Нюансы процедуры
Проведение процедуры реорганизации сложный процесс. Он включает не только множество особенностей, но и множество нюансов
Не принимая во внимание некоторые тонкости преобразования, владелец организации рискует нарушить действующее законодательство
При проведении нужно учитывать:
- Необходимость создания заключительной отчётности по бухгалтерии. Дата отчёта предшествует дню регистрации преобразования;
- Необходимость предоставления новой отчётности в преобразованном предприятии на основании заключительной отчётности ликвидированной организации;
- Переход предприятия со специального режима налогообложения на УСН или ЕНВД может быть произведён только при подаче заявления об этом в органы.
Сроки проведения процедуры реорганизации составляют от 2-х до 3-х месяцев
Основные моменты
При выборе новой формы будущего предприятия его участникам необходимо основываться на некоторых моментах.
Выбор новой организационно-правовой формы (ОПФ) предприятия ограничен и устанавливается в рамках действующего законодательства:
Статья ГК РФ |
ОПФ ликвидируемого предприятия |
ОПФ нового предприятия |
Ст. 56 | ООО | АО, производственный кооператив, Общество с доп. ответственностью |
Ст. 20 №208-ФЗ | ЗАО, ОАО | ООО, производственный кооператив, некоммерческое партнёрство |
Ст. 17 № 7-ФЗ | Автономная некоммерческая организация | Фонд |
Учреждение | Хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию | |
Ст. 17 ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ | Некоммерческое партнёрство | Общественная организация, хозяйственное общество, фонд, автономную некоммерческую организацию |
Ст. 11 ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11.08.1995 № 135-ФЗ | Благотворительная организация | Невозможно реформировать в хоз. товарищество или общество |
Другие правовые формы организаций реформируются в соответствии с законом, действующим в их отношении или ГК РФ.
Запрещается использовать в названии другие ОПФ, к примеру, название ОАО «Строительная акционерная компания «Жильё»» будет неправильным.
Помимо этого, слова и символы, принадлежащие к субъектам РФ (Москва, Екатеринбург, гербы городов и областей) могут использоваться только при получении соответствующих разрешений. К этому списку также относятся слова «Россия», «Федеральный», «Государственный». Также запрещено использовать в названиях аббревиатуры зарубежных ОПФ, на русском языке.
Возможно изменение при реорганизации юридического адреса предприятия. В таком случае будет увеличен срок преобразования. Документы на проведение процедуры подаются в органы по указанному изначально адресу.
Передаточный акт был упрощён в 2019 году. Составление и утверждение положений о правах и обязательствах, передаваемых от одного предприятия другому, не требовалось. Все права предавались автоматически. Послабления были отменены спустя год в 2019.
Формы
Структурные изменения предприятия также включают и другие особенности.
Обратная же реорганизация ООО в акционерное общество требует выпуска акций в Федеральной службе по финансовым рынкам и их гос. регистрацию. Акции являются ценными бумагами, формирующими уставной капитал предприятия.
Как уже было сказано перевод ЗАО в ОАО или наоборот не является реорганизацией.
Реформирование МУП или ФГУП в ООО или ОАО запрещено законом. Такое ограничение указано в ст. 34 от 14.11.2002г. № 161-ФЗ.
Порядок
На примере реорганизации ООО в ЗАО можно рассмотреть пошаговый план процедуры преобразования предприятия. Это позволит учесть все важные моменты и не допустить ошибок.
- Определение новой ОПФ предприятия уполномоченными лицами.
- Утверждение формы, условий реформирования. Порядок изменения долей участников на акции. Согласование устава реорганизованного предприятия на общем собрании.
- Установление нового или сохранение старого адреса организации.
- Составление передаточного акта при необходимости.
- Оплата .
- Предоставление сведений в Пенсионный фонд России уполномоченными лицами.
Отчёты и подтверждения
Составление отчётности и подтверждения всех финансовых и материальных передвижений от ликвидируемого предприятия к новому указываются в передаточном акте.
