11.08.2015).
Номер формирует госзаказчик. От исполнителя требуется указывать ИГК во всех документах, связанных с возникновением обязательств по контракту (в т.ч. в счетах-фактурах), и о полученных по нему платежах.
Для отражения в счете-фактуре номера ИГК отведена строка № 8 в блоке информации, размещенном над основной таблицей счета-фактуры. Заполнять ее необходимо, если:
-
счет-фактура относится к поставке товаров, работ, услуг, оплачиваемых за счет бюджетных средств;
-
если договор не относится к государственной тайне.
В противном случае в данной строке необходимо поставить прочерк.
Методика раздельного учета НДС
В гл. 21 НК РФ не прописана методика раздельного учета НДС, поэтому налогоплательщики определяют ее самостоятельно. На практике предприятия закрепляют методические рекомендации по раздельному учету НДС в своей учетной политике (постановление ФАС Поволжского округа от 19.04.2011 № А55-19268/2010 и письмо УФНС Москвы от 11.03.2010 № 16-15/25433).
Если же предприятие фактически пользуется раздельным учетом НДС, но в правилах по его ведению в учетной политике это не отражено, то имеется возможность оспорить вероятный отказ фискалов в праве на вычет в суде. В этом случае необходимо только представить доказательства того, что такое разделение при учете НДС ведется (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.08.2011 № А53-19990/2010).
Однако существует и негативная судебная практика для налогоплательщиков, которые не смогли доказать, что раздельный учет ведется (постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2011 № Ф03-2961/2011). Поэтому игнорировать отражение правил раздельного учета в учетной политике не стоит.
О том, как быть, если в определенном периоде не было отгрузки, см. в материале «Раздельный учет НДС в бездоходных периодах ведется по правилам налогоплательщика».