Порядок санкционирования
Основные этапы процесса санкционирования прописываются государственными нормативными актами, в частности, Бюджетным Кодексом РФ, отраслевыми нормами. Для санкционирования нужно последовательно выполнить 4 пункта:
- Утверждение сводной бюджетной росписи.
- Принятие расходно-доходных смет.
- Согласование лимитов принимаемых обязательств.
- Учет и контроль выполнения принятых обязательств.
Бюджетная роспись
В этом документе средства из бюджета распределяются по назначениям, определяются их получатели и распорядители. Ст. 217 Бюджетного Кодекса РФ говорит, что составлять ее должен тот орган, который на своем уровне отвечает за формирование проекта бюджета, затем ее утверждает глава соответствующей финансовой структуры:
- в федеральном бюджете – министр финансов РФ;
- в региональном – министр финансов данного субъекта РФ.
Средства в ней разбиваются по кварталам. После утверждения сводная смета направляется в казначейство.
Сводную смету составляют на основе росписей, которые делают главные распорядители бюджетных средств отдельно по каждому виду назначений, разбитых по статьям бюджета (существуют определенные коды).
ВНИМАНИЕ! В данную смету могут вноситься исправления, если принято законодательное требование об экономии средств бюджета, суммы по доходным статьям завышены в сопоставлении с принятыми ранее решениями либо главным распорядителем изменены получатели ассигнований
Особенности использования расходно-доходных смет
Распорядитель бюджетных средств доводит до ведома бюджетной организации все нюансы принятых ассигнований. На основании данного уведомления формируется расходно-доходная смета, в которой необходимо отразить:
- объем получаемых средств;
- целевое назначение выделенных денег;
- распределение финансов по кварталам.
Только после утверждения данного документа учреждение может использовать выделенные из бюджета финансовые средства.
Лимиты принимаемых обязательств
Лимиты – основания для предоставления средств по покрытию принятых обязательств, отражающие возможный максимум их принятия. Их устанавливает госказначейство. В банковской системе, в отличие от бюджетного финансирования, такого понятия нет. Основанием для их установления служат данные сводной росписи.
Казначейство предоставляет сведения о лимитах главным распорядителям бюджетных средств, а они – получателям. После утверждения на уровне получателей лимиты учитываются специальным органом казначейства, которым контролируется их исполнение.
Подтверждение обязательств
После того как обстоятельства приняты (заключен договор с учетом установленных лимитов), они должны быть подтверждены. Подтверждение обязательств – проверка совпадения средств сметы и платежных документов по заключенным договорам. Подтверждение происходит перед списанием средств с бюджетных счетов. Проводит проверку орган, уполномоченный на нее госказначейством.
ИТАК, процедура санкционирования призвана исключить возможность выделения бюджетных ассигнований на нецелевое назначение либо не обеспеченных доходной частью бюджета.
Бухгалтерский учет операций по санкционированию
Осуществляется на основании «первички», принятой в финансовых требованиях соответствующей бюджетной отрасли. П. 239, 241 и 251 Инструкции по применению Единого плана счетов требует, чтобы в учете отражались операции по операциям санкционирования расходов с использованием следующих счетов:
- лимитам обязательств – счет 150201000;
- отчислениям на основании принятых смет – счет 250202000.
При этом делаются такие бухгалтерские проводки:
- дебет 150115000, кредит КРБ 150113000 – отражение сумм по лимитам принятых обязательств, доведенных до получателей, а также суммы корректировок в течение отчетного года;
- дебет 150113000, кредит 150113000 – разбивка лимитов, доведенных до получателей, по кодам статей и подстатей видов расходов бюджета;
- дебет 150113000, кредит 150211000 – учет сумм принятых обязательств (в пределах лимитов и их корректировок).
Если деятельность бюджетной организации направлена на получение дохода, проводки будут выглядеть так:
- дебет 250411000, кредит 250412000 – учет сумм ассигнований по затратам организации согласно расходно-доходной сметы;
- дебет 250412000, кредит 250212000 – отражение сумм обязательств организации в пределах выделенных ассигнований (в данном отчетном периоде).
Принимаемые, отложенные и авансовые обязательства
Принимаемые обязательства – это необходимость предоставить средства из госбюджета определенному физическому или юридическому лицу на каком-либо законном основании, например, заработная плата преподавателя в государственной школе или вузе, деньги, выделенные победителю тендера госзакупок, отчисления в бюджет и т.п. Они возникают в момент, когда:
- подписывается договор на оказание услуг, выполнение работ, поставку;
- выставляется счет за коммунальные услуги;
- начисляется заработная плата и другие выплаты сотрудникам-бюджетникам;
- выдаются командировочные средства;
- вносятся деньги в государственные страховые фонды;
- платятся налоги;
- выполняются судебные постановления.
Отложенные обязательства – те необходимые платежи, величина которых на момент принятия не может быть установлена точно, либо не известно точное время их исполнения. Такие обязательства могут приниматься, если для их оплаты в бюджетном учреждении существует специальный резерв.
Авансовые обязательства – обязанность бюджетной структуры выплатить организации или физлицу средства из бюджета предварительно, до того как будут выполнены требования заключенного с ними гражданско-правового договора.
Бюджетные ассигнования
Бюджетные ассигнования — это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств (ст. 6 БК РФ). К бюджетным ассигнованиям относятся, в частности, ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных (муниципальных) нужд (ст. 69 БК РФ).
