Отказ в возмещении НДС
Государство с неохотой возвращает налогоплательщикам деньги из бюджета, поэтому распространенным исходом камеральной проверки является вынесение отказа в компенсировании НДС.
Отказ должен быть четко мотивирован и содержать перечень обнаруженных противоречий или ошибок. Налоговая инстанция по итогам документального контроля может отказать в возмещении полностью или частично. «Сомнительные» суммы, не принятые к вычету, должны быть перечислены в акте.
В случае полной уверенности налогоплательщика в собственной правоте, за ним сохранено право на опротестование результатов налоговой проверки. Необходимо в письменной форме изложить свои возражения по спорным пунктам акта проверки и передать документ в фискальный орган.
Следует знать: налоговая инспекция обязана принять предоставленные возражения налогоплательщика, но вправе не учитывать их при вынесении окончательного вердикта о полном или частичном отказе в компенсации НДС.
Отказ в возмещении налога может быть сопряжен с еще более серьезными последствиями – налоговая инспекция может не принять заявленные вычеты НДС, доначислить налог и соответствующие штрафные санкции.
Возмещение НДС при наличии задолженности
Когда у организации есть задолженность перед бюджетом по налогам, пеням и т.п., то по такому основанию налоговая инспекция не вправе отказать в возмещении. Сумма к возмещению будет автоматически зачтена.
После завершения камеральной проверки, налог должен быть возвращен не позднее 12 рабочих дней с даты окончания проверки, но при условии, что у ИФНС имеется заявление о возврате сумм до принятия решения. Общий срок не должен превышать 3 месяцев и 12 рабочих дней со дня подачи декларации. Если налогоплательщик представил заявление позднее, то возмещение возвращается в течение месяца со дня получения заявления.
Когда налоговая нарушает сроки возврата НДС, начисляются пени за каждый день просрочки, размер процентной ставки за просрочку равен ключевой ставке Банка России. Такая же процентная ставка применяется в случае отказа налоговой инспекции от возмещения, но впоследствии ее решение признано недействительным. В расчет просрочки включаются, в том числе, выходные и праздничные дни.
Схема заявительного порядка возмещения НДС
На получение налогового возмещения на основании заявления могут претендовать следующие категории налогоплательщиков:
-
юрлица, суммарные налоговые обязательства которых за предшествующий трехлетний интервал не меньше 2 млрд. руб. (учитывается налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы); при этом со дня создания юрлица прошло не менее 3-х лет;
-
плательщики налога, представившие в контролирующий орган декларационную форму с выделенной суммой налога к возмещению и банковскую гарантию;
-
претендующие на компенсацию лица из числа резидентов территорий опережающего развития или порта Владивосток (при условии, что налогоплательщик представил не только декларацию, но и договор поручительства управляющей организации);
-
другие налогоплательщики, имеющие поручителей по погашению налоговых обязательств (ст. 74 НК РФ).
Когда речь идет о договоре поручительства, в нем должны отражаться обязательства поручителя произвести уплату налога за налогоплательщика. Необходимость в этом может возникнуть при перечислении заявителю излишней суммы возмещения. В этом случае налоговики оформляют требование на возврат переплаты в адрес налогоплательщика, а при невыполнении этого указания субъектом хозяйствования в течение 15 дней за него гасит долг поручитель.
Заявителем по возврату НДС может стать только российская компания, налоговые обязательства которой соответствуют законодательным требованиям.
В отношении поручителей озвучиваются отдельные условия:
-
обязательства поручителя по представленному в ИФНС договору не могут быть больше 50% суммы его чистых активов;
-
поручителем не вправе быть предприятие, которое находится в процессе реорганизации или ликвидируется, банкротится;
-
за поручителем не должны числиться неоплаченные налоги, страхвзносы, штрафы, пени, сборы.
-
В ИФНС сдается декларация по НДС.
-
Налогоплательщиком подается заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС. Осуществляется это в течение 5 дней после представления декларационной формы. В ходатайстве обязательно прописывают банковские реквизиты, по которым налоговый орган будет перечислять возмещение.
-
ФНС рассматривает заявление с учетом данных, отраженных в декларации. На этом этапе проверяется наличие оснований для получения субъектом хозяйствования возмещения, подтверждается отсутствие у него недоимки по налогу. По истечении 5 дней оформляется итоговое решение фискального органа о предоставлении суммы возмещения налогоплательщику или отказе в удовлетворении ходатайства. Решение составляется в письменной форме и доводится до заявителя в течение 5 дней после принятия.
