Как рассчитать и оплатить налоги на землю в 2018-2019 году
Среди всех выплат и налогов, совершающихся гражданами РФ в пользу государства, земельный налог требует особого внимания. Вопросы, которые касаются данной юридической темы, требуют подробного изъяснения, ведь далеко не всегда понятно, кто, за что и сколько должен платить.
Что такое земельный налог – основные понятия и термины
Земельный налог – это денежные выплаты, которые совершаются физическими и юридическими лицами в государственную казну за право владения земельными участками. Все положения четко описаны в 31-й главе Налогового Кодекса РФ и распространяются на все регионы РФ, но местные власти имеют право их изменять и корректировать в рамках закона.
Земельный кодекс РФ отмечает, что пользование земельными участками в России платное. Согласно этому для вас, как гражданина РФ, налог является обязательным условием владения землей, если:
- вы являетесь владельцем участка земли (документально подтвержденное право собственности);
- вы имеете право бессрочно пользоваться землей (конкретным участком);
- определенная территория земли находится в вашем пожизненном владении.
Другие формы владения землей, например, аренда или временное владение участком, не подлежат налогообложению. В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.
Все аспекты, касающиеся установления, расчета, льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом». Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.
Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ
Изменения в расчете земельного налога в 2018 году
Любые государственные изменения нечасто радуют граждан, особенно если они касаются повышения цен, налогов, коммунальных платежей и т. д. Еще до 2016 года величина уплаты налога на землю начислялась в зависимости от балансовой стоимости земельного участка. Она была сравнительно низкой, как следствие – итоговая сумма также не была тягостной для собственников.
В связи со вступившими в силу изменениями, земельный налог в 2018 году начисляется, учитывая кадастровую стоимость участка земли, что предусматривает его возможное увеличение для определенных граждан на солидную сумму.
Но чтобы избежать резкого подъема увеличения налога на землю для населения, было принято решение постепенно повышать фискальную базу – каждый год в течение 5 лет на 20%. То есть при начислении уплаты за 2018 год учитывается стоимость земельного объекта в размере 80% от реальной.
Кадастровая стоимость объекта (еще ее называют налоговой базой) определяется расчетными организациями, учитывая ряд параметров, главные из которых – это местоположение земельной территории, ее предназначение, вид разрешенной деятельности и другие нюансы. Она заносится в реестр недвижимости и напрямую влияет на величину налогов.
Рыночная стоимость участка земли – это цена, установлена собственником-продавцом с учетом рынка недвижимости, и с которой согласен покупатель. Чтобы выгодно ее установить, владельцы часто прибегают к помощи независимых экспертов.
Узнать кадастровую стоимость объекта можно здесь – https://kadastr.ktotam.pro/, заполнив форму с адресом или введя кадастровый номер земельного участка:
Кадастровая стоимость чаще всего выше рыночной приблизительно на 25%, но бывает и еще больше. Более того, расчеты, проведенные разными экспертами, могут отличаться. Все это приводит к тому, что владельцы земельных наделов обращаются в суд с оспариванием оценки кадастровой стоимости, потому как величина налогов на землю получается завышенной.
Если иск был удовлетворен, то проводился перерасчет налогов и налогоплательщик платил меньшую сумму от начисленной ранее за текущий период. Так было до 2018 года включительно, но в 2019 году предусмотрены изменения в этом пункте, смотрите ниже
Налоговая декларация по земельному налогу – пример заполнения
Например, предприятие владеет земельным участком в Братском сельском поселении Красноперекопского района в Республике Крым. Кадастровый номер надела 78:10:0008822:331, стоимость участка составляет 2 850 044,70 руб. Участок был приобретен 1 апреля 2018 года. По окончании 2 и 3 кварталов уплачено по 8016 руб. авансовых налоговых платежей.
Территория предназначена для размещения на ней магазина для ведения торговой деятельности. В Решении сельского совета от 08.11.2017 г. № 487 указано, что для этой категории земель ставка налогообложения будет равна 1,5%. Расчет налогового обязательства:
-
При неполном периоде владения объектом налогообложения форма по КНД 1153005 должна отражать значение коэффициента Кв. В примере он равен 0,75 (9 полных месяцев владения активом / 12 месяцев в году), этот параметр указывается в строке 140 в разделе 2;
-
Производится расчет налога за год в стр. 150:
строка 110 разд. 2 х строка 120 разд. 2 х строка 140 разд. 2 = 2 850 045 х 1,5% х 0,75 = 32 063 руб.;
-
Выводится сумма к уплате по итогу года с учетом произведенных ранее авансовых платежей в стр. 030 разд. 1:
строка 021 разд. 1 – (сумма строк 023, 025, 027 разд. 1) = 32063 – (0 + 8016 + 8016) = 16 031 руб.
