Основные подходы к составлению учетной политики управляющей компании ЖКХ
Учетная политика управляющей компании ЖКХ (УК ЖКХ) разрабатывается с учетом требований следующих нормативных документов:
- закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ;
- Налогового и других кодексов РФ (Жилищного, Гражданского);
- постановлений Правительства, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (например, о правилах содержания общего имущества от 13.08.2006 № 491);
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н;
- иных нормативных документов (ПБУ отдельных активов и обязательств, методических указаний, инструкций).
При разработке учетной политики УК ЖКХ основным ориентиром выступают ПБУ 1/2008 (в части политики для бухгалтерского учета) и ст. 313 НК РФ (для политики по налоговому учету). Наличие принципиальных различий между положениями бухгалтерского и налогового законодательств обусловливает несовпадение учетных политик, составляемых для бухгалтерского и налогового учета. Однако подходы к их формированию имеют ряд общих черт:
- разрабатывает учетную политику главбух или иное уполномоченное на это лицо;
- политика вводится в действие приказом (распоряжением) руководителя;
- ее использование предполагает последовательность применения от периода к периоду;
- имеются и иные обязательные допущения — имущественной обособленности, непрерывности деятельности, сохранение подхода к применению учетных принципов, временной определенности фактов хозяйственной деятельности;
- учетная политика предполагает выполнение требований о полноте и своевременности отражения учетных данных, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности;
- у учетной политики есть обязательные атрибуты: рабочий план счетов, формы применяемых первичных документов и учетных регистров (в том числе аналитических регистров налогового учета), сроки и схемы проведения инвентаризации, график документооборота, способы оценки активов и обязательств, порядок контроля за хозяйственными операциями.
В учетную политику УК ЖКХ могут включаться иные учетно-организационные аспекты (например, применяемые для учета программные продукты, инструкция о порядке хранения и защиты учетных данных).
Особенности создания ТСЖ
Главная цель создания ТСЖ заключается в следующем:
- эффективное управление недвижимостью, которая на законных правах принадлежит участникам товарищества;
- своевременное проведение ремонта и технического обслуживания инженерных коммуникаций;
- расчет коммунальных услуг согласно реальных, а не завышенных тарифов;
- благоустройства прилегающей к многоквартирным домам территории и т. д.
Федеральное законодательство не запрещает товариществам собственников недвижимости заниматься коммерческой деятельностью, цель которой заключается в получении дохода. В данном случае речь идет не о ведении бизнеса в его прямом понимании, а о предоставлении мелких услуг на платной основе для участников товарищества:
- возведение дополнительных объектов недвижимости;
- размещение рекламы;
- сдача объектов недвижимости в аренду;
- проведение ремонтных работ и т. д.
При заключении любых договоров, руководство ТСЖ должно соблюдать интересы собственников жилья. Вся полученная выручка поступает на расчетный счет товарищества. После этого денежные средства распределяются по специальным фондам. Ее ТСЖ может расходовать только по тем направлениям, которые были отражены в уставной документации, утвержденной всеми собственниками недвижимости. Все денежные средства, которые будут поступать на расчетный счет в виде членских взносов, могут быть направлены только на оплату коммунальных услуг, а также на поддержание объектов недвижимости в должном техническом состоянии.
Российским законодательством разрешается объединяться в ТСЖ не только владельцам городских квартир, но и собственникам частных домов, расположенных на соседствующих земельных участках.
Разделы, посвященные доходам от предпринимательской деятельности
Как правило, в практике ТСЖ в УП отдельно формируется раздел, касающийся определения направлений возможной предпринимательской деятельности, а также регламентирующий раздельный учет уставной (некоммерческой) деятельности и предпринимательской. Кроме того, в УП необходимо любом случае включить раздел, касающийся порядка исчисления и уплаты налогов.
В общем итоге эти разделы должны давать детальное представление:
- О видах уплачиваемых ТСЖ налогов.