-
В случае мотивированного отказа субъект хозяйствования вправе требовать возврата поданной им вместе с заявлением банковской гарантии. Налоговый орган обязан вернуть налогоплательщику документ – на это дается максимум 3 дня.
-
При наличии задолженности перед бюджетом производится зачет излишка с недоимкой по налогам, затем оставшиеся после зачета деньги, причитающиеся в порядке возмещения, перечисляются налогоплательщику на указанные им банковские реквизиты. На перевод денег отводится 5 дней.
-
Завершается камеральная проверка декларации, причем, в случае выявлении расхождений право на возмещение может быть утрачено налогоплательщиком. В результате ИФНС отменяет положительное решение о возмещении и истребует деньги или их часть обратно. При нарушении налогоплательщиком сроков возврата возмещения за каждый день просрочки на заявленные суммы налоговиками начисляются проценты. Если замечаний по декларации нет, налогоплательщик и его поручитель уведомляются об этом (в течении 7 дней после завершения «камералки»), обязательства по гарантии или договору с банка и поручителей снимаются.
Если осуществляется возмещение НДС в заявительном порядке, сроки подачи ходатайства должны быть соблюдены. Требование о соблюдении сроков предъявляется и к налоговому органу – при задержке перечисления денег начинается начисление процентов на сумму возмещения, которая подлежит уплате из бюджета, на счет налогоплательщика. Проценты исчисляются за каждые просроченные сутки, отсчет ведется с 12-го дня после подачи налогоплательщиком заявления о возмещении.
Какие документы могут требовать по НК и что будет за их непредставление
Устанавливая право налогового органа истребовать подтверждающие вычет документы, ст. 88 НК отсылает нас к ст. 172 НК. То есть истребовать можно не какие угодно документы, а только те, которые прямо указаны в этой статье как необходимые для применения вычетов (Пункты 1, 9 ст. 172 НК РФ; Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09):
— счета-фактуры поставщиков;
— первичные документы, подтверждающие оприходование товарно-материальных ценностей (к примеру, товарные накладные), акты о выполнении работ или оказании услуг;
— платежные документы, подтверждающие перечисление авансов;
— договоры с поставщиками, когда этими договорами предусмотрена уплата аванса.
Примечание
Причем речь необязательно идет о договоре как едином документе, подписанном обеими сторонами. В его роли могут выступать документы (например, письма), которыми обменивались стороны, где достаточно ясно выражено намерение заключить договор (Постановление ФАС ЦО от 02.08.2011 по делу N А64-6563/2010).
Этот вывод подтверждается и арбитражной практикой. Суды считают, что не являются документами, обосновывающими правомерность НДС-вычета, в частности:
— регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости, анализ счетов, главная книга или выписка из нее, данные по бухгалтерским счетам) (Постановления ФАС ВСО от 11.02.2010 по делу N А69-336/2009; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011; ФАС ЗСО от 29.12.2009 по делу N А03-8504/2008), поскольку это не первичные, а сводные документы бухгалтерского учета, предназначенные для обобщения информации (Постановление ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011);
— журналы регистрации (ныне — учета) полученных и выставленных счетов-фактур (Постановление ФАС ДВО от 26.10.2011 N Ф03-5163/2011; 12 ААС от 15.09.2011 по делу N А12-5902/2011);
— книга продаж (Постановления ФАС ВСО от 02.12.2011 по делу N А33-739/2011; ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС ПО от 01.11.2011 по делу N А55-3313/2011; ФАС СКО от 25.03.2010 по делу N А53-14427/2009; 1 ААС от 14.02.2011 по делу N А43-19464/2010);
— книга покупок (Постановления ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А56-23965/2010; ФАС МО от 14.12.2011 по делу N А41-23008/10). Правда, у некоторых судов есть и иное мнение (Постановление ФАС ЗСО от 07.12.2011 по делу N А67-2186/2011);
— путевые листы (Постановления ФАС ЗСО от 22.12.2010 по делу N А03-4565/2010; ФАС ПО от 29.10.2009 по делу N А12-762/2009);
— сертификаты соответствия и/или происхождения товаров (Постановления ФАС СЗО от 27.04.2011 по делу N А56-37986/2010; ФАС УО от 06.10.2009 N Ф09-7587/09-С3);
— маркетинговые отчеты, отчеты о проведении семинаров (Постановление ФАС МО от 04.08.2010 N КА-А40/8305-10);
— проектно-сметная документация (Постановление ФАС МО от 28.09.2010 N КА-А41/11160-10-П);
— справки о стоимости выполненных работ (Постановление ФАС СКО от 24.08.2009 по делу N А53-23163/2008);
— акты технического состояния, приказы на командировку, железнодорожные накладные, авансовые отчеты, отчеты о проделанной работе сотрудников (Постановление ФАС МО от 10.08.2010 N КА-А40/8479-10);
— разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, разрешения на работу иностранных работников (Постановление ФАС МО от 15.09.2009 N КА-А40/9257-09);
— сведения о сотрудниках, табель учета рабочего времени (Постановление 9 ААС от 22.09.2010 N 09АП-21325/2010-АК, оставлено в силе Постановлением ФАС МО от 30.12.2010 N КА-А40/16643-10), должностные инструкции (Постановление ФАС ДВО от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009).
