Основания для отмены решения налогового органа
Пункт 14 ст. 101 НК дает общее понимание существенных условий рассмотрения материалов по акту контроля. Признавая те или иные положения в законе существенными, государство тем самым дает гарантии налогоплательщикам в том, что их интересы защищены. Следует запомнить, что они:
- дают реальную возможность предпринимателю ознакомиться и досконально изучить все интересующие его проверочные материалы;
- обеспечивают проверяемому лицу дачу им пояснений и опровержений по возникающим вопросам в рамках проверки;
- требуют соблюдения иных процедур для недопущения вынесения незаконного решения.
Если вы уверены в том, что хотя бы одно из указанных условий инспекторы на деле не удосужились соблюсти и это причинило вам вред, то решение признается незаконным. Отменить состоявшееся решение по налоговой проверке вправе вышестоящий фискальный орган или суд.
Распространенные примеры отмены решений по итогам налоговых проверок
Весь массив недостатков фискальной работы при рассмотрении итогов налогового контроля можно разделить на несколько групп, касающихся:
- несоблюдения уведомительного порядка;
- неправильного составления процессуальной документации;
- несоответствия выводов фактам при вынесении решения;
- неверного толкования и применения законов.
Самая частая причина того, что фискальные решения признаются незаконными, выражается в игнорировании инспекторами порядка вручения извещений о явке. Тем самым предприниматель лишается возможности защититься от претензий налоговиков. Понимая это, вышестоящие органы в таких ситуациях всегда идут навстречу людям и отменяют незаконные требования.
Вместе с тем, если инспекторы постараются и документально докажут, что предприниматель получил уведомление в срок, но сам не воспользовался правом на защиту, то решение не отменяется и нарушитель получает по заслугам.
Далее нужно указать примеры того, когда проверяемое лицо не ознакомилось с проверочными материалами. В этом случае вышестоящий орган исследует, по какой причине это не состоялось. Одно дело, когда налогоплательщик сам не изъявил такого желания и не подал соответствующего заявления. Другое дело, если фискалы препятствовали изучению всей документации налогоплательщиком или игнорировали его заявления. Логично, что выводы там и здесь будут различными.
Кроме того, вышестоящая инстанция анализирует, какие именно материалы не были изучены предпринимателем и как они повлияли на содержание первоначального решения. Если сведения носили формальный характер и особой ценности не представляли, то это нарушение не влечет отмену правового акта первой инстанции.
Другими примерами служат случаи, когда фискалы решали участь налогоплательщика:
- с учетом доказательств, добытых вне рамок контрольных мероприятий;
- в лице чиновника, который не имел права этим заниматься;
- нарушив всевозможные сроки;
- внося изменения в уже состоявшееся решение, причем не в пользу предпринимателя.
Но надо учесть, что признание недействительными решений первой инстанции по формальным признакам не во всех случаях гарантирует окончательную победу над злом
Зачастую это может привлечь нежелательное внимание вышестоящих фискалов и инициирование ими повторной проверки с доначислением тех же денежных сумм. И в таком случае надо будет уже искать аргументы для отмены второго решения по существу спора
Правоприменители соглашаются с тем, что фискалы часто нарушают процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения решений. Такие ошибки затем используются предпринимателями для отмены незаконных актов. Но следует иметь в виду, что как вышестоящие налоговые органы, так и суды тщательно и скрупулезно анализируют каждый спор, исследуют все доказательства и поэтому предсказать исход дела невозможно.
Надо учитывать, что заявлять о несоблюдении существенных условий следует сразу, как вам только стало о них известно. Чем раньше их выявить и указать на них, тем выше шанс отмены благоприятного решения проблем.
Вступление в законную силу решения по результатам налоговой проверки
Налогоплательщику дается один месяц на то, чтобы попытаться отменить незаконное решение. Об этом говорит п. 9 ст. 101 НК. Этот срок начинает течь с того дня, как он получил на руки правовой акт.
Если документ направлялся вам заказной почтой, то шестой день со дня отправки корреспонденции считается отправной точкой отсчета вышеуказанного срока.