- Порядке отнесения сумм к налогооблагаемым. Например, в случае нецелевого расходования средств, полученных в качестве взносов, необходимо учесть, что такие взносы будут отнесены к доходам ТСЖ для целей налогообложения. При этом если ТСЖ находится на УСН «доходы минус расходы», то учесть произведенные расходы для уменьшения налога можно, а вот если ТСЖ находится на УСН «доходы» — уменьшить сумму переквалифицированных в доходы взносов нельзя;
- Порядке ведения налоговых расчетов и налоговых регистров.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вновь зарегистрированное ТСЖ по умолчанию находится на ОСН. При этом наиболее комфортным налоговым режимом для ТСЖ (как показывает практика) является УСН
Поэтому при регистрации нового ТСЖ следует сразу определиться с налоговым режимом и предусмотреть соответствующие аспекты в УП.
Поскольку ТСЖ все же изначально не является коммерческой организацией, то возникающие доходы и расходы, относимые к предпринимательской деятельности, бухгалтера традиционно учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» без применения счета 90 «Выручка». Об этом тоже можно сказать в УП.
Если с начала года переходите на другой налоговый режим — учетную политику нужно составить новую
При смене объекта налогообложения по «упрощенке» — с «Доходы» на «Доходы минус расходы» и наоборот — изменение нужно внести в учетную политику на 2020 год.
В случае перехода с ЕНВД на «упрощенку» в учетной политике надо прописать принятые методы и учетные процедуры для нового порядка налогообложения — упрощенной системы налогообложения.
Новация с 2020 года:
С 1 января 2020 года теряют право применения ЕНВД и ПСН продавцы трех групп товаров, подлежащих обязательной маркировке: лекарственных препаратов, обуви, предметов одежды и прочих изделий из натурального меха.
Взамен ЕНВД небольшие компании и ИП будут просчитывать вариант перехода на УСН.
Для перехода на УСН действующую учетную политику придется переработать
И важно: в срок не позднее 31 декабря 2019 года не забыть уведомить налоговый орган, направив заявление о переходе на УСН по форме № 26-1. Иначе в 2020 году придется платить налоги по общей системе налогообложения.
Если часть бизнеса переводится на ЕНВД или открывается возможность получать средства целевого финансирования — в учетной политике нужно подробно расписать порядок ведения раздельного учета.
Есть еще немало нововведений налогообложения, вступающих в действие с 1 января 2020 года
К примеру:
- обязанность восстановления НДС при реорганизации в случае, если правопреемник применяет спецрежим или начинает использовать полученное имущество, товары, работы, услуги в необлагаемой НДС деятельности;
- обязанность применять электронные формы зарплатной отчетности 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, расчет страховых взносов для компаний со штатом от 10 человек;
- новые сроки и форматы представления налоговой отчетности;
- установленные на федеральном уровне сроки уплаты авансовых платежей по транспортному и земельному налогам, и другие.
Все эти нововведения — однозначные для исполнения нормы, не допускающие выбора действий или альтернативных суждений
Поэтому учесть в работе их необходимо, но вносить в учетную политику не обязательно.
Обратите внимание на другие положения существующей учетной политики. Возможно, одни из элементов потеряли актуальность, другие — не учитывают произошедших изменений структуры компании или особенностей ведения бизнеса
Одни методы учета требуют упрощения, а другие — замены для достижения оптимального результата.
Это может касаться:
- рабочего плана счетов;
- порядка проведения инвентаризации;
- способов оценки активов и обязательств;
- перечня прямых расходов;
- методики ведения раздельного учета, если такая обязанность предусмотрена;
- льгот, на которые имеется право применения и других решений для организации учета.
Если вы создаете в бухучете и налоговом учете резервы — по состоянию на 31 декабря 2019 года не забудьте их проинвентаризировать. С 1 января 2020 года вы можете отказаться от формирования резервов для целей налогообложения, отразив принятое решение в учетной политике.
Бухгалтерский учет для ТСЖ и ЖКХ. Формирование проводок
В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.
