О представлении отчетности и уплате экологического сбора

Шаг 2. Проверьте, выполняются ли нормативы утилизации

То есть — утилизируете ли вы установленное количество товара/упаковки. Если да — переходите к , если не выполняете или выполняете не в полном объеме — к .

Норматив утилизации — это процент от общего количества выпущенных в обращение на территории РФ товаров и упаковки, выраженный в единицах массы товаров и упаковки или единицах товаров. Нормативы утилизации по каждой группе товаров и упаковки на 2018–2020 годы утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р в ред. Распоряжения Правительства РФ .

Пример расчета норматива утилизации

Предприятие произвело и реализовало на территории РФ за 2018 год 200 тонн люминесцентных ламп.

Согласно Распоряжению Правительства РФ № 2971-р, лампы относятся к группе № 41, на 2019 год для них утвержден норматив утилизации 10 %:

200 × 0,1 = 20.

Значит, предприятие за 2019 год должно утилизировать 20 тонн ламп.

Юрлица и ИП могут выбрать один из трех способов выполнения нормативов утилизации (Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

1. Утилизировать товары и упаковку самостоятельно.

Если вы планируете утилизировать отходы I–IV классов опасности, то предварительно вам надо получить лицензию на деятельность по обращению с отходами. Для утилизации отходов V класса опасности (керамика, бумага, зола и др.) лицензия не нужна.

2. Заключить договор со специализированной компанией, у которой есть лицензия на утилизацию отходов I–IV классов опасности.

В этом случае к отчетности о выполнении нормативов утилизации нужно прилагать договор с этой компанией, копию ее лицензии (при необходимости) и акт об утилизации.

3. Вступить в ассоциацию или союз производителей и импортеров.

Производители и импортеры могут поручить ассоциации обеспечивать выполнение нормативов утилизации, а также представлять от своего имени отчетность о их выполнении.

Ответ

Согласно статье 5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об отходах производства и потребления» в полномочия Российской Федерации входит помимо прочего установление порядка взимания экологического сбора (в том числе порядка его исчисления, срока уплаты, порядка осуществления контроля за правильностью его исчисления, полнотой и своевременностью внесения, порядка взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора). Таким образом Правительство РФ решает за что, когда и как платить, что будет являться платежной базой.

В части 1 статье 24.2 Закона № 89-ФЗ закреплено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации. И, грубо говоря, здесь не идет речь о том, что обязаны обеспечивать выполнение нормативов утилизации именно тех товаров и упаковки, которые они ввезли/произвели и выпустили в обращение. Объемы этих товаров и упаковки просто определяют размер платежной базы, в случае невыполнения нормативов утилизации, в соответствии с установленными правилами.

— Реклама —

Согласно пункту 4.1 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ нормативы утилизации отходов от использования товаров могут быть выполнены за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В статье 24.2 не идет речь об утилизации каких-то конкретных товаров и упаковки, идет речь о возникновении обязательств по обеспечению утилизации данных видов товаров и упаковки, а также раскрывается порядок определения размеров данных обязательств и возможности для их исполнения.

До 2018 года определение размеров обязательств базировалось на данных декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за тот же отчетный период, а с 2018 года размер обязательств (по просьбе крупного бизнеса) стали определять по данным декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров за предыдущий отчетный период.

У тех, кто выполнил нормативы утилизации за 2018 год, каких-либо проблем не возникло. Реальные проблемы могли возникнуть у тех производителей и импортеров, которые с 2018 года переквалифицировались и стали выпускать в обращение товары, которые не вошли в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, или вообще сменили профиль деятельности. С одной стороны, у них не возникли обязательства по выполнению нормативов утилизации в силу части 1, 1.1, 1.2 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ, с другой стороны Росприроднадзор может формально подойти и потребовать уплату экологического сбора на основании декларации, поданной в 2017 году. Официальных разъяснений со стороны Минприроды по данному вопросу пока не было.

В целом данные изменения о предоставлении отчетности о выполнении нормативов утилизации и о расчете экологического сбора в части учета сведений о реализованных товарах и упаковке именно за календарный год, предшествующий отчетному периоду представляются абсолютно целесообразным, так как это позволяет хозяйствующим субъектам планировать свои траты на выполнение нормативов утилизации или уплаты экологического сбора, размеры которых можно будет совершенно достоверно определить на предстоящий отчетный период.

Формально получается, что за 2018 год необходимо выполнить нормативы утилизации или внести экологический сбор в том же объеме (если нормативы утилизации в отношении данных групп товаров/упаковки не поменялись), что и за 2017 год, то есть необходимо учитывать данные о первично реализованных товаров/упаковки в течение 2017 года. К сожалению, это издержки реформы и законодатель не предусмотрел каких-либо переходных положений.

@alpisbi (Надежда Бирюкова), эксперт сайта ecovopros.ru

В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации  и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).

