Платежи по системе «платон» можно зачесть в уплату транспортного налога

Льготы по транспортному налогу Платон

Это достаточно болезненный вопрос, поскольку грузоперевозчики продолжают настаивать, что вычет Платона из транспортного налога несущественно влияет на налоговую нагрузку. Кроме того, аргументом в этом споре служит и тот факт, что за пропорционально пробегу грузовика бюджет пополняется за счет топливного акциза, и однозначный компромисс о том, дублирующиеся ли это сборы пока не достигнут.

Тем не менее, тот факт, что система взимания платы Платон и транспортный налог различаются в десять и более раз по сумме, обязательной к уплате, сомнений не вызывает. Но Росавтодор продолжает настаивать на отмене льготного тарифа в 1,53 рубля и переходу к ставке в 3,06 рублей, что сделает платежи еще более ощутимыми для транспортных компаний.

фото с сайта www.vedomosti.ru

Напомним, что льготный пятидесятипроцентный тариф был установлен в качестве переходного, при внедрении нового вида сборов в 2015 году. С 1 марта 2016 предполагался переход на полную стоимость, однако, идя навстречу бизнесу, правительство продлило действие пониженной оплаты. Министерство экономического развития выступает с инициативой сохранить такую практику до 2019 года.

На сегодняшний день консенсус между двумя ведомствами не достигнут, а транспортные компании обещают проводить акции протеста против повышения в ближайшее время. Таким образом, применение схемы «Платон в зачет транспортного налога» пока является единственным способом увеличить прибыльность грузоперевозчиков.

В тюрьму за неуплату

Новый законопроект предлагает не менять сложившийся порядок, оставив действующего оператора «РТ–Инвест Транспортные системы» до конца концессионного периода.

Деньги с грузоперевозчиков будут поступать на специальный счет компании–оператора, после чего они будут перечисляться в бюджет. Федеральной налоговой службе, по задумке законотворцев, оставят обязанность по взысканию задолженности с компаний–неплательщиков.

Появление этого сбора в Налоговом кодексе неоднозначно оценивается экспертами и бизнес–сообществом. Но главная опасность — сильно возрастающая ответственность за неплатежи, вплоть до уголовной. В случае неуплаты сбора будут взиматься штрафы: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2029 года включительно в размере 10% от неуплаченной суммы.

А вот невыполнение налоговых обязательств, согласно уголовному законодательству страны, может караться реальным сроком. В связи с этим президент Российского союза промышленников и предпринимателейАлександр Шохин предлагает ввести минимум на 10 лет переходный период, избавляющий от уголовной ответственности после включения в Налоговый кодекс этих платежей.

Принимая подобные решения, правительство пытается загнать перевозчиков, которые сопротивляются системе «Платон», в угол. По нашим данным, до 30% всех перевозчиков России не зарегистрированы в системе и не собираются этого делать. А половина от уже зарегистрированных в «Платоне» просто не платят этот сбор. Вероятнее всего, мы обратимся в Конституционный суд России с вопросом, на каком основании в налоговое законодательство страны включается неналоговый сбор. Будет интересно послушать объяснения другой стороны. Я планирую подать иск к «РТ–Инвест Транспортные системы». Каким образом у них оказались мои персональные данные? Ведь я не заключал с компанией договора, не давал своего согласия на обработку моих персональных данных. Однако штрафы продолжают приходить.

Сергей Владимиров

председатель Объединения перевозчиков России

Мы положительно оцениваем данную инициативу. Во–первых, наконец–то будет покончено со спекуляциями на тему того, куда уходят деньги, поступающие в систему «Платон», в чей карман и каким именно людям. Потому что отныне средства официально будут поступать в налоговые органы. Во–вторых, наступит очень неприятный момент для тех участников рынка, которые осознанно не платят сбор и тем самым создают недобросовестную конкуренцию. С закреплением сбора «Платон» в налоговом законодательстве как обязательного за его собираемостью будут следить уже сами налоговые органы. А мы все знаем, что сегодня, если кто–то не заплатил хоть копейку налога, Федеральная налоговая служба может заблокировать расчетные счета и приостановить деятельность компании.

Владимир Матягин

президент ассоциации «Центр объединения перевозчиков «Грузавтотранс»

Обсуждаем новости здесь.
Присоединяйтесь!

Схема работы системы Платон

Сбор обязательного платежа за использование федеральных автотрасс осуществляется через специально разработанную негосударственную систему. Ежедневно весь объем собранных средств перечисляется в общегосударственный бюджет.