Сюда входят:
Бухгалтерская отчётность |
Отчётность в 2019 году определяет не только состав имущества, но и обязательства реформируемого предприятия. На её основании даётся оценка, составляемая на день предшествующий окончанию ликвидации. |
Акты инвентаризации |
В них включено не только казённое имущество предприятия, но и его обязательства. |
Учётные документы |
По материальным ценностям первичного характера, описи другого имущества организации которые необходимо передать при преобразовании. |
Опись кредиторской и дебиторской задолженностей |
Необходимо также прикладывать информацию, о том, что кредиторы и дебиторы были письменно уведомлены об изменениях ОПФ предприятия. |
Реорганизация АО в форме слияния и присоединения
При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.
Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.
Смена АО на ООО
1. В соответствии с п.1 ст.57 ГК РФ реорганизация акционерного общества может осуществляться по решению его участников, либо органа уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии с п.2 ст.20 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, предложение о реорганизации выносит совет директоров или наблюдательный совет организации.
Решение же принимается общим собранием акционеров реорганизуемого АО.
Решение о смене организационно-правовой формы АО должно включать:
- Наименование, информацию о месте нахождения нового юридического лица;
- Порядок и условия смены;
- Порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО;
- Указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
- Указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.
2. В течение 3 дней после принятия решения о реорганизации АО письменно уведомляет о начале процедуры реорганизации:
- налоговый орган (см. форма уведомления);
- Пенсионный фонд РФ;
- Фонд Социального Страхования РФ.
3. В течение 3 дней после получения уведомления от АО налоговый орган вносит информацию об этом в ЕГРЮЛ.
4. АО публикует объявление о своей реорганизации дважды с интервалом в один месяц в журнале «Вестник государственной регистрации».
Объявление должно включать (в соответствии с п.6.1 ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах»):
- полное и сокращенное наименования;
- сведения о месте нахождения каждого участвующего в реорганизации общества;
- полное и сокращенное наименования, сведения о месте нахождения каждого создаваемого (продолжающего деятельность) в результате реорганизации общества;
- форма реорганизации;
- описание порядка и условий заявления кредиторами каждого участвующего в реорганизации юридического лица своих требований, включая указание места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также способы связи с реорганизуемым обществом (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и другие сведения);
- сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;
- сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).
5
В течение 5 дней после уведомления государственных органов о начале реорганизации, АО сообщает об этом всем известным кредиторам (важно помнить, что лишь при наличии доказательств уведомления кредиторов регистрирующий орган внесет соответствующие записи в реестр о создании нового общества и о прекращении деятельности старого)
6. Подается заявление на регистрацию нового юридического лица, оформленного по форме, рекомендованной в письме Федеральной налоговой службы от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64.
К заявлению прикладываются следующие документы:
- учредительные документы нового юридического лица, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования (2 экз.);
- решение общего собрания (или единственного участника/акционера) о преобразовании предприятия;
- передаточный акт, содержащий информацию о правопреемственности новой компании по абсолютно всем существующим (включая оспариваемые) обязательствам реорганизуемого общества;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- доказательства передачи в ПФР информации в случае, если ее представление предусмотрено законодательством;
- доказательства направления писем с уведомлением кредиторов о реорганизации в форме преобразования.
7. Производится обмен акций АО на доли в уставном капитале ООО. Акции АО аннулируются.
8. Регистратор, который осуществляет ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизуемого АО информируется о факте подачи документов для регистрации новой организации
9. Проводится регистрация организации-правоприемника, которая означает фактическое окончание процедуры реорганизации.
Специфика преобразования МУП
Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП — коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ — способ приватизации госимущества.
Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.
Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:
Количеству работников;
Прибыли за последние три года;
Остаточной стоимости фондов.
Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:
Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;
Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;
Оценивается имущество;
Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;
Определяется размер уставного капитала;
Уведомляются кредиторы;
Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;
Регистрируется новое общество.
Для чего изменять организационно-правовую форму?
Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:
Общества с дополнительной ответственностью;
Закрытые акционерные общества.
Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?
Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.
На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?
Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;
Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;
Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация — один из эффективных инструментов;
На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;
Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение — изменение ОПФ.
Особенности процедуры преобразования
С экономической точки зрения преобразованная организация — одна и та же фирма, которая всего лишь сменила свою структуру менеджмента, юридический статус, а в иных сферах жизни компании не произошло никаких изменений.