Если вы не согласны с выводами первого налогового органа, то подаете так называемую апелляционную жалобу. Суть этого документа — обжалование решения, не вступившего в законную силу.
Апелляционное обжалование — обязательная часть досудебной процедуры. При реализации этого сценария возможны три варианта развития событий:
- Вышестоящий орган оставляет вашу жалобу без рассмотрения. Такой нежелательный исход дела приведет к тому, что первоначальное решение обретет законную силу и вам придется платить все те суммы, что там указаны.
- Вышестоящий орган отменяет первоначальное решение и взамен принимает новое. В этом случае день его вынесения также будет считаться и днем вступления в силу.
- Первоначальное решение вступает в силу не полностью, то есть в той части, что не отменена вышестоящей инстанцией и не обжалована налогоплательщиком.
Вы сдаете свою жалобу в тот орган, который первый раз рассматривал ваше дело. Затем последний в 3-х дневный срок обязан перенаправить ее со всей документацией в вышестоящую инстанцию.
Может ли запись на курсы: «особенности бухгалтерского и налогового учета в строительстве»помочь в обеспечении защиты?
Трудности ведения бухучета в строительстве, огромный массив документации, непрерывный поток информации и высокая ответственность — все эти факторы в совокупности вынуждают главбуха постоянно повышать профессиональный уровень, неизменно находиться в состоянии максимальной концентрации внимания и быть в курсе всех последних изменений в профильном законодательстве.
Цена бухгалтерской ошибки в строительном деле очень высока и может обернуться огромными штрафами и неустойками. Зачастую такое случается в силу незнания или неправильного толкования норм того или иного документа, что по итогам налоговой проверки выливается в миллионные убытки.
На самостоятельное изучение нужного объема информации уходит масса времени, которое не всегда есть у занятого бухгалтера. Поэтому на помощь приходят узкопрофильные специалисты, с подачи которых исключаются или минимизируются материальные потери в результате налоговых притязаний.
И если специалисты именно узкопрофильные и обкатанные в судах, то такие курсы вам помогут. Ищите настоящих специалистов.
По итогам рассмотрения материалов итогов контроля комплексную профессиональную поддержку можно получить путем:
- получения консультации на профильном сайте;
- записи на соответствующие бухгалтерские курсы.
Каков порядок оформления результатов проверки?
Результаты проведенной налоговыми органами проверки должны быть оформлены актом проверки по форме, приведенной в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки» (далее — Приказ ФНС России N САЭ-3-06/892@, Требования), который составляется:
- по результатам выездной налоговой проверки — в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке;
- в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки — в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Акт налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых и выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.
Акт налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой (п. 1.6 Требований).
Составная часть акта |
Содержание части акта |
Вводная часть |
Общие сведения о проводимой проверке и проверяемом учреждении, его филиале, представительстве |
Описательная часть |
Систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятияобоснованного решения по результатам проверки |
Итоговая часть |
Выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений |
Общие требования к содержанию акта проверки приведены в п. 3 ст. 100 НК РФ, согласно которому он должен в обязательном порядке содержать следующие сведения:
- дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
- полное и сокращенное наименования автономного учреждения. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
- фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;
- дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
- дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);
- перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
- период, за который проведена проверка;
- наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
- даты начала и окончания налоговой проверки;
- адрес места нахождения учреждения;
- сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;
- документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
- выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.
Более подробные сведения о том, какую информацию должен содержать акт налоговой проверки, содержатся в Требованиях.
В течение пяти дней с даты составления акта он должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку либо передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняется от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и последний направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно
В отношении налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2019 года сотрудники ФНС налогоплательщиков знакомить с материалами налоговых проверок будут заблаговременно. Ранее налоговики могли откладывать ознакомление проверяемого лица с материалами проверки вплоть до начала рассмотрения дела. Но теперь оттягивать предъявление материалов до последнего момента налоговые органы не смогут. В случае, если предъявленные в ходе исследования доказательства не предоставлялись налогоплательщику до начала рассмотрения, материалы исследоваться не будут. Такое положение содержит пп. 2, 4 ст. 101 НК РФ в новой редакции Федерального закона от 03.08.2019 № 302-ФЗ.
|