Такой порядок установлен в пункте Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН. Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй:  подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется  потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если организация не внесет экологический сбор либо внесет его не в полном объеме, Росприроднадзор направит организации требование о добровольной уплате, а затем займется взысканием задолженности в судебном порядке. Организацию, не отчитавшуюся по экосбору, могут привлечь к административной ответственности (статья 8.5 КоАП РФ.) Может быть наложен штраф в размере от 3 до 6 тыс. рублей для предпринимателей и должностных лиц, для юридических лиц он составит от 20 до 80 тыс. рублей. Как следует из разъяснений Росприроднадзора, спектр санкций этими штрафами ограничиваться не будет. Самое суровое наказание при неуплате экологического сбора — приостановка деятельности предприятия.

Кто платит экосбор при производстве товаров по сложным схемам, и кто освобожден от его уплаты?

При определении ответственного за уплату экологического сбора нужно учитывать несколько частных случаев. К ним относятся схемы толлинга и off-take.

Производство товаров по схеме толлинга  (или производство товаров из давальческого сырья) выглядит следующим образом. Компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров из сырья компании 1. Произведенный товар принадлежит компании 1 (заказчику) на праве собственности. Она его реализует и несет ответственность за уплату экологического сбора.

Например, организация заказывает в швейной мастерской пошив футболок со своим логотипом, и предоставляет для этого ткань. Готовые футболки принадлежат организации, поэтому именно она платит экологический сбор.

Производство товаров по схеме off-take подразумевает продажу готового товара, сделанного на заказ. В данном случае компания 1 делает заказ у компании 2 на производство товаров. При этом компания 2 использует свое сырье. Компания 2 (производитель) продает готовый товар компании 1 (заказчику). Ответственность за уплату экологического сбора несет производитель.

Например, предприятие заказывает швейной мастерской пошив футболок с логотипом компании. Для их изготовления используются материалы мастерской. Готовые футболки являются собственностью швейной мастерской, и именно она платит экологический сбор.

Также существуют отдельные группы производителей и импортеров, которые освобождены от уплаты экологического сбора. К ним относятся:

  • производители упаковки, реализующие ее другим производителям для упаковки продукции (как в примере выше, когда производитель картонных коробок реализует коробки хлебозаводу);
  • производители и импортеры упаковки, которая впоследствии используется для собственных нужд (например, завод покупает коробки, чтобы перевозить в них шурупы из одного цеха в другой).
  • производители товаров, которые не входят в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р (например, производители пищевой продукции);
  • компании, самостоятельно утилизирующие свои товары и упаковку для товаров;
  • экспортеры товаров и упаковки.

Организации и ИП, которые самостоятельно утилизируют свои товары и упаковку в объемах, не менее чем предусмотрено нормативами на отчетный год, освобождаются от уплаты экологического сбора. Однако они  должны представлять «экологическую» отчетность.

Также см. «Экологический сбор: кто является его плательщиком, как рассчитать сумму к уплате, как и куда сдавать отчетность по сбору».

Письмо Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 31 октября 2019 г. N 19-47/26920 «О применении коэффициентов при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду»

27 ноября 2019

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело письмо от 18.10.2019 N H19/00857-ГО по вопросу применения коэффициентов к ставкам при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, II категории, и сообщает.

В настоящее время в Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее — Правила), вносятся изменения, учитывающие вопросы выдачи разрешительной документации и представления установленной законодательством отчётности с 01.01.2019, лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории, исходя из изменений, внесённых в Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 219-ФЗ).

В частности, в пункте 12 Правил уточняется, что в случае непредставления лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчёта платы используют формулы, предусматривающие применение к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 (за объём или массу отходов производства и потребления, размещённых с превышением установленных лимитов на их размещение) и 25 (за объём или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду), установленных пунктом 8 статьи 11 Закона N 219-ФЗ.

Одновременно необходимо обращать внимание, что с 01.01.2020 согласно пункту 5 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ указанные коэффициенты принимаются равными 25 и 100. При этом Правила дополняются изменениями, вводящими новые формулировки в действующий пункт 20, а также вводящими новую формулу для исчисления платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в случае отсутствия у хозяйствующих субъектов комплексного экологического разрешения, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду и предусмотренной законодательством отчётности

При этом Правила дополняются изменениями, вводящими новые формулировки в действующий пункт 20, а также вводящими новую формулу для исчисления платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, в случае отсутствия у хозяйствующих субъектов комплексного экологического разрешения, непредставления декларации о воздействии на окружающую среду и предусмотренной законодательством отчётности.

Изменения в Правила в настоящее время находятся на стадии согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Исполняющий обязанности ДиректораДепартамента финансово-экономического обеспечения К.М. Люкманов

Вопрос

В разъясняющих письмах и социальной сети интернет есть информация о том, что уплата экологического сбора по данным 2017 года в 2018 году не освобождает от уплаты экологического сбора по данным 2017 года в 2019 году. С точки зрения периода все верно. Мы платили в 2018 году за 2017 год. В 2019 году — за 2018 год. Но с точки зрения непосредственно предмета, за который мы платим. За упаковку (в нашем случае речь идет только об упаковке), используемую в 2017 году, мы платили в 2018 году и за эту же упаковку будем платить в 2019 году, но с другими коэффициентами. Почему предприятия должны дважды платить за один и тот же предмет, пускай и в разные периоды? Почему при уплате за упаковку 2017 года в 2019 году не предусмотрена корректировка объема выпущенной в 2017 году упаковки на часть уже уплаченного в 2018 году объема этой упаковки?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.