В бухгалтерских программах Бухсофт: Упрощенная система и Бухсофт: Предприятие автоматизирована возможность ведения бухгалтерского и налогового учета для ТСЖ, ЖКХ, СНТ и других некоммерческих организаций работающих с населением.
Предусмотрено формирование всей налоговой отчетности (в том числе зарплатной).
В последних релизах добавлена возможность формирования проводок по начислению коммунальных платежей для населения и перечисление их ресурсоснабжающим организациям.
Посмотреть программу для ТСЖ, ЖКХ, СНТ
Если требуется не только ведение бухгалтерского учета, но и детальный учет по каждому квартиросъемщику, можно воспользоваться программой Бухсофт Коммунальные платежи. До конца года в программе будет открыта возможность обмена данными с системой ГИС ЖКХ. Из программы Коммунальные платежи предусмотрен импорт данных в бухгалтерские программы Бухсофт.
Типовая структура доходов и расходов ТСЖ представлена на схеме. На каждом этапе формируются собственные проводки.
В Программе по умолчанию для расчетов с населением используются следующие счета:
- 76.7 – Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами (счет используется в форме НКО для начисления коммунальных платежей и взносов населению);
- 76.94 – Расчеты по коммунальным платежам ;
- 86.3 – Учет целевых поступлений;
- 20.1 (26.9) – Расходы ТСЖ по некоммерческой деятельности;
- 20.2 – Расходы ТСЖ по коммерческой деятельности.
При необходимости счета могут быть изменены. Автоматические проводки представлены в таблице.
Учет в управляющих компаниях ЖКХ: ТСЖ и ЖСК
Являясь объектами налогообложения, коммунальные организации обязаны вести бухгалтерский учет. Коммунальные службы могут держать штатного бухгалтера, либо отдавать работу по бухучету на аутсорс, заказывая составление отчетов другим компаниям. Законодательные требования к ведению учета представлены законом 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Каждая организация, работающая на рынке коммунальных услуг, проводит свою учетную политику. Она вырабатывается в каждой организации самостоятельно, ориентирами служат государственные стандарты учета. Учетная политика коммунальной службы должна быть последовательной, что следует из ст.8 Закона «О бухгалтерском учете».
Общие требования к ведению учета закреплены в ст.13 ФЗ «О бухгалтерском учете». Целью учета является предоставление надзорным органам, а так же потребителям, верной информации о финансовом положении коммунальной организации.
Расскажем далее об особенностях учета в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК.
Особенности
Бухучет в коммунальных организациях зависит от их вида. В некоммерческих видах организаций (ТСЖ и ЖСТСЖ, ЖСК) поступающие от жильцов средства учитываются как целевые поступления.
Для управляющих компаний, являющихся коммерческими организациями, они учитываются как доходы. Субсидии от государства на капитальный ремонт и реконструкцию для всех типов организаций учитываются как целевые поступления.
Ситуация со средствами на капитальный ремонт не до конца прояснена в законодательстве. Согласно ЖК РФ, жильцы несут ответственность за проведение работ по капремонту.
Сначала они делают отчисления в региональный фонд капремонта, либо на индивидуальный счет дома в банке. Независимо от способа сбора денег, средства по частям передаются на счет текущей управляющей организации.
Некоторые УК указывают эти поступления как доход организации. Это может показаться логичным, поскольку организация выступает в роли подрядчика. Но с другой стороны, УК ничего не продает, получая эти деньги.
Разумнее отметить эти поступления, как целевые. Тогда они не будут облагаться налогами. Такое же мнение изложено в письме Министерства Финансов от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648.
Иначе субсидия не будет подпадать под определение целевого взноса, и тогда компания понесет дополнительные издержки по налогообложению.
Отражение начислений в регламентированном виде
Чтобы отразить начисления в регламентированном учете, зайдите в 1C, перейдите в меню и выберите «Учет ЖКХ – Начисление – Начисление услуг». Заполните созданный документ по начислению услуг.
