Договор комиссии: плюсы и минусы
Применение на практике такой формы посреднического договора, как договор комиссии, наиболее распространено. Что же побуждает предприятия (аптеки) заключать договоры комиссии? Можно привести следующие доводы:
- выступая в качестве комиссионеров, аптеки, даже не очень крупные, получают возможность без привлечения дополнительных (заемных) финансовых ресурсов пополнить оборотные средства. В данном случае аптеки могут получить лекарственные средства и иные медицинские товары, в том числе новые и весьма дорогие. Таким образом, у аптеки появляется возможность пополнить свой ассортимент, что, в свою очередь, является одним из средств привлечения покупателей, которые в такой ситуации смогут рассчитывать на широкий выбор лекарственных средств;
- работая по договору комиссии, аптеки могут минимизировать свои риски, связанные с сезонностью спроса на отдельные группы лекарственных средств, а также с истечением срока действия отдельных медикаментов. Поскольку право собственности на комиссионный товар сохраняется за комитентом, возможные финансовые потери в связи с указанными обстоятельствами несет также он. Ведь комиссионный товар, не пользующийся спросом, аптека может возвратить, не дожидаясь критической ситуации с истечением срока годности, а взамен может получить аналогичный товар, в большей степени отвечающий потребностям покупателей в данный момент. Кроме того, такой вариант сотрудничества позволяет избежать трудоемких и юридически сложных процедур оформления обратного выкупа товара поставщиком.
Про комиссионера, или Поговорим о противоречивой арбитражной практике
Такой подход можно найти и в судебных решениях. ФАС ВСО, например, ссылаясь на нормы гражданского законодательства (ст. 990, п. 1 ст. 492, ст. 493 ГК РФ ), указал следующее.
По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Примечание. Поскольку налоговое законодательство РФ не содержит понятия договора комиссии и розничной купли-продажи, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ следует применять понятия, предусмотренные ГК РФ.
Поскольку в гл. 26.3 НК РФ (ст. ст. 346.26, 346.27) при определении розничной торговли как вида предпринимательской деятельности, подлежащего обложению ЕНВД, не содержится указаний на то, какой продается товар — собственный либо комиссионный, данное обстоятельство не имеет правового значения при решении вопроса об обложении розничной торговли единым налогом.
Кассационная инстанция (Постановление ФАС ВСО от 02.02.2011 N А69-1135/2010) признала правомерным вывод судов двух инстанций о том, что осуществляемая предпринимателем комиссионная торговля автомобилями как один из видов розничной торговли подпадает под обложение ЕНВД.
К схожему выводу приходят и судьи других ФАС: ВВО (Постановление 28.09.2010 N А43-6071/2010), СЗО (Постановление от 22.02.2011 N А05-6652/2010) и др.
Пример. Организация-комиссионер реализует товары комитента в розницу. В отношении розничной торговли товарами в местности, где ведет деятельность данная организация, предусмотрено применение специального налогового режима в виде ЕНВД.
Согласно условиям посреднического договора цена товаров составляет 300 000 руб. Вознаграждение комиссионера равно 10% цены реализации и удерживается им из сумм, получаемых от покупателей за реализованный товар.
Не возмещаемые комитентом затраты, связанные с оказанием посреднических услуг, составляют 15 000 руб.
Организация-комиссионер, следуя разъяснениям финансистов, применяет «вмененку».
В бухгалтерском учете она сделает следующие проводки.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
Получен товар от комитента |
004 |
300 000 |
|
Отражена реализация товара |
50 |
76 |
300 000 |
Списана с забалансового счета стоимость реализованного товара |
004 |
300 000 |
|
Отражена выручка от оказания посреднических услуг (300 000 руб. x 10%) |
76 |
90-1 |
30 000 |
Отражены расходы, не подлежащие возмещению комитентом |
44 |
69, 70 (и др.) |
15 000 |
Списаны не возмещаемые комитентом расходы |
90-2 |
44 |
15 000 |
Перечислены комитенту (за вычетом удержанного вознаграждения) денежные средства, полученные от покупателей (300 000 - 30 000) руб. |
76 |
51 |
270 000 |
Товары, поступившие для реализации по договору комиссии, являются собственностью комитента, поэтому учитываются комиссионером на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных документах (План счетов и Инструкция по его применению ). Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Иногда суды обращают особое внимание на то, что субъектом розничной торговли в данном случае является именно комиссионер, а не комитент. Так, ФАС ЦО (Постановление от 01.07.2011 N А62-2707/2010) указал: комитент при передаче комиссионеру товара в целях дальнейшей его реализации в розничной сети сам фактически не вступает в правоотношения с конечными потребителями посредством заключения договора розничной купли-продажи, поскольку комиссионер реализует товар от своего имени
Кроме того, реализация происходит в торговой точке, принадлежащей комиссионеру.
