К 2020 году появятся федеральные стандарты бухучета

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в «пересчете» входящих остатков по статье «Финансовый результат деятельности экономического субъекта», а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1. Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления

Долгосрочные договоры

К долгосрочным относятся договоры, заключенные на период, превышающий календарный год

В стандарте уделено большое внимание признанию доходов и расходов по договорам строительного подряда:

  • предлагаются два способа расчета процента выполнения обязательств субъектом учета за отчетный год;
  • устанавливается порядок расчета суммы дохода по договору за год в соответствии с рассчитанным процентом;
  • определяются правила включения понесенных в отчетном году расходов в себестоимость.

В главе III регламентируется признание доходов и расходов по иным долгосрочным контрактам. Положения стандарта не применяются к договорам:

  • на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • цена которых для каждого отчетного периода определяется, исходя из фиксированной стоимости единицы работ, а общий объем работ не определен.

Учреждения могут применять положения стандарта к договорам, заключенным на период менее 12 месяцев, если даты их начала и окончания относятся к разным отчетным периодам. Такое правило нужно закрепить в учетной политике.

Какие стандарты вступают в силу с 2020 года

В 2020 году начинают действовать семь новых федеральных стандартов:

  1. Запасы (Приказ Минфина 256н от 07.12.2018 года).
  2. Непроизведенные активы (34н от 28.02.2018 года).
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных активах и условных обязательствах (124н от 30.05.2018 года).
  4. Концессионные соглашения (146н от 29.06.2018 года).
  5. Информация о связанных сторонах (277н от 30.12.2017 года).
  6. Бюджетная информация в бухгалтерской отчетности (37н от 28.02.2018 года).
  7. Долгосрочные договоры (145н от 29.06.2018 года).

В новом стандарте, утвержденном Минфином, запасы разделены на 2 группы:

  1. Материальные запасы.
  2. Незавершенное производство.

По каждой из этих групп информация в отчетности раскрывается обобщенными показателями. В свою очередь МЗ подразделяются на 4 подгруппы:

  • материалы (счета 105 х1; 105 х2; 105 х3; 105 х4; 105 х5);
  • готовая (счет 105 х7) и биологическая продукция;
  • товары (счет 105 х8);
  • иные МЗ (счет 105 х6).

В п.7 стандарта дается расшифровка по каждой из указанных групп. Данные по незавершенному производству формируются на счете 109 хх.

При принятии запасов к учету правила выбора учетной единицы (п.8) аналогичны тем, которые применяются в настоящее время и изложены в п.101 Инструкции 157н. Согласно п.10 стандарта, для МЗ, используемых в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, с 2020 года постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов должна будет определять срок полезного использования.

В новом нормативном документе предполагается принимать МЗ к учету по первоначальной стоимости. Порядок ее определения зависит от того, в результате какой операции были получены запасы:

  1. В обмен на денежные средства – первоначальная стоимость равна фактическим затратам.
  2. В обмен на иные активы (исключая денежные средства) – МЗ принимаются к учету по справедливой стоимости на момент поступления.

Со следующего года вы будете по-новому учитывать материальные запасы и затраты на готовую продукцию: вступает в силу стандарт «Запасы». Чтобы не заниматься одним и тем же дважды, в период инвентаризации сделайте два дела. О них, а также о том, какую работу лучше оставить на следующий год, вы узнаете из статьи.

В п.27 стандарта предусмотрена возможность реклассификации МЗ, что означает перевод в иную группу или в иную категорию объектов бухучета. Выбытие из одной группы и отражение в другой должно быть выполнено одновременно и без изменения стоимости. Примером реклассификации может служить перевод готовой продукции, которую решено использовать на нужды учреждения, в группу материалов. Выбытие материальных запасов отражается по стоимости каждой единицы либо по средней стоимости (п.42 стандарта). Такой же порядок действует и в 2019 году (п.108 Инструкции 157н).

В главе IX изложены переходные положения при первом применении стандарта. Объекты учета, подлежащие в соответствии с требованиями СГС «Запасы» отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не входившие в категорию запасов или отражавшиеся на забалансе, должны быть приняты к учету по первоначальной стоимости. При необходимости может быть произведена реклассификация или переоценка ранее стоявших на учете МЗ. Корректировка входящих остатков производится в межотчетный период через счет 0 401 30 000.

В письме Минфина РФ от 01.08.2019 года № 02-07-07/58075 изложены подробные методические рекомендации по применению федерального стандарта «Запасы» с разъяснениями и примерами.

