Унифицированные формы…
Все хозяйственные операции в бухгалтерском учёте организации должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными учётными документами, на основании которых, собственно, и ведётся бухгалтерский учёт (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учёте”).
Около десяти лет назад тогда ещё Госкомстат России утвердил и ввёл в действие с 1 декабря 1997 года унифицированные формы первичной учётной документации по учёту работ в автомобильном транспорте (постановление Госкомстата России от 28.11.97 № 78; далее — постановление № 78).
Для учёта работы легковых автомобилей была предусмотрена типовая межотраслевая форма № 3 “Путевой лист легкового автомобиля”.
Транспортные компании, которые перевозят пассажиров, составляют путевые листы по формам:
- № 3 (спец.) “Путевой лист специального автомобиля”;
- № 4 “Путевой лист легкового такси”;
- № 6 “Путевой лист автобуса”;
- № 6 (спец.) “Путевой лист автобуса необщего пользования”.
Для грузовых машин предусмотрены отдельные формы путевых листов — форма № 4-С (сдельная) и № 4-П (повременная). При перевозке товарных грузов они выдаются водителю вместе с товарно-транспортной накладной.
…и обязательно ли их применять?
Специалисты Федеральной службы государственной статистики подчёркивают, что формы путевых листов носят обязательный характер для организаций любых форм собственности (письмо Росстата от 03.02.05 № ИУ-09–22/257).
А вот у специалистов Минфина не так давно сложилось иное мнение. Они считают, что применять унифицированные формы путевых листов должны в обязательном порядке только автотранспортные организации. Такая точка зрения высказана, в частности, в письмах Минфина от 20.09.05 № 03-03-04/1/214 и от 07.04.06 № 03-03-04/1/327. А вот организации, осуществляющие иные виды деятельности, по мнению чиновников, могут разработать свою форму путевого листа. При этом минфиновцы напоминают, что в ней должны быть отражены все обязательные реквизиты, о которых говорится в пункте 2 статьи 9 закона о бухучёте.
На наш взгляд, с таким выводом Минфина можно поспорить. Как мы уже отмечали, унифицированные формы путевых листов являются типовыми межотраслевыми формами. Соответствующее указание содержится в правом верхнем углу каждой такой формы. Это значит, что такие документы должны использовать организации всех отраслей народного хозяйства при учёте работы как собственного, так и арендуемого автотранспорта. А разрабатывать собственные формы документов организация может в том случае, если их нет в альбоме унифицированных форм.
Добавим к этому и то, что требование о наличии у водителя путевого листа “в установленных случаях” содержится в пункте 2.1.1 правил дорожного движения. И пока неизвестно, как относятся сотрудники ГИБДД к “самодеятельным” документам.
Использование путевых листов
В формах листов, которые утверждены 78-м Постановлением, есть графы, предназначенные для занесения информации о том, сколько топлива фактически использовал водитель во время рейса: остаток до его начала, расход при выполнении обозначенного в документе путевого задания, остаток по возвращении автотранспортного средства в гараж.
Тем, кто использует путёвки, основываясь на приказе №152, проставлять в них данные о движении ГСМ не обязательно. Фактическое количество израсходованного топлива – это разница между показаниями спидометра на момент выезда и возвращения, то есть исходя из километража.
Если форма ПЛ разработана на предприятии, нормативный объём израсходованных материалов рассчитывается также с помощью методики, установленной Минтрансом в распоряжении АМ-23-р. Им установлены нормы по расходованию топлива автотранспортом различных марок и моделей.
То есть, для списания с целью включения в первичный учёт в качестве затрат периода, за который составляется отчёт, используются два метода расчёта количества использованного топлива:
- фактический;
- нормативный.
Исключение составляет использование для заправки специализированной техники (бензопил, мотоблоков, и пр.). В этом случае вместо путевого листа составляется акт на списание.
“Путёвка” для легкового автомобиля
Бухгалтерам чаще приходится сталкиваться с путевыми листами легковых автомобилей (форма № 3). Порядок заполнения этой унифицированной формы разъяснён в письме Росстата от 03.02.05 № ИУ-09–22/257.