В то же время среди арбитров прослеживается и другой подход, основанный на том, что посредник получает доход от посредничества (вознаграждение), а не от «вмененной» деятельности. Иными словами, он занимается не розничной торговлей, а оказанием посреднических услуг, поэтому и ЕНВД не уплачивает (Постановления ФАС ЗСО от 28.03.2011 N А46-8250/2010, ФАС ПО от 02.02.2009 N А72-4460/2008).
Торговые места
Если стационарный объект, в котором ведется розничная торговля, не имеет торговых залов, то в целях ЕНВД он признается торговым местом. При этом под торговым местом подразумевается место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ).
Физическими показателями для расчета ЕНВД при такой форме торговли могут быть:
количество торговых мест (если площадь каждого торгового места не превышает 5 кв. м);
площадь торгового места (в отношении торговых мест, площадь которых превышает 5 кв. м).
Понятие «площадь торгового места» в налоговом законодательстве не определено. По мнению Минфина России, площадью торгового места следует считать всю площадь стационарного торгового объекта, включая подсобные, административно-бытовые, складские и другие помещения, в которых обслуживание покупателей не производится (письмо Минфина России от 10 августа 2009 г. № 03-11-09/274). Такая же позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. № 417/11.
Площадь торгового места определяется по правоустанавливающим и инвентаризационным документам (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ). Например, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений, техпаспортов, поэтажных планов, схем, экспликаций, договоров аренды (субаренды) нежилых помещений или их отдельных частей (абз. 24 ст. 346.27 НК РФ).
Ситуация: считается ли, что стационарный торговый объект имеет торговый зал, если объект состоит из нескольких помещений, но для торговли используется только одно? В документах отдельно прописаны площади торгового места (более 5 кв. м), складских и подсобных помещений.
Учитывая, что официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют, в рассматриваемой ситуации можно воспользоваться выводами, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 14 июня 2011 г. № 417/11.
При ведении розничной торговли через стационарные объекты с торговыми залами и без торговых залов ЕНВД рассчитывается с учетом разных физических показателей. В первом случае налоговая база определяется исходя из площади торгового зала, в которую не включаются площади вспомогательных помещений. Во втором – исходя из площади торговых мест, которая включает в себя площади вспомогательных помещений.
Основываясь на положениях статьи 346.27 Налогового кодекса РФ, Президиум ВАС РФ пояснил, что стационарный торговый объект можно квалифицировать как объект с торговым залом при соблюдении следующих условий:
объект состоит из нескольких обособленных помещений;
в правоустанавливающих документах указано целевое назначение каждого обособленного помещения;
правоустанавливающие документы позволяют точно определить площадь помещений, которые используются для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения расчетов (т. е. помещений, которые фактически являются торговыми залами).
Если эти условия выполняются, ЕНВД нужно рассчитывать исходя из площади торгового зала. Независимо от того, упоминается ли термин «торговый зал» в правоустанавливающих документах или нет. При таком варианте площади складских, административно-бытовых и подсобных помещений в расчет ЕНВД не включаются.
Если хотя бы одно из названных условий не соблюдается, рассчитывать ЕНВД нужно исходя из площади торгового места с учетом площади всех вспомогательных помещений.
Продажа дисконтных карт
Ситуация: можно ли применять ЕНВД при продаже дисконтных карт? Дисконтные карты выпущены организацией, которая занимается розничной торговлей и платит ЕНВД.
Ответ: нет, нельзя.
Для целей ЕНВД под розничной торговлей подразумевается торговля товарами на основании договоров розничной купли-продажи (ст. 346.27 НК РФ). При этом товарами признается любое имущество, которое реализуется или предназначено для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ).
