Управление внеоборотными активами на предприятии

Факторы, влияющие на выбор политики управления

Первый фактор – это особенности производственного процесса с учетом сезонных колебаний. Количество и состав текущих активов зависит от того, чем именно занимается конкретное предприятие. Например, если это фирма по оказанию юридических услуг, очевидно, что для обеспечения ее деятельности необходимый объем оборотных средств будет минимальным. Разработка же отдельной политики управления текущими активами может быть вообще нецелесообразной. А вот для металлургического завода ситуация совершенно иная. Сложный технологический процесс с вовлечением больших объемов сырья, материалов и готовой продукции невозможен без грамотного подхода к управлению оборотными средствами.

Второй фактор — стадия развития. Развитие любой производственно-экономической структуры имеет циклическую структуру. Каждое предприятие последовательно переживает периоды роста, стабильности и спада. Политика управления оборотными средствами зависит от того, на каком именно этапе в данный момент времени находится компания:

Рост. На этом этапе излишек текущих активов лучше, чем недостаток. Главное – обеспечить высокие темы роста производства и привлечение новых клиентов.
Стабильность. Цель – достичь оптимального соотношения элементов текущих активов

Большое внимание следует уделить инвестиционной политике, чтобы увеличить общую прибыль за счет процентного дохода.
Спад. Излишек хуже, чем недостаток

Необходимо обеспечить действенный контроль за состоянием задолженности за поставленную продукцию, не допускать просроченной задолженности и образования излишков готовых товаров.

Следующий фактор — уровень инфляции. Чем выше темп роста цен, тем меньше должна быть задолженность покупателей. Не следует также накапливать деньги на счетах компании. При относительно низком уровне инфляции не следует допускать чрезмерных запасов сырья и готовой продукции, поскольку оборотные активы в денежной форме способны генерировать дополнительную прибыль.

И последний фактор — конкуренция и условия работы с контрагентами. Особенно они влияют на состояние дебиторской задолженности. Чем выше конкуренция, тем больше ее размер.

Составляющие политики управления

Процесс управления оборотными средствами заключается в руководстве отдельными составляющими оборотных средств, а именно запасами, денежными средствами, задолженностью контрагентов.

Управление запасами

Задачи: не допустить перебоев в производстве и отгрузке продукции, снизить связанные с этими процессами затраты.

Этапы:

  • анализ остатков запасов за предыдущие периоды;
  • оптимизация объемов и формирование сбалансированной структуры основных групп запасов;
  • разработка учетной политики запасов;
  • повышение оборачиваемости;
  • разработка эффективной системы контроля за динамикой запасов.

Денежные активы

К денежным активам относятся не только сами денежные средства, но и инвестиции компании. Выделяют четыре основные группы:

  1. Операционный остаток денежных средств. Это деньги, которые участвуют в производственном процессе: закупка сырья и материалов, коммунальные платежи, зарплата, средства на налоги и т.д.
  2. Страховой остаток. Формируется компанией в качестве страховки на случай непредвиденных обстоятельств, например, просрочки платежей со стороны контрагентов.
  3. Инвестиционный остаток. Деньги, которые компания вкладывает в инструменты финансового рынка с целью получения дополнительной прибыли.
  4. Компенсационный остаток. Это деньги, которые компания держит на своих счетах для обеспечения текущих обязательств. Например, многие банки, открывая юридическим лицам кредитную линию, выставляют требования о поддержании неснижаемого остатка на расчетном счете.

Первые две группы – это абсолютно ликвидные средства. Доступность же 3 и 4 группы зависит от конкретных условий финансовых соглашений.

Этапы управления денежными активами:

  • анализ состояния денежных активов;
  • разработка инвестиционной политики с целью повышения рентабельности свободных денежных средств;
  • финансовое планирование;
  • оптимизация остатка и структуры денежных активов;
  • разработка эффективной системы контроля.

Управление дебиторской задолженностью

Дебиторская задолженность есть практически у каждого производственного предприятия. Это связано и с конкуренцией, и с особенностями взаимоотношений с партнерами (например, географическое удаление или разница во времени). Управление дебиторской задолженностью состоит из этапов:

  • анализ сложившегося уровня задолженности;
  • разработка внутренней кредитной политики, в том числе системы критериев, применяемых к заемщикам, и кредитных условий;
  • определение предельного размера задолженности;
  • разработка алгоритмов работы с просроченной задолженностью, в том числе различных форм рефинансирования;
  • построение системы контроля за состоянием дебиторской задолженности.

Определение источников формирования оборотных активов

На этом этапе главная задача – определить, какой подход целесообразно применять в сложившихся условиях: консервативный, умеренный или агрессивный. Решение зависит как от стадии развития самого предприятия, так и внешней конъюнктуры. Этапы:

  • анализ сложившегося стиля управления источниками финансирования оборотных средств;
  • выбор подхода к управлению финансированием;
  • оптимизация структуры текущих активов, исходя из выбранного стиля управления;
  • выбор оптимальных источников финансирования;
  • разработка системы контроля за состоянием рентабельности и ликвидности предприятия.

Анализ эффективности системы управления

Если кратко, главный результат эффективного управления оборотными активами – достижение поставленных целей:

  1. Создать условия для бесперебойного процесса производства.
  2. Поддерживать количество текущих активов на оптимальном уровне.
  3. Создать эффективную структуру элементов текущих активов.
  4. Оптимальное соотношение источников финансирования.

Основные показатели деловой активности, с помощью которых можно дать объективную оценку эффективности управления оборотными активами – это коэффициенты ликвидности и рентабельности. Именно они показывают, насколько предприятие прибыльно и надежно. Поддержание этих двух характеристик на заданном уровне и есть основная цель управления текущими активами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.