Могут ли оштрафовать за непредставление промежуточной отчетности
Если внимательно прочитать ст. 119 НК РФ на предмет состава нарушения, то видно, что ответственность в ней предусмотрена только за непредставление декларации (Статья 119 НК РФ). При этом декларация подается по итогам налогового периода, а по итогам отчетных периодов представляется расчет авансовых платежей (Пункт 1 ст. 55, п. 1 ст. 80 НК РФ).
Поэтому организациям и предпринимателям, несвоевременно представившим промежуточную налоговую отчетность, конечно, хотелось бы, чтобы их оштрафовали не по ст. 119, а по ст. 126 НК РФ. Ведь размеры штрафов по этим статьям принципиально разные. Да и Президиум ВАС РФ давным-давно указал, что за несвоевременное представление авансовых расчетов штрафа по ст. 119 НК РФ быть не может (Пункт 15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Но давайте посмотрим, что же происходит на практике.
Напомним, что штраф по ст. 119 НК РФ считается от суммы неуплаченного налога, подлежащей уплате на основе несвоевременно представленной декларации, но в любом случае он будет не меньше 1000 руб. (Статья 119 НК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 418/10).
Штраф по ст. 126 НК РФ — фиксированный, он составляет 200 руб. (Пункт 1 ст. 126 НК РФ).
Непредставление расчетов по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам
С этими налогами позиция сформировалась еще несколько лет назад. Это видно даже по тому, что с 2007 г. судебные споры на эту тему прекратились. Ведь по итогам отчетных периодов по ним представляются не декларации, а именно расчеты:
— Налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество организаций (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 20.02.2008 N 27н);
— Налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу (Приложение N 1 к Приказу Минфина России от 23.03.2006 N 48н);
— Налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу (Приложение N 3 к Приказу Минфина России от 16.09.2008 N 95н).
Поэтому за несвоевременное представление этих расчетов грозит штраф в размере 200 руб.
Непредставление «прибыльной» декларации по итогам отчетного периода
По этой отчетности вопрос со штрафом до сих пор спорный. А все из-за того, что законодатель назвал эту отчетность, которая, по сути, является авансовым расчетом, «налоговой декларацией упрощенной формы» (Пункты 2, 3 ст. 289 НК РФ). Поэтому единого подхода к решению вопроса, каков будет размер штрафа в этой ситуации, нет ни у Минфина с ФНС, ни у судов.
Позиция контролирующих органов
Как ни странно, Минфин и ФНС заняли разные позиции.
— Подход ФНС. Налоговая служба, безусловно, голосует за штраф по ст. 119 НК РФ, наверное, потому, что он больше (Письмо УФНС России по Московской области от 22.01.2007 N 24-17/0038; Письмо МНС России от 08.12.2003 N 14-3-04/3243-4-ау387).
— Подход Минфина. Он считает, что декларация по налогу на прибыль за отчетный период по существу является расчетом авансового платежа. Поэтому за ее несвоевременное представление должен взиматься штраф по ст. 126 НК РФ (Письмо Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228). И в этом действительно есть логика. Ведь штраф по ст. 119 НК РФ рассчитывается от суммы налога, которую надо уплатить (доплатить) организации по декларации. Налог исчисляется только по окончании налогового периода (Пункт 1 ст. 55 НК РФ) (по налогу на прибыль это календарный год (Пункт 1 ст. 285 НК РФ)). А по итогам отчетного периода рассчитываются авансовые платежи (Пункт 1 ст. 55, п. 2 ст. 285 НК РФ).
Позиция судов
Судебная практика неоднозначна. Покажем это на примере судебных решений за последние 3 года.
Должен взиматься штраф по ст. 119 НК РФ
Должен взиматься штраф по ст. 126 НК РФ
Постановления — Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2010 по делу N А19-29991/09 — ФАС ВСО от 28.04.2010 по делу N А69-2291/2009 — ФАС СКО от 25.03.2010 по делу N А32-22556/2009-59/544 — ФАС ЗСО от 25.01.2010 по делу N А70-7520/2009, от 22.01.2010 по делу N А70-7521/2009 — ФАС ВСО от 21.01.2009 N А74-1719/08-Ф02-7037/08
Постановления — Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2010 N 09АП-8266/2010-АК — ФАС СКО от 22.12.2009 по делу N А32-19097/2009-51/248 — ФАС МО от 16.09.2008 N КА-А40/8744-08 — ФАС ЗСО от 30.04.2008 N Ф04-2245/2008(3162-А81-26)
Скоро ответ на этот спорный вопрос дадут высшие судьи, поскольку такое дело уже передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ (Определение ВАС РФ от 27.05.2010 N ВАС-3299/10).
Итак, за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за отчетный период, скорее всего, оштрафуют по ст. 119 НК РФ. И если вы готовы спорить с налоговиками, то еще в возражениях на акт проверки (Пункт 6 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ) отразите позицию Минфина, согласно которой штраф должен взиматься по ст. 126 НК РФ.