Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля

Комментарий

Внутренний контроль направлен на обеспечение эффективности и результативности деятельности организации, достоверности и своевременности бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, соблюдение законодательства.

Требование к организации системы внутреннего контроля установлены ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Но этот документ только определяет это правило, но не устанавливает каким образом должен быть организован внутренний контроль.

Этот документ определяет:

Внутренний контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает (п. 3):

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом целей своей деятельности. Он должен обеспечивать предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности. Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена (п. 4):

а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства экономического субъекта;

б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются (п. 5):

а) контрольная среда;

б) оценка рисков;

в) процедуры внутреннего контроля;

г) информация и коммуникация;

д) оценка внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля в налогообложении

Внедренная налогоплательщиком система внутреннего контроля позволяет снизить налоговые риски. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) определяет систему внутреннего контроля следующим образом (п. 7 ст. 105.26 НК РФ):

«. под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»

Указанное выше правило имеет прямое отношение к налоговому мониторингу, но СВК может использоваться и налогоплательщиками не применяющими налговый мониторинг.

Определения из нормативных актов

«1. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя)».

Концепция планирования выездных налоговых проверок

В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска.

В связи с чем Федеральной налоговой службой разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@), предусматривающая новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Данный процесс носит открытый характер. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок.

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств.

Приложение N 1 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (концепция системы планирования выездных налоговых проверок)doc (52 кб)

Загрузить

Приложение N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@doc (61 кб)

Загрузить

Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(актуализировано с учетом данных за 2016 год)xls (45 кб)

Загрузить

Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@
(актуализировано с учетом данных за 2016 год)xls (45 кб)

Загрузить

Приложение N 5 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@pdf (33,5 кб)

Загрузить

Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (актуализированы с учетом изменений 2015 года)pdf (33,5 кб)

Загрузить

Воспрепятствование
доступу на территорию налогоплательщика

Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сборов, плательщика страховых взносов или налогового агента должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилых помещений) руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. Форма Акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица приведена в приложении 12 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

Доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.