Непосредственно с собственников крупнотоннажных грузовиков оплату взимает коммерческий оператор, которым на сегодня является организация «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Регистрационная процедура

Для того, чтобы начать использовать систему, финансовые затраты не требуются, достаточно лишь пройти процедуру, включающую в себя:

  • Регистрация большегрузного транспорта в Платоне;
  • Открытие лицевого счета;
  • Открытие личного кабинета.

Дальнейшее использование также абсолютно бесплатно для грузоперевозчиков. Оплата снимается только за те километры, которые фактически проехала машина по дорогам федерального значения. Конечно, тарифы в системе установлены достаточно высокие, и именно они вызвали бурю протестов.

фото с сайта www.rwr.ru

Тарифы

Владельцам крупнотоннажных грузовиков придется заплатить:

  • На сегодня – 1,53 рубля за километр;
  • Планируемое в ближайшее время повышение – 3,06 рубля за каждый километр пути;
  • С 1.01.2019г – 3.73 рубля за каждый километр пути.

Поэтапное повышение призвано позволить бизнесу адаптироваться к новым условиям, пересмотреть политику ценообразования и психологически привыкнуть к необходимости таких сборов. С той же целью производится зачет транспортного налога в счет платежей Платона.

Способы подсчета оплаты

Разработчики системы предлагают два способа учета километража, исходя из которого и снимается оплата. Собственник вправе сам выбрать наиболее удобный способ расчета:

  • Бортовое устройство. Оператор бесплатно предоставляет транспортным компаниям бортовые устройства, имеющие непрерывную связь с навигационными системами. Во время поездки, информация о перемещение автоматически считывается устройством и передается оператору. Расчет оплаты также происходит в автоматическом режиме. Каждое бортовое устройство закрепляется за определенным грузовиком, и не может переставляться между двумя машинами одного перевозчика. Поэтому число выданных оператором устройств должно соответствовать общему количеству транспортных средств.
  • Маршрутная карта. Может использоваться как основной метод исчисления, или как временный на период поломки бортового устройства.

фото с сайта ruplaton.ru

Возможные способы оформления маршрутной карты:

  • Разработанное компанией-оператором мобильное приложение;
  • Онлайн в личном кабинете системы «Платон»;
  • При посещении центра поддержки пользователей.

Для проведения оплаты не имеет значения, планируется ли уменьшение транспортного налога на Платон. Перевод денег оператору производиться авансом, общая сумма которого ничем не регламентируется. Но поскольку поездка оплачивается еще до начала, разумно будет позаботиться о том, чтобы внесенных средств было достаточно для всего предполагаемого маршрута. Постоянно существующий запас на лицевом счете убережет грузоперевозчика от досадных задержек и простоев в пути.

Способы пополнения счета

фото с сайта ideagram.ru

Пользователям Платона предлагается пополнять лицевой счет любым удобным для него способом:

  • Через банковский перевод;
  • Через личный кабинет банковской картой;
  • В центре поддержке пользователей;
  • Через мобильное приложение.

Снятие денег со счета будет производится автоматически по мере того, как навигационная система считывает передвижение крупнотоннажника по данным бортового устройства.

С благими целями

Введение системы «Платон» в ноябре 2015 года стало сильнейшим стрессом для рынка грузовых автоперевозок.

Руководство страны посчитало, что, помимо транспортного налога, грузоперевозчики должны платить за вред, который их большегрузы наносят асфальтовому покрытию федеральных трасс. Название системы возникло от сокращения «плати за тонну». Сбору подверглись владельцы всех транспортных средств массой свыше 12 т.

Был введен тариф оплаты из расчета 1 км пройденного грузовиком пути. Перевозчиков обязали устанавливать на борту специальное оборудование, которое в автоматическом режиме начисляло бы сбор и снимало средства со счета предпринимателя. Деньги шли в дорожный фонд страны и направлялись потом на ремонт дорог.

Появление «Платона» очень резко отразилось на рынке грузоперевозок. Если в 2015 году, по оценкам участников, около 75% рынка занимали частники, для которых одна фура являлась фактически единственным источником дохода, то в 2017 году их доля снизилась до 60%.

Налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, учитываются в прочих расходах

То есть если ПП ≥ ТНисчисл., то ТН не уплачивается.

Если ПП {amp}lt;ТНисчисл., то ТНк уплате = ТНисчисл. — ПП.

Например, если в 2017 году сумма исчисленного транспортного налога равна 40 000 руб., а плата в систему «Платон» – 35 000 руб., то уплате в бюджет подлежит сумма налога, равная 5 000 руб. (40 000 — 35 000). Если же плата в систему «Платон» будет выше транспортного налога (например, составит 48 000 руб.), то транспортный налог в бюджет не уплачивается.