Но понятно, что арбитражная практика инспекциям не указ, она не мешает им выставлять требования о представлении нереального количества документов. Вот получаете вы такое требование, и перед вами встает вопрос: исполнять его полностью либо пойти на принцип и дать только то, что касается заявленного вычета?
Напомним, что затребованные налоговиками документы нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. Представляемые документы должны быть в виде копий, заверенных подписью руководителя и печатью организации (подписью предпринимателя) (Пункты 2, 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Если этот срок будет пропущен, налоговики могут:
— оштрафовать организацию (предпринимателя) за каждый непредставленный документ на 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ). Для руководителя фирмы штраф будет 300 — 500 руб. (Часть 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
— снять вычет, доначислить НДС и даже оштрафовать за неуплату налога. В этом случае штраф составит 20% от неуплаченной суммы (Пункт 1 ст. 122 НК РФ).
НДС и его особенности
Один из главных вопросов для налогоплательщиков – что такое возврат НДС, что включает в себя платеж, что об этом говорится в НК РФ. Платеж представляет собой налог, возврат НДС в бюджет подразумевает изъятие цены на продукцию или услугу, которая создавалась в несколько этапов. Вносится в бюджет по ходу производства. Впервые платеж был введен во Франции, сейчас он используется в более сотни странах.
Для потребителя НДС напоминает собой налог с оборота или продаж. Платеж прибавляется продавцом к цене товаров. Однако есть некоторые отличия от оборотных платежей. Если покупатель приобретает товары, облагаемые налогом для использования на новых этапах производства, продавец при расчете суммы обязательств может вычесть из налога покупателя сумму, которую он выплатил поставщику. Платеж является косвенным, уплачивать его должны конечные потребители.
Если у ИФНС есть претензии к вычетам
Если в ходе контрольных мероприятий инспектор обнаружит нарушения положений гл. 21 НК РФ, то в соответствии с п. 3 ст. 176 НК РФ он обязан составить акт налоговой проверки с соблюдением процедуры, прописанной в ст. 100 НК РФ.
Примечание. Форма акта налоговой проверки приведена в Приложении 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. С 12.06.2015 данным актом оформляются результаты как выездной, так и камеральной проверки (ранее для каждого вида проверки была предусмотрена своя форма акта).
Указанный акт и другие материалы проверки, а также возражения налогоплательщика (если он, не согласившись с проверяющим, их представил) должны быть рассмотрены руководством той инспекции, которая проводила проверку, в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ.
По итогам такого рассмотрения налоговый орган обязан вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (Приложения 30, 31 к Приказу ФНС России N ММВ-7-2/189@) (в отношении стопроцентных экспортеров, как правило, это решение об отказе, поскольку проверяющий снимает вычеты, не начисляя дополнительного налога, значит, штрафа быть не может).
Кроме того, одновременно с одним из названных ненормативных актов инспекцией принимается решение (п. 3 ст. 176 НК РФ):
- о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению (если налогоплательщик сумел подтвердить обоснованность вычетов, обозначенных в декларации, или у налоговиков нет достаточных доказательств обратного);
- об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению (если такие доказательства собраны);
- о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению (если у налоговиков претензии только к части вычетов).
Примечание. Формы решений утверждены Приказом ФНС России от 18.04.2007 N ММ-3-03/239@.
Но и это еще не все. Если вычеты хотя бы частично подтверждены, то в соответствии с п. 7 ст. 176 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате (зачете) суммы НДС. Делается это одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
О каждом из перечисленных решений инспекция обязана письменно известить налогоплательщика в течение пяти дней со дня принятия (п. 9 ст. 176 НК РФ).