С точки зрения макроэкономики такая реорганизация является нейтральным действием по отношению к капиталу, так как не происходит разделения или объединения уставных фондов нескольких компаний. Этот нюанс является наиболее существенным отличием. В других случаях имущество и обязательства либо объединяются в один фонд, либо делятся между несколькими организациями.
С юридический точки зрения в ходе преобразования создаётся совершенно новое предприятие, которое является полным преемником обязательств и прав своего предшественника. Балансовая стоимость имущества не изменяется.
Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения
В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:
- при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
- при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) -― пп. 1-3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
- если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.
Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).
Особенности процесса
С даты принятия решения о преобразовании фирмы начинается отсчет:
- 3 рабочих дней для уведомления налоговой инспекции;
Внебюджетные фонды уведомляются в вольной форме, если в регионе не функционирует электронная система межведомственных коммуникаций.
Если в процессе изменяется юридический адрес, то документы на регистрацию производимых реформ подаются в ИФНС, регистрировавшие реформируемых юридических лиц.
Реорганизация в форме выделения юридического лица либо его разделения производится с составлением разделительного баланса. Реорганизация в форме присоединения, слияния либо преобразования предполагает формирование передаточного акта. Общее требование к указанным документам – они должны сдержать условия правопреемства обязательств и по кредиторской, и по дебиторской задолженностям преобразуемого хозяйствующего субъекта.
С 01.09.2014 г. уведомление кредиторов, подача объявления в упомянутом издании, а также составление передаточного акта не являются обязательными: отношения правопреемства возникают автоматически. Но учитывая право кредиторов на досрочное исполнение обязательств при реформировании юридического лица уведомлять их стоит хотя бы по этическим соображениям: партнеры могут болезненно отреагировать на сокрытие данной информации, что негативно отразится на имидже компаний-участников процедуры, их учредителях и руководителях.
Смена ЗАО на АО
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
В заключение подведем некоторые итоги:
- при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
- слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
- цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
- преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
- с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
- приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.
Варианты изменения организационно-правовой формы предприятия
В соответствии с действующим законодательством и статистическими данными наиболее актуальными для коммерческих организаций Российской Федерации являются два варианта изменения организационно-правовой формы предприятия:
- Преобразование общества с ограниченной ответственностью в акционерное;
- Преобразование акционерного общества в общество с ограниченное ответственностью.
Соответствующие процедуры регулируются Федеральными законами №14-ФЗ «Об общества х с ограниченной ответственностью» и №208-ФЗ «Об акционерных обществах».
Изменение организационно-правовой формы предприятия представляет собой сложный законодательно регулируемый процесс со множеством тонкостей. В первую очередь при проведении преобразований необходимо учитывать требования, которые закон предъявляет к вновь образуемым организационно-правовым формам.
Замечание 1
Требования к уставному капитала общества с ограниченной ответственностью отличаются от соответствующих требований к открытому акционерному обществу. При преобразовании общества с ограниченной ответственностью в ОАО минимальная сумма уставного капитала увеличивается до 100000 рублей.
Решение об изменении организационно-правовой формы предприятия принимается добровольно, участниками общества, или принудительно, на основе требований законодательства.
Замечание 2
В соответствии с требованиями законодательства РФ при превышении числа в 50 участников общество с ограниченной ответственностью должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или производственный кооператив.
Особенности
Процедура преобразования предприятия предусматривает наличие некоторых особенностей, которые стоит учитывать, прежде чем начинать реорганизацию:
Реорганизация в форме преобразования |
|
ГК РФ устанавливает ограничение на изменение формы предприятия |
|
Изменение собственников предприятия |
Не может быть произведено в ходе реформы предприятия. Состав изменяется отдельным распоряжением. |
Также юридическое лицо любой организационно-правовой формы, должно соблюдать следующие требования, установленные ГК РФ:
- наименование общества;
- количество учредителей;
- минимальный размер .
Смена ЗАО на АО
С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.
В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).
Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.
В заключение подведем некоторые итоги:
- при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
- слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
- цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
- преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
- с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
- приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.