Информация о связанных сторонах

В стандарте содержится список лиц, которые являются связанными сторонами для субъекта отчетности:

  • аффилированные (способные оказывать прямое влияние на деятельность субъекта);
  • заинтересованные в заключении субъектом отчетности сделок;
  • в принятии хозяйственных решений которых может участвовать субъект отчетности;
  • имеющие право определять хозяйственные решения субъекта отчетности.

Перечень связанных сторон формируется на отчетную дату, в него включаются все лица, которые относились к этой категории на начало или в течении отчетного периода.

На основании аналитических данных в бухгалтерской отчетности указывается количество связанных сторон по группам:

  • коммерческие организации (за исключением ГУПов);
  • некоммерческих организации (за исключением госучреждений).

По тем связанным сторонам, информация о которых подлежит раскрытию, нужно сообщить следующие сведения:

  • описание характера отношений;
  • виды операций, осуществленных в отчетном периоде, их объем в денежном выражении;
  • описание основных условий операций с указанием отличий от аналогичных, но осуществленных с физическими и юрлицами, не являющимися связанными сторонами.

Информация указывается в текстовой части пояснительной записки к годовому отчету.

Изменения форм бухгалтерской отчетности

С 01.01.2020 года вступает в силу Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и хорошая новость заключается в том, что большинству организаций бухгалтерскую отчетность больше не придется сдавать в статистику. Наконец-то заработает принцип «одного окна» и этим окном станет ФНС, которая будет собирать отчетность. Исключением данного порядка сдачи бухгалтерской отчетности станут организации, имеющие в своей отчетности сведения, отнесенные к гостайне и некоторые другие организации в случаях, установленных Правительством РФ. При этом сроки сдачи отчетности не изменятся.

На основании собранной бухотчетности ФСН сформирует информационный ресурс, к которому будет предоставлен доступ заинтересованным лицам. Предоставление информации будет платным, за исключением гос. органов, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ.

Еще одно существенное изменение касается самих форм бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»). Здесь внесены изменения, касающиеся как заголовочной части форм отчетности, так и непосредственно самих форм.

В частности, в заголовочной части всех форм отчетности в строке «Вид экономической деятельности» слово ОКВЭД заменено на ОКВЭД.2 — фактически применяемый классификатор видов экономической деятельности. Исключена возможность использовать в качестве единицы измерения миллион. Теперь вся отчетность будет составляться в тысячах. Это сделано для того, чтобы обеспечить сопоставимость показателей отчетности от периода к периоду и привести к единообразию отчетность всех предприятий.

Обратите внимание, что в форму бухгалтерского баланса добавлена новая строка:

«Бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту [ДА/ НЕТ]».

Здесь нужно будет раскрывать наименование аудиторской организации или ФИО индивидуального аудитора, ИНН и ОГРН или ОГРНИП аудитора, если на момент сдачи отчетности аудит уже проведен и выдано аудиторское заключение. Это значит, что теперь на этапе составления отчетности появится некий маркер, на основании которого будет фильтроваться отчетность, подлежащая обязательному аудиту.

Напомним, что аудиторское заключение представляется вместе отчетностью или в течение 10 рабочих дней с даты выдачи аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (п.5. ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В Отчете о финансовых результатах заменены строки:

Текущий налог на прибыль

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

Изменение отложенных налоговых обязательств

Изменение отложенных налоговых активов

Налог на прибыль

текущий налог на прибыль

отложенный налог на прибыль

После строки «Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода» добавлена новая строка:

Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода

В отчете об изменении капитала, отчете о движении денежных средств и отчете о целевом использовании средств изменились коды по ОКУД:

Форма бухгалтерской отчетности

Старая форма по ОКУД

Новая форма по ОКУД

Отчет о целевом использовании средств

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств

Изменения ПБУ 13/2000

Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.

В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.

Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.

Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:

  • остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
  • б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
  • в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
  • г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.

Новые бухгалтерские стандарты вступят в силу позже

Новые федеральные бухгалтерские стандарты (ФСБУ) вступят в силу позже, чем планировалось. Минфин изменил, ранее утвержденные, сроки. Так стандарты «Доходы», «Расходы», «Аренда» съехали с 2020 на 2022 год.

Напомним, что федеральные стандарты бухгалтерского учета постепенно заменят действующие ПБУ. Многие федеральные бухгалтерские стандарты уже разработаны и только ждут даты их вступления в силу. Это стандарты посвящены бухгалтерскому учету запасов, основных средств и нематериальных активов, кредиторской и дебиторской задолженности.