В налоговом законодательстве имущественные права к имуществу не относятся, а значит, не могут быть квалифицированы как товары (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ). Между тем дисконтная карта предоставляет ее владельцу именно имущественное право – право на получение от эмитента карты скидок при приобретении у него товаров в будущем. Поскольку дисконтные карты являются материальными носителями имущественных прав, товарами они не признаются. А следовательно, доходы от реализации собственных дисконтных карт не подпадают под ЕНВД. С таких доходов налоги нужно платить в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 января 2011 г. № 03-11-06/3/1, от 25 марта 2005 г. № 03-06-05-04/74 и ФНС России от 15 июля 2011 г. № ЕД-4-3/11487.
Торговые залы
Понятие «торговый зал» налоговым законодательством не определено. В связи с этим налоговая служба рекомендует руководствоваться определением торгового зала, которое приведено в ГОСТ Р 51303-99 (письмо ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778). Согласно этому определению под торговым залом понимается специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей (п. 43 раздела 2.3 ГОСТ Р 51303-99).
Площадь торгового зала определяйте по правоустанавливающим и инвентаризационным документам. Например, на основании договоров купли-продажи нежилых помещений, техпаспортов, поэтажных планов, схем, экспликаций, договоров аренды (субаренды) нежилых помещений или их отдельных частей. Площади подсобных, административно-бытовых, складских и других помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, в площадь торгового зала не включаются. Такой порядок предусмотрен абзацами 22 и 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.
Если помещения для торговли (торговые площади) в одном и том же торговом объекте арендуются одной и той же организацией по нескольким договорам, возможность применения ЕНВД зависит от наличия в этом объекте торговых залов и от порядка оформления правоустанавливающих документов.
При наличии нескольких торговых залов арендатору следует учитывать их суммарную площадь, если согласно правоустанавливающим документам эти торговые залы относятся к одному торговому объекту (магазину, павильону). Если суммарная площадь не превышает 150 кв. м, арендатор вправе применять ЕНВД. Если превышает – он должен платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.
Если согласно правоустанавливающим документам торговые залы относятся к разным торговым объектам, то для целей применения ЕНВД их площади учитываются отдельно.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 23 мая 2012 г. № 03-11-11/166, от 21 октября 2010 г. № 03-11-11/280, от 15 апреля 2010 г. № 03-11-11/101, ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778.
Если торговые залы в торговом объекте отсутствуют, то каждое арендованное помещение квалифицируется как обособленный объект организации торговли (магазин или павильон). В этом случае площади торговых залов таких объектов не суммируются. По каждому из них возможность применения ЕНВД следует оценивать отдельно. ЕНВД можно применять только в отношении тех торговых объектов, площадь торгового зала которых не превышает 150 кв. м. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 17 апреля 2009 г. № 03-11-09/142, от 4 сентября 2007 г. № 03-11-05/209, ФНС России от 2 июля 2010 г. № ШС-37-3/5778.
Совет: есть несколько способов сократить площадь торгового зала, если этот показатель превышает 150 кв. м, а организации выгодно применять ЕНВД.
Можно, например:
уменьшить площадь торгового зала, отгородив его часть (капитальной перегородкой) под подсобное или административно-бытовое помещение (письмо Минфина России от 4 июля 2006 г. № 03-11-04/3/335). При этом результаты перепланировки (уменьшение площади) должны быть отражены в инвентаризационных документах на помещение;
сдать часть помещения в аренду. Торговая площадь, переданная в аренду, в расчет ЕНВД при розничной торговле не включается (письмо Минфина России от 24 апреля 2006 г. № 03-11-05/109).
Ситуация: может ли применять ЕНВД организация, которая продает товары в розницу, используя два магазина? Площадь торгового зала одного магазина – 70 кв. м, площадь другого – 200 кв. м.
Ответ: да, может.
Право организации платить ЕНВД с розничной торговли через объекты с площадью не более 150 кв. м не зависит от того, ведет ли она аналогичную деятельность через объекты, площадь которых превышает указанный лимит (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Розничная торговля через магазин, площадь которого свыше 150 кв. м, не подлежит переводу на ЕНВД. В то же время ЕНВД можно применять наряду с общей системой налогообложения или упрощенкой (п. 7 ст. 346.26, п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Поэтому с деятельности магазина, площадь которого превышает 150 кв. м, платите налоги в соответствии с одним из этих режимов налогообложения.
Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 13 января 2005 г. № 03-06-05-04/01 и УФНС России по Московской области от 3 февраля 2006 г. № 22-19-И/0054.