Начнём с того, что в оформлении путевого листа участвуют три должностных лица — диспетчер, механик и водитель. В транспортных организациях путевые листы выписывает диспетчер, в остальных организациях — уполномоченное на то лицо.
Составляется путевой лист в одном экземпляре. В нём диспетчер указывает:
- номер, серию путевого листа и дату его составления;
- наименование организации, её адрес и телефон;
- марку и государственный номерной знак автомобиля;
- фамилию, имя, отчество водителя, а также его гаражный и табельный номер;
- номер водительского удостоверения и класс автотранспортных средств, которыми имеет право управлять водитель;
- задание водителю и адрес подачи;
- время выезда из гаража и время возвращения в гараж.
Если организация осуществляет лицензируемые виды перевозок, по строке “лицензионная карточка” делают соответствующую отметку, а также указывают регистрационный номер и серию карточки. Если же автомобиль используется исключительно для управленческих нужд организации, то в этой строке ставится прочерк. На путевом листе должен стоять штамп и печать организации, которой принадлежит автомобиль.
Информация о выданном водителю путевом листе вносится в специальный журнал. Унифицированная форма (форма № этого журнала приведена в постановлении № 78.
Графы “Показания спидометра” и “Показания спидометра при возвращении в гараж” заполняет механик и заверяет их своей подписью. Причём показание спидометра на начало очередного дня должно совпадать с показанием на конец предыдущего дня. Разница между показаниями спидометра на начало и на конец дня должна соответствовать дневному пробегу автомобиля. Кроме того, механик указывает марку горючего, а также отражает поступление и использование ГСМ.
Специалисты Росстата подчёркивают, что заполнять раздел “Движение горючего” нужно в полном объёме по всем реквизитам на основании фактических затрат и показателей приборов. Выполнять это требование необходимо для того, чтобы расходы на ГСМ можно было включить в состав расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учёте.
В транспортной организации водитель автомобиля получает горючее по заправочному листу, номер которого необходимо указать в путевом листе в соответствующей строке.
В обычной организации водитель нередко заправляется на автозаправочной станции за наличный расчёт и предъявляет в бухгалтерию чек ККТ. В чеке указывается дата и время заправки, а также порядковый номер чека. Этот порядковый номер можно указать по строке “Заправочный лист”. В табличной части путевого листа указывается количество литров горючего, которое было залито в бензобак при заправке автомобиля. Остаток топлива при выезде из гаража и при возвращении в гараж указывается на основании показания приборов о количестве горючего в бензобаке легкового автомобиля.
Показатель “Расход горючего по норме” указывают в соответствии с теми нормами расхода топлива, которые утверждены в организации приказом руководителя.
Нормы расхода топлива могут быть рассчитаны на основании:
- руководящего документа Минтранса России от 29.04.03 № Р3112194-0366–03. Заметим, что этот документ носит рекомендательный характер и действует до 1 января 2008 года;
- технической документации завода-изготовителя на конкретную модель и модификацию эксплуатируемого автомобиля;
- контрольных замеров, проводимых для конкретных условий эксплуатации (например, в черте города с частыми технологическими остановками).
Для легковых автомобилей устанавливается, как правило, базовая норма на 100 км пробега. Особенности эксплуатации машины, связанные с дорожно-транспортными, климатическими и другими факторами, учитываются путём применения к базовым нормам поправочных коэффициентов.
Чтобы определить нормативный расход горючего, нужно количество пройденных за день километров умножить на количество литров топлива по норме на 100 км. А полученное значение разделить на 100.
Путевые листы – бланк и образец заполнения
БухСофт: Путевые листы
Форма № 4-С «Путевой лист грузового автомобиля»
(Сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам. утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.
Форма № 4-П «Путевой лист грузового автомобиля»
(Повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.
Утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78.
Данные образцы бланков программа «БухСофт: Путевые листы» заполняет автоматически.
Также возможна распечатка в программе форм «Реестр путевых листов» и «Ведомость расхода горючего».
Подробный порядок работы в программе описан в инструкции.
Ссылка на Форум программы.