Примечание. Здесь и далее все процессуальные сроки, в соответствии с п. 6 ст. 6.1 НК РФ, указываются в рабочих днях.
Далее налоговый орган начинает работать с казначейством. Не позднее следующего дня после вынесения решения о возврате налоговики формируют и направляют в территориальный орган Федерального казначейства соответствующее поручение (заявку). Последний, в свою очередь, в течение пяти дней со дня получения этого поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с БК РФ (п. 8 ст. 176 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 166.1 БК РФ средства, необходимые для возврата излишне уплаченных налогов, перечисляются Федеральным казначейством в силу Порядка, утвержденного Минфином. Из п. 27 Порядка следует, что казначейство должно вернуть налогоплательщику денежные средства на его расчетный счет в течение трех рабочих дней, следующих за датой поступления поручения (заявки) инспекции. Выполнив данные действия, казначейство уведомляет налоговиков о дате возврата и сумме перечисленных налогоплательщику средств. На это отводится пять дней со дня получения названного поручения (п. 8 ст. 176 НК РФ).
Примечание. Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ утвержден Приказом Минфина России от 18.12.2013 N 125н.
При нарушении указанных процедурных сроков плательщик вправе претендовать на проценты, которые начисляются налоговым органам исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения срока возмещения (п. 10 ст. 176 НК РФ).
Какими документами оформляется возмещение НДС
В налоговом законодательстве список обязательной для компенсирования НДС документации не регламентируется. В ФНС по месту регистрации налогоплательщиком подаются следующие бумаги:
- собственноручно написанное ходатайство о возмещении;
- декларация (копия) за период, в котором произошло превышение размера вычетов над исчисленной суммой НДС;
- письмо, где налогоплательщик просит возвратить сумму возмещения на банковский счет, либо произвести зачет компенсируемого НДС в счет имеющейся недоимки по налогу за другие отчетные периоды.
Этот перечень документов является минимальным. Как Процедура возмещения части НДС налогоплательщику – законная операция, которая возникает в случае превышения налога, подлежащего вычету, сумме, исчисленной к уплате. С точки зрения теории, компенсирование НДС из бюджета не должно сопровождаться никакими сложностями. Однако на практике именно с возмещением НДС связано наибольшее число налоговых споров.
Заявительный порядок возмещения НДС
Ускоренный метод получения возврата по НДС возможен только при выполнении ряда требований, которые сформулированы в ст. 176.1 НК РФ. Обязательным является наличие банковской гарантии, согласно которой в случае, если заявитель допустил ошибку, сумма возврата будет перечислена обратно в бюджет. То есть в данной части отношений налоговое ведомство будет выступать в качестве выгодоприобретателя.
Не нужна банковская гарантия при заявительном порядке возмещения НДС компаниям, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории крупнейших. С 2016 года к ним относятся компании, которые в течение предшествующих 3 лет перечислили в бюджет не менее 7 млрд руб. налогов (до этого момента лимит был равен 10 млрд).
В указанную сумму засчитываются не только прямые перечисления какого-либо вида налогов, но и задолженность по ним, погашенная в порядке зачета. Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме ФНС от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@. При этом не принимаются к расчету уплаченные при импорте продукции налоги, а также налоги, уплаченные фирмой в качестве налогового агента. Из итоговой суммы исключаются переплаты по налогам — как переведенные в бюджет добровольно, так и взысканные налоговыми органами. Последнее правило не распространяется на НДС и акцизы, возмещенные в течение 3 лет согласно ст. 176 (176.1), 203 НК РФ. Такие разъяснения есть в письмах Минфина РФ от 13.07.2010 № 03-07-08/200 и ФНС от 23.07.2010 № АС-37-2-7390@.
Не попавшие в разряд крупнейших налогоплательщиков компании могут воспользоваться заявительным порядком при наличии банковской гарантии. Правила ее оформления содержатся в ст. 368–379 ГК РФ, но кроме них необходимо учитывать положения ст. 74.1, 176.1 НК РФ.
К кредитным учреждениям предъявляется обязательное требование о внесении их в специальный перечень Минфина РФ. Он есть в свободном доступе на интернет-ресурсе ведомства. Если за плательщика поручится филиал внесенной в перечень банковской организации — этого будет достаточно. В подтверждение данной позиции можно привести письмо ФНС от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049@.