Отдельно начисляют услуги с фиксированной оплатой, например, за лифт и домофон, и за коммунальные услуги по плавающим тарифам.
После этого выберите в меню 1C «Учет ЖКХ – Регламентные операции – Отражение начислений в регламентированном учете». В документе сводного отчета следует выбрать документы по начислению платы за услуги, которые вы ранее заполнили.
Отбор документов, включаемых в отчет, может вестись по контрагентам, номенклатуре и номенклатурным группам.
Обязательно ли нанимать специалиста?
В ряде случаев правление ТСЖ может принять решение о найме стороннего специалиста для выполнения обязанностей бухгалтера. Это происходит при наличии следующих факторов:
- Никто из членов правления не обладает должными навыками и временем для ведения финансовой отчётности.
- У жилтоварищества имеются свободные средства для оплаты труда бухгалтера.
- Учреждение данной должности поддерживается большинством голосов членов правления.
Наём опытного специалиста позволит УК ТСЖ быстро решить текущие финансовые задачи и привести в порядок документацию. Помимо текущих задач, на привлечённого бухгалтера можно возложить реализацию долгосрочных финансовых проектов, среди которых могут быть:
- Переход на упрощённую схему начисления налогов.
- Прогнозирование прибыли от разных вариантов хозяйственной деятельности.
- Оценка целесообразности привлечения заёмных средств на выполнение уставных целей.
Если кто-либо из лиц-членов правления обладает необходимой финансовой грамотностью и свободным временем для выполнения данных функций, то владельцы недвижимости могут сэкономить часть средств жилтоварищества и не привлекать специалиста извне.
Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение
А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ, Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):
— ресурсоснабжающей организации — за поставку ресурсов; — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами — за оказанные услуги.
Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260, от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).
Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражение дохода ТСЖ в виде его агентского вознаграждения | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 90 «Продажи» |
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ и его агентского вознаграждения | 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:
Операция | Дебет счета | Кредит счета |
---|---|---|
Начисление платы за коммунальные услуги, подлежащей получению с собственников жилья | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 90 «Продажи» |
Поступление платы за коммунальные услуги ТСЖ | 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.
Оборотно-сальдовая ведомость по счету 96 за 2011 г.
Выводимые данные: бухгалтерский учет (данные бухгалтерского учета).
Счет |
Сальдо на начало периода |
Обороты за период |
Сальдо на конец периода |
|||
Оценочные обязательства и резервы |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
Дебет |
Кредит |
96 |
100 471,75 |
726 040,00 |
625 568,25 |
|||
Резерв на капитальный ремонт |
516 040,00 |
516 040,00 |
||||
Резерв на текущийремонт |
100 471,75 |
210 000,00 |
109 528,25 |
|||
Итого |
100 471,75 |
726 040,00 |
625 568,25 |
Вариант А. Ежемесячно на основании утвержденной общим собранием собственников жилья сметы производятся отчисления в резерв предстоящих расходов на капитальный и текущий ремонт здания. При этом дебетуется счет 86 «Целевое финансирование» и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование резерва производится по мере осуществления фактических расходов на запланированные мероприятия по ремонту общедомового имущества.
Вариант Б. Ежемесячно на основании утвержденной общим собранием сметы производятся отчисления в резерв предстоящих расходов на капитальный ремонт здания. При этом дебетуется счет 86 «Целевое финансирование» и кредитуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Использование резерва производится по мере осуществления фактических расходов на запланированные мероприятия по капитальному ремонту общедомового имущества. Резерв на расходы по текущему ремонту общедомового имущества не формируется.
Результаты деятельности ТСЖ предполагают определение результата от расходования целевых поступлений, поскольку основной целью создания и деятельности ТСЖ является выполнение уставных задач, а не получение прибыли. Этот результат формируется как сальдо счета 86 «Целевые поступления». После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья недоиспользованные средства могут быть перенесены на резервы предстоящих расходов, другие целевые мероприятия или смету будущего года. Перерасход по смете должен быть покрыт за счет дополнительных взносов собственников жилья.
Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» и после уплаты налогов переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Поскольку прибыль от предпринимательской деятельности должна быть направлена на реализацию уставных задач ТСЖ, логичным будет ее включение в состав сальдо счета 86 «Целевые поступления». Есть еще один вариант — учитывать эти суммы обособленно.
Вариант А. Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» и отражается после уплаты налогов на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья данная сумма присоединяется к целевому финансированию ТСЖ текущего периода.
Вариант Б. Результат от предпринимательской деятельности ТСЖ формируется на счете 99 «Прибыли и убытки» и отражается после уплаты налогов на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». После утверждения ежегодного отчета общим собранием собственников жилья данная сумма учитывается на счете 84 обособленно.
Сегодня понятие «учетная политика» уже не является новым для российского бухгалтера. За 20 лет реформ произведен переход от жестко регулируемой системы правил административно-командной экономики к рациональному выбору наиболее эффективных методов учета из множества возможных вариантов
Важно, какой критерий заложен в основу нашего выбора. От прямой ориентации на налоговую оптимизацию российские организации постепенно переходят к необходимости совершенствования качественных характеристик бухгалтерской отчетности
В данной статье были рассмотрены лишь некоторые из важнейших аспектов деятельности ТСЖ, которые необходимо отразить в учетной политике организации. В стороне остался учет субсидий из бюджета, учет льгот, предоставляемых собственникам жилья, и др. Предлагаем практическим работникам из сферы ЖКХ поделиться своими наработками в этой области.
Особенности бухучета в управляющей компании ЖКХ
Стандартной деятельностью всех управленцев является покупка необходимых ресурсов у соответствующих поставщиков и дальнейшая продажа их собственникам жилья.
Также к функциям УК относятся:
- Расчёты с собственниками жилых помещений.
- Учёт налогов.
- Учёт материалов.
- Вопросы оплаты труда сотрудников.
- Расчёты с другими контрагаентами.
При покупке и реализации ресурсов возникает дебиторская задолженность и некоторые расходы. Это является неизбежным моментом.
В связи с этим ведение бухучёта в УК проходит в несколько этапов:
- Выбор учётной политики. Здесь устанавливается и прописывается перечень правил, позволяющих учитывать все доходы, расходы и прочие активы организации. Чем точнее и тщательнее сформированы все нюансы и разобраны все вопросы, тем легче будет ведение бухгалтерского учёта на предприятии.
- Разработка и выбор плана счетов. Этот документ формируется и обновляется на основании приказа Министерства Финансов №94н. В план должны быть включены только те счета, которые по факту будут использоваться в трудовой деятельности УК.
- Утверждение форм первичных документов. УК могут использовать свои фирменные бланки, предварительно изготовив их, и утвердив, либо стандартные унифицированные формы документов. В том и другом случае вся документация должна быть закреплена в учётной политике компании.
- Ведение бухгалтерского учёта. Эти обязанности выполняют уполномоченные сотрудники по участкам.
- Предоставление отчётов. Главными документами является финансовый отчёт, бухгалтерский баланс и иные, предусмотренные ФЗ №402.
Первые три пункта в обязательном порядке должны быть оговорены и оформлены в отдельном приказе, который подписывают директор компании и главный бухгалтер.
В основные должностные обязанности главбуха входят:
- Контроль ведения всех участков бухгалтерского учёта.
- Контроль над кассовой дисциплиной и операциями.
- Оплата страховых взносов.
- Анализ налоговой политики.
- Осуществление финансового анализа.
- Формирование информационных систем бухучёта.
- Организация ведения бухучёта в компании.
- Подготовка и утверждение форм различных документов, рабочих планов и иной сопутствующей документации.
- Предоставление информации внутренним и внешним пользователям.
- Проведение проверок и ревизий.
- Контроль своевременного перечисления налогов в бюджет.
