Создай то, не знаю что: загадочные условия
Что считать условиями для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий, НК РФ не поясняет. Между тем это штука сугубо субъективная: кому-то достаточно завернуть котлетку в салфетку и съесть ее на ходу, а другие не представляют себе даже минутного перекуса без столовых приборов, тарелки и как минимум столика. Получается, что в каждом конкретном случае определение наличия или отсутствия этих условий оставлено на личное усмотрение проверяющих из инспекции, что, безусловно, создает риск произвола с их стороны.
Обычно Минфин и ФНС охотно восполняют в своих письмах пробелы законодательства. Но определение условий для потребления в объектах, не имеющих зала обслуживания посетителей, — не тот случай. В письмах ведомств нет на этот счет четких, однозначных инструкций.
В разные годы в разных письмах Минфин и ФНС понимали под условиями для потребления разные обстоятельства.Подход 1. В некоторых своих Письмах Минфин упоминает необходимость создания не просто условий для потребления, а условий потребления кулинарной продукции у места ее продажи (Письма Минфина России от 26.01.2009 N 03-11-06/3/10, от 08.12.2008 N 03-11-04/3/546). Это не только посуда и приборы, но и наличие:
(или) столиков,
(или) полки, на которую можно поставить тарелку,
что в совокупности позволяет съесть купленную кулинарную продукцию тут же, сразу после покупки.Подход 2. НК РФ не устанавливает, что требуемые условия должны обеспечивать потребление приготовленной еды непременно у места ее продажи (Абзац 19 ст. 346.27 НК РФ). Поэтому, казалось бы, для перевода на ЕНВД достаточно того, что еду в месте продажи готовят, разогревают, раскладывают в упаковку, из которой ее можно съесть где угодно — хоть тут же, хоть на ходу.
Именно такой вывод можно сделать из некоторых Писем Минфина (Письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-11-06/3/45, от 18.02.2008 N 03-11-05/34). А ФНС как-то раз даже пришла к выводу, что применение ЕНВД в объектах общепита без зала обслуживания возможно и вовсе без создания условий для потребления (Письмо ФНС России от 06.05.2010 N ШС-37-3/1246@). В частности, чиновники не возражают против применения ЕНВД по общепиту при продаже через киоски кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, чая и кофе. А такие киоски никаких условий для потребления, кроме одноразовой посуды да скромного навеса, не предлагают.
Эту версию поддерживают в Минфине и сейчас.
Из авторитетных источников
Косолапов Александр Ильич, начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
«Требование о создании условий для потребления — часть данного в НК РФ понятия услуг общепита. Это понятие является общим для объектов общепита с залом и без зала обслуживания посетителей. И из него не вытекает, что для не имеющих зала обслуживания объектов потребление готовой кулинарной продукции на месте является обязательным условием для применения ЕНВД. Эта продукция может реализовываться и «на вынос».
Общепит + Доставка продукции потребителям
Если вы только доставляете свою продукцию потребителям (на дом, в офис и т.д.), но у вас нет своего объекта общепита (ни палатки, ни ларька, ни кафе), то для целей ЕНВД ваша деятельность — это не услуги общественного питания . Такая же ситуация — если вы не просто привозите продукты, но и полностью организуете какой-либо банкет или делаете на территории заказчика временную столовую, выделяя для этого своих официантов и другой персонал. Пример — выездной общепит (кейтеринг), когда компания организует питание на территории заказчика (например, организация временных кафе на выставках, банкетов в организациях и т.д.). Применять ЕНВД в данном случае нельзя . Согласны с этим и арбитражные суды .
Внимание! Для того чтобы платить ЕНВД по услугам общественного питания, у организации или предпринимателя прежде всего должен быть объект общепита. И именно через него должны обслуживаться посетители
Также не могут перейти на ЕНВД организации, которые оказывают услуги общепита на транспорте, например на теплоходах или в поездах
И не важно, что для этого может быть выделено отдельное помещение, например, организован целый ресторан. Ведь он — не часть здания и не ларек, как того требуют определения объектов общепита для целей ЕНВД
Поэтому, по мнению Минфина, организацию питания на транспортных средствах нельзя перевести на уплату ЕНВД .
Но даже если у вас есть объект общественного питания, доставку продуктов под заказ все равно придется выделять в отдельный вид деятельности. Причем независимо от того, есть ли у вас зал обслуживания (кафе, бар, ресторан и т.д.) или нет (ларек, киоск, палатка). В этой ситуации для целей ЕНВД доставка еды не укладывается в рамки услуг общественного питания, потому что при обслуживании посетителей не используется объект общепита .
Из авторитетных источников
Косолапов Александр Ильич, начальник отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, доктор экономических наук, заслуженный экономист Российской Федерации
«В случае, когда кафе или ресторан, помимо оказания услуг общественного питания, принимает заказы на доставку еды и напитков на дом, недостаточно платить ЕНВД по услугам общественного питания. Здесь ситуация аналогична той, когда организация параллельно с продажей товаров в розничном магазине продает товары по Интернету, по образцам и каталогам либо принимает заказы по телефону. Дистанционная торговля к розничной торговле для целей ЕНВД не относится. Также не относится к услугам общественного питания и доставка заказчикам продуктов и напитков предприятиями общепита. Причем независимо от того, есть ли у такого предприятия зал обслуживания посетителей или нет. С дистанционной продажи продуктов и напитков, пусть и собственного изготовления, организации придется уплачивать либо налог при упрощенной системе, либо налоги в рамках общего режима налогообложения».
Таким образом, по «развозному» общепиту придется платить налоги по общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку».
Абзацы 19 — 21 ст. 346.21 НК РФ. Письма Минфина России от 14.05.2007 N 03-11-04/3/156, от 12.05.2006 N 03-11-04/3/253, от 01.02.2006 N 03-11-04/3/55; п. 2 Письма Минфина России от 03.07.2006 N 03-11-02/150. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.05.2007 N Ф04-2608/2007(33826-А81-41), от 26.07.2007 N Ф04-5208/2007(36853-А81-29). Абзацы 20, 21 ст. 346.27 НК РФ. Письма Минфина России от 10.09.2007 N 03-11-04/3/356, от 15.06.2007 N 03-11-04/3/218, от 05.12.2006 N 03-11-04/3/524. Абзац 19 ст. 346.27 НК РФ; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2007 N Ф04-5208/2007(36853-А81-29).