Услуги общественного питания в лечебном учреждении
В Постановлении ФАС УО от 13.03.2013 N Ф09-1104/13 налоговики доначислили предпринимателю НДФЛ на том основании, что деятельность, связанная с получением им дохода от муниципального учреждения в связи с исполнением муниципального контракта на оказание услуг общественного питания по организации лечебного питания, не подпадала под действие специального налогового режима (в виде ЕНВД), а облагалась по общей системе налогообложения.
Арбитры налоговиков поддержали. Позиция была основана на том, что согласно условиям муниципального контракта обязанности исполнителя (предпринимателя) были сведены к приготовлению лечебного питания и выдаче, доставке лечебного питания только в отделения (подразделения) заказчика. Получение и выдача пациентам лечебного питания осуществлялись уполномоченными заказчиком лицами.
В приложении 1 к договору аренды был приведен перечень передаваемого в аренду имущества, среди которых здание пищеблока и здание пищеблока детского тубсанатория, а также имеющееся в них оборудование. При этом перечисленное в приложении 1 к договору аренды оборудование предназначалось для приготовления пищи, в его перечень не включалось имущество, необходимое для организации потребления пищи (вилки, ложки, тарелки, кружки и т.д.).
Предприниматель представил суду дополнительное соглашение к договору аренды, в котором была уточнена арендуемая площадь: общая площадь 337,9 кв. м включала 30 кв. м (по 5 кв. м на каждое отделение лечебного учреждения) под зал обслуживания пациентов больницы. Однако суд оценил это соглашение критически на том основании, что отсутствовали акты приема-передачи этих помещений, их границы не были обозначены в плане экспликации, месторасположение их не было индивидуализировано. В связи с этим арбитры признали неподтвержденным факт исполнения дополнительного соглашения к договору аренды в части передачи залов обслуживания.
Суд также отметил, что аренда отдельных площадей в стационаре, именуемых залами обслуживания, при отсутствии доказательств осуществления в указанных помещениях деятельности именно налогоплательщиком основанием для применения специального налогового режима не являлась
При исследовании вопроса фактического оказания услуг по потреблению произведенной продукции суд принял во внимание также факт отсутствия у предпринимателя работников, в должностные обязанности которых входила раздача больным пищи
Налоговики, допросившие работников больницы, выяснили, что получали пищу в пищеблоке, забирали грязную посуду для мойки, раздачей пищи занимались медсестры, пища потреблялась либо в специально отведенных местах, либо в палатах, где лежали тяжелобольные; ложки, вилки, тарелки принадлежали лечебному учреждению, за них отвечала сестра-хозяйка.
Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, арбитры пришли к выводу, что предприниматель по муниципальному контракту оказывал услуги по приготовлению и доставке лечебного питания до отделений лечебного учреждения без создания для пациентов условий для потребления лечебного питания и без использования залов обслуживания (принадлежащих и используемых лечебным учреждением), соответственно, такая деятельность была правомерно отнесена налоговым органом к деятельности, подлежащей налогообложению по общей системе налогообложения, предусматривающей исчисление и уплату НДФЛ.
Суд также признал правомерным вывод налогового органа о том, что в рассматриваемом случае в связи с отсутствием розничной реализации продукта потребителю налогоплательщик фактически оказывал услугу юридическому лицу — муниципальному лечебному учреждению, что не могло быть квалифицировано как оказание услуг общественного питания.
С последним выводом судей согласиться нельзя, потому что потребителями услуги являлось не лечебное учреждение, а физические лица (его пациенты).
Минфин, кстати, придерживается такой же точки зрения. В Письме от 09.08.2013 N 03-11-06/3/32245 разъяснил, что предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общепита с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты организации общепита, не имеющие зала обслуживания посетителей, в том числе по договору с организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, при соблюдении положений гл. 26.3 НК РФ может быть переведена на уплату ЕНВД независимо от того, кто оплачивает услуги общественного питания: физические лица — потребители данных услуг или юридические лица (индивидуальные предприниматели) — заказчики данных услуг.