Но с 2019 года начнет действовать только один новый стандарт – «Запасы». Ранее к 2019 году планировалось запустить и стандарт «Нематериальные активы». Но теперь его вступление в силу отложено до 2020 года.

Стандарт Прежний срок Новый срок
Запасы 2019 2019
Нематериальные активы 2019 2020
Аренда 2020 2022
Основные средства 2020 2020
Незавершенные капитальные вложения 2020 2020
Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020 2020
Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020 2020
Бухгалтерская отчетность 2020 2021
Некоммерческая деятельность 2020 2021
Доходы 2020 2022
Расходы 2020 2022
Финансовые инструменты 2021 2022
Добыча полезных ископаемых 2021 2022
Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021 2021

Напомним, что основная задача новых стандартов полностью вытеснить старые. С 2022 года большинство ПБУ заменят. Причем разница между новыми и старыми бухгалтерскими стандартами довольно значительная.

В частности, отменят стоимостной критерий по которому имущество может учитываться как ОС или как материалы. Напомним, что сейчас ценности, которые стоят 40 000 руб. и меньше можно учитывать как основные средства или как материалы.

После вступления в силу новых бухгалтерских стандартов это правило отменят.

Кстати в Минфине запланировали и даты вступления в силу изменений к старым ПБУ. Но, впоследствии, их тоже поменяли, сдвинув на более поздний срок. В некоторые ПБУ вносить изменения вообще передумали.

Стандарт, в который будут внесены изменения Ранее планируемый срок вступления в силу Новый срок, когда изменения начнут действовать
ПБУ 3/2006 про иностранную валюту 2019 Исключен из программы
ПБУ 18/02 про расчеты по налогу на прибыль 2019 2020
ПБУ 13/2000 про учет госпомощи 2020 2020
ПБУ 16/02 про информацию по деятельности, которая прекращается 2020 2020

Стандарт «Запасы»

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы; – готовая продукция; – товары; – прочие материальные запасы

Организации госсектора: – фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности; – осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество; – движимое имущество; – драгоценные металлы и камни; – нематериальные активы; – непроизведенные активы; – материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт «События после отчетной даты»

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4. Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

-получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Изменение ПБУ 18/02

Конечная цель изменений российских стандартов бухгалтерского учета — это приведение их в соответствие со стандартами МСФО, в данном случае МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».

Основным существенным изменением ПБУ 18/02 является замена терминологии постоянного налогового актива/обязательства на постоянный налоговый доход/расход, уточнение понятия временных разниц и определение порядка учета расчета налога на прибыль участниками (включая ответственного участника) консолидированной группы налогоплательщиков.

Теперь временные разницы — это не только доходы и расходы, признаваемые в бухгалтерском и налоговом учете в разные периоды, но и результаты операций, участвующие в расчете налога на прибыль в других периодах и не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток).

Ранее ПБУ 18/02 указывало на то, что налогооблагаемые и вычитаемые разницы имели каждые свою природу образования. Теперь же природа возникновения временных разниц единая, и только результат к которому она приводит говорит о том какая это разница: налогооблагаемая или вычитаемая.

Напомним, что вычитаемые разницы — это такие разницы, которые в будущем приведут к уменьшению налога на прибыль. На основании вычитаемых разниц формируется отложенный налоговый актив. Налогооблагаемые разницы — напротив, в будущем приведут к увеличению уплаты в бюджет налога на прибыль. На основании налогооблагаемых разниц формируется отложенное налоговое обязательство.

Суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за отчетный период формирует отложенный налог на прибыль.

В новой редакции ПБУ 18/02 уточено понятие расхода (дохода) по налогу на прибыль. Расход (доход) по налогу на прибыль отражается в отчете о финансовых результатах в качестве налога на прибыль уменьшающего (увеличивающего) прибыль (убыток) до налогообложения отчетного периода. Он складывается из текущего и отложенного налога на прибыль. В связи с данными изменениями ПБУ 18/02 и внесены изменения в формы бухгалтерской отчетности, о чем мы писали выше.

Особое внимание в новой редакции ПБУ 18/02 обращено на порядок раскрытия информации об учете налога на прибыль в бухгалтерской отчётности и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы

Так участник консолидированной группы должен отдельно отражать в отчете о финансовых результатах разницу между текущим налогом на прибыль и суммой денежных средств, причитающейся ему исходя из условий договора о создании консолидированной группы и обозначать как ее перераспределение налога на прибыль внутри консолидированной группы.