В целях применения гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами на основании п. 1 ст. 252 НК РФ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Таким образом, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, по которым она является налогоплательщиком, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

При этом под начисленными налогами и сборами следует понимать налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет, отраженные в соответствующих декларациях.

Определение суммы указанной платы, не учитываемой при определении налоговой базы по итогам отчетных периодов, производится исходя из суммы авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленной налогоплательщиком в соответствии с гл. 28 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания платы.

Как разъяснил Минфин в вышеупомянутых письмах, для целей исчисления налога на прибыль в расходах учитывается только та часть платы в счет возмещения вреда, которая не участвовала в уменьшении суммы соответствующего транспортного налога, исчисленного в соответствии с гл. 28 НК РФ.

Как понимать норму, изложенную в п. 48.21 ст. 270 НК РФ?

Расходы в виде суммы платы в систему «Платон» в течение налогового периода учитываются в расходах для целей налогообложения в размере превышения этой платы над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении указанных ТС.

Что касается отчетных периодов, в налоговых расходах учитывается сумма платы за этот период, уменьшенная на сумму исчисленных авансовых платежей за данный период по транспортному налогу в отношении названных ТС. (То есть за большегрузные транспортные средства авансовые платежи по транспортному налогу в силу п. 2 ст. 363 НК РФ организация не уплачивает, но исчисляет для сравнения с платежами в систему «Платон»).

Например, если в 2017 году сумма исчисленного транспортного налога равна 40 000 руб., а плата в систему «Платон» – 48 000 руб., транспортный налог в бюджет не уплачивается, а сумма превышения – 8 000 руб. (48 000 — 40 000) – учитывается в расходах для целей налогообложения прибыли.

Тем не менее, внесенную в федеральный бюджет плату за возмещение ущерба большегрузами еще можно учесть в качестве льготы и отразить в декларации 2018 года.

Декларация по транспортному налогу за 2018 год, которую обязаны не позднее 1 февраля 2019 г. подать все юридические лица, владеющие транспортными средствами, осталась прежней (в ред. приказа ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@). В связи с окончанием льготного периода 2016-2018 годов по транспортному налогу была принята новая форма транспортной декларации, которая начнет действовать с отчетности за 2019 год (Приказ ФНС России от 26.11.2018 № ММВ-7-21/664@).

Налоговый вычет «Платон» в период своего действия применялся следующим образом:

  • если сумма платежей по системе «Платон» превышала исчисленный транспортный налог, то собственник авто полностью освобождался от уплаты налога;

  • если размер платы был меньше транспортного налога, рассчитанный налог уменьшался на сумму платы, то есть применялся налоговый вычет.

Важная особенность для компаний, владеющих большегрузами свыше 12 тонн — отсутствие авансовых платежей за каждый квартал по транспортному налогу. Такое право до 2019 г. было закреплено в п. 2 ст. 363 НК РФ на федеральном уровне, несмотря на требование уплаты ежеквартальных авансов региональным законодательством.

Можно ли уменьшить транспортный налог на суммы, уплаченные по Платону

  1. По итогам года заплатите разницу между налогом и платой за год. Сумма берется из операторского отчета. Если размер платы больше налога, его можно не оплачивать.
  2. В строке 280 Налоговой Декларации ставят код 40200. В строке 290 — плату за год. Строка 300 — налог, который был уменьшен на плату. Если размер платы составил больше, ставьте 0.
  3. В налоговом учете учитывается в расходах разница между «Платоном» и налогом. Пример: налог за год составил 14 000 рублей, плата в систему — 11 000 рублей. Учитывайте только 3 000 рублей налога.
  4. Авансовые платежи по налогу по большегрузам можно рассчитать, но не надо платить. В декларации их не отражают. Исчисленные авансовые платежи в расходах также не учитываются.

Заявление о возврате переплаченных средств подается в течение трех лет со дня уплаты данной суммы. Это значит, что физические лица могут предоставить документы, которые подтверждают их право на вычет по системе «Платон», в течение трех лет от даты возникновения права на льготу.

Как уменьшить транспортный налог на Платон?

Собственники большегрузных автомобилей, которые осуществляют оплату за проезд по бесплатным федеральным автотрассам имеют полное право сделать зачет Платона в счет транспортного налога, уменьшив таким образом финансовые расходы.

фото с сайта 112.ua

Математические вычисления при этом относительно просты. Вычисляя транспортный налог, Платон учитывается по следующему алгоритму:

  • Исчисление транспортного налога(ТН) за крупнотоннажный грузовик в обычном порядке;
  • Вычисление суммы, подлежащей к оплате с учетом средств, оплаченных оператору системы Платон.