- Формирование учётной политики на предприятии.
- Контроль над введением хозяйственных операций.
- Формирование документации по недостачам и незаконной трате денежных средств жильцов.
Обязанности главного бухгалтера не имеют особых отличий от обязанностей такой же должности в других сферах деятельности.
Методика его ведения
Существуют две основные методики для ведения бухгалтерского учёта в жилтовариществе:
- Методика транзитных платежей.
- Фискальная методика.
При ведении учёта первым способом необходимо рассчитывать суммарную стоимость целевых расходов, оказанных услуг по обслуживанию совместного имущества и предоставленных коммунальных ресурсов. Потом рассчитанная стоимость разбивается на платёжные требования и поручения, включающие в себя следующие пункты:
- Платежи от владельцев квартир.
- Взносы на капитальный ремонт.
- Коммунальные платежи.
- Перечисления в резервный финансовый фонд.
- Оплата счетов сторонних привлекаемых организаций.
- Заработная плата сотрудникам.
Платежи собственников включают нецелевые взносы членов жилтоварищества, закреплённые уставом как постоянные.
ВАЖНО! Перечисление средств во внутренние резервные фонды ТСЖ производится отдельно бухгалтерской справкой, а не документом строгой отчётности, как остальные пункты.
Фискальный (типовой) метод учёта подразумевает приравнивание коммунальных платежей от жильцов к доходным поступлениям, облагаемым налогом по общей или упрощённой методике.
При данной методике сначала происходит сбор поступлений от участников товарищества в виде взносов, потом происходит перечисление платежей за оказанные услуги по ремонту совместного недвижимого имущества, а также платежей по выставленным квитанциям за предоставление коммунальных ресурсов. Затем данные средства зачисляются на баланс актива в дебетовую часть. Откуда берутся средства ТСЖ и как они используются, читайте тут.
После этого собранные средства направляются на текущие расходы:
- Оплата счетов компаний-поставщиков ресурсов.
- Оплата счетов прочих организаций.
- Начисление средств на счета резервных фондов.
Отличие типовой методики от метода транзитных платежей заключается в том, что типовая методика предполагает оплату расходов в последовательном порядке, после сбора средств, и поэтому подходит для жилищных товариществ с небольшим числом должников.
В транзитной методике предусмотрена возможность параллельного перечисления средств на счета организаций-поставщиков ресурсов в счёт будущих платежей по квитанциям. Данная методика подходит для ТСЖ с овердрафтными расчётными счетами или при использовании краткосрочных заёмных средств.
Налогообложение доходов ТСЖ может осуществляться как по общей, так и по упрощённой схеме расчёта.
Основная схема предполагает начисление налога на активы товарищества в размере 13%, а упрощённая схема позволяет выбрать процентную ставку в зависимости от базы, с которой рассчитывается налог:
- При выборе в качестве базы сумму всех доходов товарищества налог начисляется по ставке 6%.
- При выборе в качестве базы разность между доходами (активами) и расходами (пассивами) товарищества налог будет начисляться по ставке 15%.
Выбор базы при упрощённой схеме осуществляется правлением товарищества в зависимости от финансового положения.
ТСЖ и отечественное налогообложение
По умолчанию после регистрации ТСЖ, как и любая организация, находится на общей системе налогообложения. Но она имеет полное право перейти на УСН, и большинство выбирает этот вариант, поскольку в таком случае бухгалтерская деятельность и отчетность будут минимальными.
Отчетные документы, сдаваемые в ИНФС:
- декларация по «упрощенке»;
- декларация по налогу на доходы физических лиц-2;
- среднесписочная численность членов ТСЖ.
ТСЖ выполняет работы и оказывает услуги самому себе, а не другим сторонам, поскольку его главный вид деятельности – это содержание и ремонт собственных жилых помещений, это прямой показатель к использованию УСН. Средства, полученные от этой деятельности, не могут быть признаны доходами, а значит, существуют нюансы с начислением на них налогов.