Налог на прибыль, относящийся к операциям, не включаемым в бухгалтерскую прибыль (убыток), указывается отдельной статьей и участвует в расчете чистой прибыли (убытка) и совокупного финансового результата периода.

В пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрывается порядок формирования отложенного налога на прибыль, в разрезе влияния на этот показатель временных разниц, изменений правил налогообложения или налоговых ставок и признания (списание) отложенных налоговых активов.

Также в обязательном порядке раскрываются величины, объясняющие взаимосвязь между расходом (доходом) по налогу на прибыль и показателем прибыли (убытка) до налогообложения, такие как: применяемые налоговые ставки; условный расход (условный доход) по налогу на прибыль; постоянный налоговый расход (доход), а также иная информация, необходимая пользователям отчетности для понимания ее содержания в части расчетов налога на прибыль.

К 2020 году появятся федеральные стандарты бухучета

получить БЕСПЛАТНЫЙ доступ к состеме КонсультантПлюс на 2 дня

Бесплатный доступ к журналу «ГЛАВНАЯ КНИГА» на 5 дней

Обучающий сайт по гос. закупкам 44-ФЗ и 223-ФЗ

Учавствуй в конкурсе! Поездка в Сочи не за горами!

ООО «АИЦ «КонсультантПлюс» является партнером всероссийской сети КонсультантПлюс более 25 лет на Астраханском рынке справочно-правовых систем.

Мы предоставляем СПС для различных специалистов:

Но деятельность компании не заканчивается распространением СПС КонсультантПлюс на астраханском рынке.

Создаем как свой пакет информационных и консультационных правовых услуг для Астраханских специалистов, так и распространяем журналы от московских издательств:

Горячие документы

  1. Россия
  2. Астрахань

Постановление минэкономразвития Астраханской области от 02.09.2019 N 015-п «Об утверждении Порядка принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Астраханской области, главным администратором которых является министерство экономического развития Астраханской области»

Постановление минсельхоза Астраханской области от 12.08.2019 N 20 «Об утверждении Отраслевой части перечня вопросов для тестовых испытаний при проведении конкурса на замещение должности руководителя государственного унитарного предприятия Астраханской области, подведомственного министерству сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, и его аттестации»

Постановление Правительства Астраханской области от 28.08.2019 N 307-П «О межведомственном совете по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций на территории Астраханской области»

Приоритет содержания над формой и профессиональное суждение

Приоритет содержания над формой, пожалуй, самый важный принцип МСФО. Его суть заключается в том, что любое событие рассматривается с точки зрения его экономического содержания, а не юридической формы. Отчетность по МСФО призвана показывать сущность происходящего в бизнесе.

Стандарты российского бухгалтерского учета ориентированы на юридическую форму операций. В результате разницы в подходах одно и то же событие может учитываться по-разному в российском и международном учете.

Принцип приоритета содержания над формой требует от бухгалтера применения профессионального суждения о характере операций

Стандарты МСФО прямо указывают на важность профессионального суждения, а общая тенденция к усложнению стандартов увеличивает роль профессионального суждения при подготовке отчетности. Именно поэтому учет по МСФО невозможно полностью автоматизировать

Новые ФСБУ по основным средствам и финансовым инструментам требуют от бухгалтеров применения профессионального суждения. Например, при оценке справедливой стоимости активов и расчете обесценения, о которых речь пойдет ниже, профессиональное суждение потребуется при подготовке и проверке моделей оценки:

  • Какую ставку дисконтирования взять?
  • Как спрогнозировать денежный поток?
  • Какая корректировка уместна, если мы ориентируемся на стоимость похожего актива, но он не идентичен оцениваемому?

Рекомендации: даже если расчет справедливой стоимости будет готовить независимый оценщик, результат придется проверять, а вопросы обсуждать с аудиторами ежегодно. В такой ситуации бухгалтер выступает уже не статистом, а сотрудником, который должен разбираться в причинах изменения справедливой стоимости и способен совместно с менеджментом выработать и обосновать позицию защиты, отстоять ее перед аудиторами. Минфин взял курс на сближение РСБУ и МСФО. Поэтому умение применять профессиональное суждение и видеть содержание операции, а не только ее форму, будет востребовано все больше. Бухгалтерам уже сейчас необходимо наращивать новые компетенции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.