Комментарий к статье 29 ТК РФ
Право на представительство интересов работников во взаимоотношениях с работодателями, четкое определение круга легитимных представителей и их правового статуса являются важнейшими условиями обеспечения реальной защиты интересов работников в сфере труда.
Согласно ч. 1 ст. 29 представителями интересов работников в социальном партнерстве могут быть только: а) профессиональные союзы, их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов; б) иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК. Это общее положение, определяющее представителей интересов работников для всех форм и уровней социального партнерства.
В ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи четко определены представители работников применительно к соответствующему уровню и формам социального партнерства.
В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на уровне организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Первичная профсоюзная организация — это добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.
При этом важно, чтобы первичная организация была структурной частью соответствующего общероссийского профсоюза, представляющего интересы работников на всех уровнях социального партнерства. В соответствии с ч
3 комментируемой статьи интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Таким образом, представительство работников на более высоком уровне, чем организация, могут осуществлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений на всех уровнях, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Таким образом, представительство работников на более высоком уровне, чем организация, могут осуществлять только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Анализируем ситуацию
Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц (ст. 18 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).
Профсоюз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Все профсоюзы пользуются равными правами (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
ТК РФ устанавливает для профсоюзных работников гарантии при расторжении с ними трудового договора по инициативе работодателя, а именно: увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со ст. 373 ТК РФ. При принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель должен направить в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.
Коллективный договор в полном объеме распространяется на всех работников, следовательно, и на тех, которые состоят в «малом» профсоюзе. Иное означает, что права членов «малого» профсоюза защищены в меньшей степени, чем права работников, состоящих в «большом» профсоюзе. Согласно ст. 50 ТК РФ условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
В данной ситуации работодатель по коллективному договору принял на себя дополнительное обязательство не увольнять по основанию, установленному в п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, работников – членов профсоюзной организации без согласия их профсоюзной организации. Следовательно, работодатель должен предварительно получить согласие профсоюза на расторжение трудового договора с работником.
Причем согласие профсоюзной организации работодатель должен получить и в случае увольнения члена профсоюза той организации, с которой коллективный договор подписан не был, поскольку все профсоюзы равны в правах, а предоставление в коллективном договоре преимуществ при увольнении членам одной первичной профсоюзной организации по отношению к членам другой первичной профсоюзной организации является дискриминацией. Малочисленность профсоюзной организации не является основанием для какого-либо ее ограничения в правах.
Таким образом, в данной ситуации действия работодателя незаконны. В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан был запросить согласие на увольнение работника у той профсоюзной организации, членом которой является работник.
Поскольку работодателем были нарушены требования законодательства при увольнении работника – члена профсоюзной организации, работник вправе требовать своего восстановления на работе. Если работодатель отказывается добровольно восстановить работника на работе, работник имеет право обратиться в суд или направить жалобу в государственную инспекцию труда того субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрирован работодатель. Подать жалобу можно путем личного обращения в инспекцию, а также посредством электронного ресурса Онлайнинспекция.рф.
В случае нарушения трудового законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности.
Согласно ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
1) на должностное лицо в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
2) на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей;
3) на юридическое лицо – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.