Описание программы
«БухСофт: Путевые листы» – простая и удобная программа для учета путевых листов легковых и грузовых автомобилей, а также спецтранспорта и строительной техники по формам: № 3, №3-спец., такси №4, ПЛ-1, 4-С, 4-П, ПГ-1, ПА-1, 412-АПК, №6, ЕСМ-2, ЕСМ-3 и другие. Программа формирует реестр путевых листов, ведомость расхода горючего, журнал выхода автомобиля на линию и прочие необходимые документы.
Функционал программы регулярно расширяется, добавляются новые формы и новые функциональные возможности, учитываются пожелания пользователей, изменения законодательства.
Учет путевых листов:
- Добавление неограниченного количества путевых листов.
- Ведение справочника грузовых и легковых автомобилей с указанием технических характеристик.
- Ведение справочника водителей, с указанием персональных данных.
- Учет расходов горючего.
- Учет заданий для водителей.
- Автоматический расчет времени нахождения в рейсе.
Печать путевых листов легковых автомобилей по форме №3 (для организаций) или по форме ПЛ-1 (для предпринимателей).
Печать путевых листов такси (форма №4 путевой лист такси).
Печать путевых листов грузовых автомобилей, автобусов, строительной техники и спецтранспорта по формам 4-П или по форме 4-С и другим, реестра путевых листов и сводной ведомости расхода горючего.
Бланки путевых листов автоматически заполняются и выводятся в формате MS Excel, свободны для редактирования.
Сервисные функции:
- Расширенные возможности сортировки и отображения данных
- Автоматический перерасчет остатка топлива и километража
- Автоподстановка значений пробега и топлива при создании нового путевого листа
- Обновление программы через Интернет.
- Архивация данных.
Бланк путевого листа легкового автомобиля 2020
Для кого обязателен лист
Путевой лист — это необходимый документ первичной отчетности. Лист применяется для учета работы легкового автотранспорта и будет помогать при начислении зарплаты водителю. Выписывается путевка диспетчером предприятия в одном экземпляре. Чаще всего на один день или смену.
Путевой лист необходим, если:
- бизнес организации связан с перевозкой людей, багажа, грузов с помощью городского транспорта (согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Это касается всех транспортных компаний, осуществляющих пассажирские и грузоперевозки вне зависимости, один пассажир в транспортном средстве (ТС) или больше;
- организация услуг по перевозке не оказывает, но использует легковой автомобиль. Путевой лист подтверждает списание расходов на ГСМ;
- водитель на собственном авто осуществляет поиск клиентов с компенсацией топливных затрат.
Бланк путевого листа легкового автомобиля 2020 и правила его заполнения
В качестве бланка можно использовать форму 3, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Предприятие может разработать и использовать собственный путевой лист, главное — оформлять его правильно.
Путевой лист легкового автомобиля форма 3 содержит перечень обязательных реквизитов документа, которые указаны в Приказе Минтранса от 18.09.2008 № 152. Новая его редакция была принята 26.02.2017 (Приказ Минтранса РФ от 18.01.2017 № 17). Но с 1 марта документ претерпит еще некоторые изменения, о которых необходимо знать заранее (Приказ Минтранса России от 21.12.2018 № 467). Новая форма путевого листа легкового автомобиля 2020 г. предусматривает следующие новшества при заполнении:
Что не изменилось
На что нужно обратить внимание
Номер и время выдачи и срок действия листа
Дата и время проведения техосмотра ТС перед выездом в рейс. С указанием должности, Ф.И.О. и личной подписью механика.
Можно не ставить штамп и печать владельца автотранспортного средства в верхней части.
Данные водителя (Ф.И.О., номер водительского удостоверения) и адрес организации с указанием ОГРН
Данные о медицинском предрейсовом осмотре и послерейсовом осмотре водителя. Если бланк путевки не имеет специальный граф для этого, ставится подпись и Ф.И.О. медработника, проводившего медосмотр. Штамп больше не является обязательным атрибутом.
Документ оформляют до начала выполнения рейса, если его длительность больше рабочей смены водителя, или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель делает один или несколько рейсов.
Вместо слов «гараж», «стоянка» используется понятие «парковка».
Контроль технического состояния ТС должен быть либо предрейсовый, либо предсменный.
Информация о транспортном средстве (марка, госномер и др.)
Контролеры, записывающие дату, время и показания одометра при выезде машины, могут больше не заверять эти сведения отдельными штампами.