Еще раз перепроверим: не являются доходами:
- вступительные взносы;
- членские взносы;
- паевые взносы;
- пожертвования благотворителей;
- спонсорская помощь;
- резервные отчисления;
- государственные субсидии.
Являются доходами и подлежат налогообложению:
- средства, полученные в результате коммерческой деятельности ТСЖ (реализационные и внереализационные – ст. 249 и 250 НК РФ);
- обязательные платежи по оплате содержания, текущего и капитального ремонта жилой собственности (письмо Минфина от 05.05 2006 г. №03-03-05/8);
- суммы, полученные от кого угодно, кроме учредителей и членов организации.
Расходами для целей налогообложения признаются траты, соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ: экономическая обоснованность и документальная подтвержденность.
ВАЖНО! Имеет решающее значение источник поступления средств, даже на одинаковые цели. Например, если финансы внесены собственниками ТСЖ на капитальный ремонт, они не подлежат налогообложению
Если эти же финансы внесены владельцами недвижимости, не являющимися членами ТСЖ, это будет считаться доходом и входить в налоговую базу.
Как и любая организация на УСНО, ТСЖ должно выбрать одну из форм налогообложения:
- платить НДФЛ со всех сумм, признанных доходами;
- выбрать схему «доходы минус расходы».
Если при регистрации не выбрать упрощенную систему налогообложения, ТСж автоматически окажется на ОСНО – общей системе, где оно обязано перечислять в бюджет все налоги и сборы, предусмотренные законом, и вовремя подавать необходимые декларации. Поэтому следует быть очень внимательными при регистрационных мероприятиях.
Главный риск деятельности ТСЖ
С точки зрения бухгалтерского учета, основная неприятность, которая может грозить ТСЖ, это банкротство. Оно наступает, если на счете не хватает резервных средств: поскольку ТСЖ – организация некоммерческая, в случае непредвиденных расходов чаще всего не из чего покрыть недостачу. Если такое случилось и спасти ТСЖ не получается, банкротство может быть одной из форм его ликвидации. Это тяжелое решение должно приниматься на общем собрании членов ТСЖ. Каких-то особенностей банкротства именно для ТСЖ закон не предусматривается, процедура обычна для всех организаций.
Разделы по учету материальной базы — основных средств, материалов, инвентаря
В разделе, посвященном учету основных средств, необходимо рассмотреть следующие моменты:
- Организацию четкого разграничения приобретаемого имущества на относящееся к целевой деятельности ТСЖ и не относящееся к ней. При этом следует учитывать, что по основным средствам, полностью используемым в основной (некоммерческой) деятельности, амортизация не начисляется. Учитывается их износ, и учет его ведется на забалансовом счете в пообъектной аналитике.
- Организацию разграничения имущества ТСЖ по его использованию на применяемое в основной деятельности (например, снегоуборочные машины, газонокосилки, аппаратура для видеонаблюдения) и являющееся результатом деятельности ТСЖ и увеличивающее общедомовое имущество (детские площадки, беседки во дворах, веранды и прочее). При этом используемое самим ТСЖ имущество учитывается на балансе ТСЖ как объекты основных средств, а вторая группа подлежит учету на забалансовых счетах. При этом затраты на создание общедомового имущества (например, устройство детской площадки) относятся на расходы по уставной деятельности ТСЖ.
В отношении материальных запасов и расходов нужно раскрыть:
- Порядок разграничения материальных затрат на относящиеся и не относящиеся к основной деятельности.
- Порядок учета. Возможны 2 варианта — с применением счета 10 «Материалы» и без применения счета 10 — с отнесением расходов сразу на счет 20 (26). При этом если учет ведется без использования балансового счета 10, то материалы и инвентарь, закупленные, но не сразу израсходованные, следует учитывать на специальном забалансовом счете по стоимости приобретения.
Об организации учета материальных запасов в ТСЖ подробнее читайте в статье «Особенности налогового и бухгалтерского учета МПЗ в ЖКХ».