Алгоритм исчисления стандартного ТН

Итак, для начала необходимо вычислить ТН. Следует учитывать, что этот вид сборов вносится в бюджет субъектов РФ и регламентируется их законодательными актами. Значит необходимые для расчетов параметры нужно искать в региональных нормативных документах, и именно в законе «О транспортном налоге», который принят в данной административной единице.

Обратите внимание, что ТН взимается по месту регистрации транспортного средства. Соответственно ориентироваться необходимо на нормы, действующие там, где грузовик был поставлен на учет в ГИБДД

Сумму стандартного ТН для грузовика вычисляют исходя из следующих параметров:

  • Действующая налоговая ставка;
  • Время владения транспортом;
  • Мощность двигателя.

Налоговая ставка разнится от региона к региону, и устанавливается дифференцированно в зависимости от мощности двигателя. Соответственно, чем больше лошадиных сил имеет большегрузный автомобиль, тем выше будет действующая для него ставка.

К примеру, для грузовиков от 200 до 250 л.с., зарегистрированных в Курской области, действующая ставка составляет 57 руб. за каждую лошадиную силу. ТН, причитающийся за 2016 год с 220-сильного крупнотоннажника будет равняться:

220 × 57 = 12 540 рублей

фото с сайта widefon.com

Но как быть, если владелец приобрел грузовик на протяжение года? Ведь в этом случае оплачивать полную сумму нелогично. Российское законодательство предусмотрело такую ситуацию, и позволяет оплачивать только месяцы фактического владения. К примеру, с того же большегруза, но купленного 21 августа 2016 года, причитается плата только с августа по декабрь – за 5 месяцев.

220 × 57 × 5/12 = 5225 рублей

За месяц, в котором была проведена сделка купли-продажи, ТН налог начисляется и продавцу, и покупателю. Собственник учитывает месяц покупки, зачисляя Платон в счет транспортного налога. Такое же право предоставлено и предыдущему владельцу, вне зависимости от того, в начале или в конце месяца произошла сделка.

Как зачесть Платон в транспортный налог?

Ввиду того, что такая схема работает только первый год, вопросы правильного ее оформления поднимаются достаточно часто. Черпать информацию следует в ст. 346.16, ст. 264, и ст. 270 Налогового Кодекса. Формула расчета выглядит следующим образом:

Годовая сумма, которую следует учесть в расходах = средства, перечисленные оператору «Платона» за отчетный год – сумма ТН, полагающаяся к оплате за тот же период

фото с сайта www.gazeta.ru

Далее грузоперевозчики, уплачивающие транспортный налог и Платон, бухгалтерские проводки выполняют следующим образом:

  • В случае, если в результате предыдущих вычислений получено нулевое значение, то в расходы не записывается ничего;
  • В случае, если в результате вычислений получено отрицательное значение, то в расходы следует учесть ТН, подлежащий уплате.

Автоперевозчики зачастую предлагают мысль о том, чтобы переложить плату за проезд по автодорогам федерального значения на заказчиков. Такой подход крайне нецелесообразен, поскольку транспортная компания теряет возможность применить формулу «транспортный налог вычет Платон», а компания-заказчик не сможет указать эту сумму в своих расходах, поскольку это обязательный платеж для перевозчика, а не для заказчика.

Транспортный налог и Платон – в чем разница

В то время, как транспортным налогом (ТН), облагаются весь зарегистрированный транспорт, система Платон применяется только к грузовому автотранспорту, максимальная разрешенная масса которых составляет более 12 т. Оплата взимается за километраж, который большегруз проехал по бесплатным федеральным автотрассам, и направляется в федеральный бюджет для восстановления и развития транспортной инфраструктуры.

Противники внедрения системы апеллировали к тому, что они, как налогоплательщики, уже оплачивают транспортный налог в бюджеты субъектов РФ. Целевое предназначение такого вида платежей также обозначено, как ремонт и строительство автодорог. Вопрос о том, что система «Платон» и транспортный налог являются дублирующими, стоял крайне остро.

фото с сайта 24smi.org

В результате был достигнут некий компромисс, нашедший отражение в федеральном законе №249-ФЗ. В нем прописаны нормы, согласно которым собственники имеют право на уменьшение транспортного налога на сумму платежей Платон. Несмотря на то, что многие автоперевозчики не считают такое послабление достаточным и продолжают нарекать на чрезмерность налоговой нагрузки, на сегодня это единственный законный способ налогообложения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.