Розница + Продажа карт экспресс-оплаты
Если вы платите ЕНВД по розничной торговле и попутно с другими товарами торгуете картами экспресс-оплаты (картами оплаты услуг связи сотовых операторов и интернет-провайдеров), советуем вам изучить договор с оператором (провайдером).
Когда вы покупаете карты оплаты у оператора (провайдера) для дальнейшей перепродажи (то есть право собственности на карты переходит к вам), то их продажа «укладывается» в торговую деятельность . Это значит, что выделять продажу таких карточек из розничной торговли, облагаемой ЕНВД, не нужно.
А вот если вы продаете такие карты по посредническому договору от имени оператора или провайдера (например, по агентскому договору), то ситуация более сложная. По мнению Минфина, это уже не розничная торговля, а посредническая деятельность. И с нее надо платить налоги по общему режиму или по упрощенной системе .
Письма Минфина России от 01.11.2007 N 03-11-05/259, от 25.08.2006 N 03-11-02/189; Постановления ФАС Центрального округа от 14.10.2008 N А48-4840/07-13; ФАС Московского округа от 31.07.2007 N КА-А40/7424-07; ФАС Волго-Вятского округа от 22.09.2006 N А79-3903/2006; ФАС Поволжского округа от 05.05.2006 N А57-7927/05-28; ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.01.2007 N А33-13614/06-Ф02-7305/06-С1; ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007 N Ф04-862/2007(31844-А45-27); ФАС Северо-Западного округа от 29.11.2007 N А42-1282/2007. Письма Минфина России от 05.07.2007 N 03-11-04/3/253, от 25.08.2006 N 03-11-02/189.
Плательщики ЕНВД
Платить ЕНВД с услуг общепита могут:
организации (предприниматели), которые ведут эту деятельность через залы обслуживания посетителей, площадь которых не превышает 150 кв. м по каждому объекту. Например, кафе, рестораны, столовые, закусочные, бары;
организации (предприниматели), которые организуют питание посетителей в объектах, не имеющих залов обслуживания посетителей. К ним относятся киоски, палатки, а также магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т. п.
Совет: если организации выгодно применять ЕНВД, а площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 кв. м, попытайтесь уменьшить этот показатель. Например, часть помещения можно сдать в аренду.
Площади, переданные в аренду, не придется учитывать при расчете предельной величины, которой ограничено применение ЕНВД, и организация сможет перейти на этот налоговый режим (письмо Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-06-05-04/57). Однако с доходов, полученных от аренды, придется заплатить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.
Кроме того, ЕНВД могут применять образовательные, медицинские и социальные учреждения, которые получают доходы от оказания услуг общепита.
Исключением из этого правила являются услуги общепита, которые одновременно отвечают следующим критериям:
являются обязательным условием функционирования таких учреждений (например, обеспечение питанием больных, находящихся в стационарах, или детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения);
оказываются в объектах с залом обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м;
оказываются непосредственно самим учреждением (приготовление питания и создание условий для его потребления обеспечивается сотрудниками учреждения).
Если образовательное, медицинское или социальное учреждение за плату предоставляет питание своим сотрудникам (например, врачам, воспитателям или техническому персоналу), то на ЕНВД такая деятельность тоже не переводится. В зависимости от применяемой системы налогообложения с полученных доходов нужно платить налог на прибыль или единый налог при упрощенке.
Такой порядок следует из положений подпунктов 8, 9 пункта 2, а также подпункта 4 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса и подтвержден в письмах Минфина России от 28 октября 2009 г. № 03-11-06/3/255, от 26 октября 2009 г. № 03-11-06/3/251.
При оказании услуг общепита не вправе применять ЕНВД плательщики единого сельхозналога, которые реализуют через объекты общепита продукцию собственного производства (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).