Документ о гарантии не должен содержать иных сумм, кроме заявленного компанией к возмещению НДС, согласно позиции налоговиков, изложенной в письме ФНС от 05.02.2014 № ГД-4-3/1884@.
Если фирма расположена на территории свободной экономической зоны, заменой банковской гарантии может служить поручительство курирующей указанные территории организации. Она обязана будет совершить действия, аналогичные предписанным банку, в случае если право компании на возврат не подтвердится в результате проверки.
Компании могут применить как обычный, так и заявительный порядок возмещения НДС, но они в любом случае должны будут предъявить для этого декларацию и соответствующее заявление на возмещение. Общий порядок возврата предполагает поступление средств на счет плательщика не ранее чем через 3 месяца и 12 дней, если же заявление будет подано после проверки декларации, то через 4 месяца 12 дней.
Заявительный вариант ускоряет процесс до 12 дней, однако при этом фирме придется соблюсти ряд обязательных условий. Если какой-либо из указанных сроков будет пропущен инспекцией, ей придется начислить и выплатить дополнительные проценты за просрочку с суммы возмещения. При отказе в удовлетворении заявления на возмещение организации дано право сначала обратиться в свою инспекцию, затем в вышестоящий налоговый орган, а если она не получит положительного решения в нем — в суд.
Отмена решения о возмещении
Налоговая инспекция может отменить ранее принятое решение о возмещении (зачете, возврате) НДС, если сумма налога, которая была возмещена организации, превысила сумму, выявленную к возмещению по результатам проверки (п. 15 ст. 176.1 НК РФ).
Решение будет отменено в части суммы превышения НДС, заявленного в декларации, над суммой НДС, предъявленного к возмещению. В течение следующих пяти рабочих дней инспекция должна сообщить об этом организации. Сообщение передается руководителю организации (его представителю) лично под расписку или иным способом. Это установлено пунктом 16 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ. В частности, решение может быть направлено в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи) в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.
Одновременно с отменой прежнего решения налоговая инспекция направит организации требование о возврате суммы НДС, излишне полученной в заявительном порядке, включая (если такие проценты выплачивались). Форма требования утверждена приказом ФНС России от 18 мая 2010 г. № ММВ-7-8/235.
Сумма процентов, подлежащая возврату в бюджет в связи с пересмотром решения налоговой инспекции, будет рассчитана по формуле:
Сумма процентов за нарушение сроков возмещения налога, подлежащая возврату в бюджет в связи с пересмотром решения налоговой инспекции | = | Общая сумма процентов за нарушение сроков возмещения налога, выплаченная организации | × | Сумма НДС, излишне возмещенная в заявительном порядке | Общая сумма НДС, возмещенная в заявительном порядке |
На сумму налога, подлежащую возврату в налоговую инспекцию, начисляются проценты. Их сумму можно рассчитать следующим образом:
– при возврате НДС:
Проценты на сумму НДС, излишне полученную в заявительном порядке и подлежащую возврату в бюджет | = | Сумма НДС, излишне полученная в заявительном порядке и подлежащая возврату в бюджет | × | Количество календарных дней в периоде пользования бюджетными средствами (начиная со дня фактического получения организацией суммы НДС, возмещенной в заявительном порядке) | × | Двукратная cтавка рефинансирования (действовавшая в период пользования бюджетными средствами) | Количество календарных дней в году (365 (366)) |
– при зачете НДС:
Проценты на сумму НДС, излишне полученную в заявительном порядке и подлежащую возврату в бюджет | = | Сумма НДС, излишне полученная в заявительном порядке и подлежащая возврату в бюджет | × | Количество календарных дней в периоде пользования бюджетными средствами (начиная со дня принятия инспекцией решения о зачете суммы НДС, заявленной к возмещению) | × | Двукратная cтавка рефинансирования (действовавшая в период пользования бюджетными средствами) | Количество календарных дней в году (365 (366)) |
Если в период пользования бюджетными средствами действовали разные ставки рефинансирования, проценты рассчитываются в аналогичном порядке отдельно по каждой ставке. Затем полученные суммы складываются.
Такой порядок следует из пункта 17 статьи 176.1 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письме Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95.
Пени на сумму налога, подлежащую возврату в бюджет, не начисляются. Фактически их заменяют проценты, начисленные по двукратной ставке рефинансирования. Это следует из положений статей 176, 176.1, пункта 2 статьи 270 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 5 апреля 2010 г. № 03-07-08/95 и ФНС России от 21 февраля 2013 г. № АС-4-2/2940.