Доводятся бюджетные ассигнования, как и ЛБО, по принципу адресности и целевого характера до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (ст. 38 БК РФ). Для учета учреждениями бюджетных ассигнований Единым планом счетов предусмотрен счет 503 00.
То есть указанный счет применяется только получателями бюджетных средств. В связи с этим при рассмотрении особенностей учета бюджетных ассигнований воспользуемся нормами п. 142 Инструкции N 162н, в соответствии с которыми для учета бюджетных ассигнований учреждения применяют следующие аналитические счета.
Номер счета |
Наименование счета |
Кто применяет |
0 503 01 000 |
Доведенные бюджетные ассигнования |
Главные распорядители, финансовые органы |
0 503 02 000 |
Бюджетные ассигнования к распределению |
Главные распорядители (распорядители), финансовые органы |
0 503 03 000 |
Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат |
Получатели бюджетных средств, финансовые органы |
0 503 04 000 |
Переданные бюджетные ассигнования |
Главные распорядители (распорядители), финансовые органы |
0 503 05 000 |
Полученные бюджетные ассигнования |
Распорядители, получатели бюджетных средств, финансовые органы |
0 503 06 000 |
Бюджетные ассигнования в пути |
|
0 503 09 000 |
Утвержденные бюджетные ассигнования |
Финансовые органы |
Аналитический учет операций по счетам 0 503 04 000 и 0 503 05 000 ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета к Инструкции N 162н.
Бухгалтерские проводки по отражению бюджетных ассигнований в учете получателей бюджетных средств предусмотрены разд. II Приложения 1 к Инструкции N 162н. Приведем их в таблице.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Главный распорядитель |
||
Суммы бюджетных ассигнований, доведенные в установленном порядке финансовыми органами |
1 503 01 000 |
1 503 02 000 |
Детализация доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ |
1 503 02 000 |
1 503 02 000 |
Суммы бюджетных ассигнований, переданных подведомственному ему распорядителю и (или) получателю бюджетных средств |
1 503 02 000 |
1 503 04 000 |
Распорядитель |
||
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в установленном порядке |
1 503 05 000 |
1 503 02 000 |
Детализация показателей утвержденных ему бюджетных ассигнований по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ |
1 503 02 000 |
1 503 02 000 |
Суммы бюджетных ассигнований, переданных подведомственному ему распорядителю и (или) получателю бюджетных средств |
1 503 02 000 |
1 503 04 000 |
Получатель |
||
Суммы бюджетных ассигнований, полученные в установленном порядке |
1 503 05 000 |
1 503 03 000 |
Детализация показателей доведенных ему бюджетных ассигнований по соответствующим статьям, подстатьям КОСГУ |
1 503 03 000 |
1 503 03 000 |
Главный распорядитель (распорядитель) как получатель |
||
Суммы бюджетных ассигнований, доведенных себе как получателю |
1 503 02 000 |
1 503 03 000 |
Сметные (плановые) назначения
Для учета получателями бюджетных средств и получателями субсидий сумм утвержденных на соответствующий финансовый год сметных (плановых) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных в указанные показатели изменений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года, предназначен счет 504 00. Аналитический учет по данному счету ведется в карточке учета сметных (плановых) назначений в разрезе видов (кодов) доходов (поступлений) и расходов (выбытий) в структуре, утвержденной на соответствующий финансовый год сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения (п. п. 324, 325 Инструкции N 157н).
Получатели бюджетных средств применяют данный счет для учета сумм сметных (плановых) назначений по расходам (внесенных в текущем финансовом году изменений), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности. В бухгалтерском учете эта операция оформляется проводкой (п. 150 Инструкции N 162н):
Дебет счета 2 504 00 000 «Сметные (плановые) назначения» (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800)
Кредит счета 2 506 00 000 «Право на принятие обязательств» (по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800).
Получатели субсидий, в отличие от получателей бюджетных средств, учитывают на счете 0 504 00 000 утвержденные сметные (плановые) назначения по доходам и расходам (внесенные в текущем финансовом году изменения) по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (п. 168 Инструкции N 174н, п. 198 Инструкции N 183н):
- по дебету — в разрезе видов расходов по группам 200, 300, 500 и 800;
- по кредиту — в разрезе видов доходов по группам 100, 600 и 700.
Операции по учету сметных назначений получателями субсидий оформляются следующими проводками (п. 171 Инструкции N 174н, п. 197 Инструкции N 183н):
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Суммы расходов, утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности получателю субсидий |
2 504 00 000 |
2 506 00 000 |
Суммы выплат, утвержденные планом финансово- хозяйственной деятельности получателю субсидий |
0 504 00 000 |
0 506 00 000 |
Суммы доходов, утвержденные сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности получателю субсидий |
2 507 00 000 |
2 504 00 000 |
Суммы поступлений, утвержденные планом финансово-хозяйственной деятельности получателю субсидий |
0 507 00 000 |
0 504 00 000 |
В данной проводке получатели субсидий указывают в 18-м разряде номеров счетов код финансового обеспечения в соответствии с экономическим содержанием операции: 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», 5 «Субсидии на иные цели», 6 «Бюджетные инвестиции» и 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».
Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете
Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:
- Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с , утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
- Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с , утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами и наложению штрафов