Сроки представления авансового отчета
В соответствии с п. 11 Порядка ведения кассовых операций (утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40) лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию организации отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
На сегодняшний день между налоговыми органами и налогоплательщиками существует спорная ситуация по вопросу задержки отчета подотчетного лица по полученным суммам. Налоговые органы считают, что в таком случае у работника возникает налогооблагаемый доход по НДФЛ и ЕСН. С этим можно поспорить, так как денежные средства в собственность к работнику не переходят и продолжают числиться в составе дебиторской задолженности. Кроме того, факт получения дохода должны доказать сами налоговые органы. Однако до этого лучше не доводить. Поэтому финансовая служба организации должна обеспечить контроль за своевременным возвратом подотчетных сумм и в случае необходимости оформить служебную записку на имя руководителя с просьбой издать приказ об удержании невозвращенных сумм из заработной платы работника (с его письменного согласия). Наличие в организации приказа об утверждении перечня подотчетных лиц поможет налогоплательщику в споре с налоговым органом по этому вопросу.
Расчеты с подотчетными лицами
Подотчетные суммы
Подотчетная сумма — денежные средства, выданные работнику (подотчетному лицу) авансом на расходы организации, например, на:
- хознужды;
- покупку или оплату товаров (работ, услуг);
- командировочные расходы.
За выданные суммы подотчетник в установленный срок должен отчитаться в случае:
- выдачи ему денежных средств из кассы организации;
- перечисления подотчетных средств на личную карту;
- снятия (оплаты) денежных средств работником с корпоративной карты;
- получения денежных документов из кассы организации.
Выдача денежных средств под отчет наличными
Основными документами, регламентирующими порядок выдачи подотчетных сумм из кассы предприятия, являются:
- Указание ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У (далее — Указание ЦБ РФ N 3210-У).
- Указание ЦБ РФ от 07.10.2013 N 3073-У (далее — Указание ЦБ РФ N 3073-У).
Наличные денежные средства выдаются из кассы только на основании распорядительного документа либо по письменному заявлению подотчетного лица (п. 6.3 Указание ЦБ РФ N 3210-У). Документ-основание может иметь произвольную форму, но должен содержать следующие реквизиты (Письмо ЦБ РФ от 06.09.17 N 29-1-1-0Э/20642): PDF
- фамилию, имя и отчество (при наличии) подотчетного лица;
- сумму наличных денег;
- срок, на который они выдаются;
- подпись руководителя;
- дату и регистрационный номер документа.
Ни сроки, ни сумма выдачи под отчет Банком России не ограничиваются.
Денежные средства под отчет могут быть выданы работникам, заключившим с организацией трудовой или гражданско-правовой договор (Письмо ЦБ РФ от 02.10.2014 N 29-Р-Р-6/7859).
Целесообразно, но не обязательно издать Приказ руководителя со списком лиц, которым организация будет выдавать подотчетные суммы.
Подотчетные суммы могут быть выданы из наличной выручки предприятия (п. 2 Указания ЦБ РФ N 3073-У).
Выдача подотчетных сумм безналичным способом
Указание ЦБ РФ N 3210-У (порядок выдачи сумм, ограничения и др.) при безналичных операциях выдачи в подотчет не применяется. К таким операциям относятся:
- перечисление средств на личную карту работника;
- снятие (оплата) с корпоративной карты организации.
Выпуск корпоративных карт, держателем которых может являться физическое лицо, разрешен п. 1.5, 1.6 Положения ЦБ РФ от 24.12.2004 N 266-П (далее — Положение 266-П). Положение устанавливает операции, которые можно производить с корпоративных карт:
- снятие наличных денежных средств;
- оплата расходов в целях предпринимательской деятельности, в т. ч. оплата командировочных и представительских расходов;
- иные операции, разрешенные законодательством РФ (п. 2.5 Положения 266-П).
Порядок расчетов с подотчетными лицами посредством банковских карт необходимо закрепить в Учетной политике организации (Письмо Минфина РФ от 25.08.2014 N 03-11-11/42288). В учетной политике необходимо предусмотреть:
- способы выдачи подотчетных сумм с применением банковских карт;
- форму распорядительного документа на выдачу подотчетных сумм;
- сроки отчета по выданным суммам;
- способы возврата неиспользованных подотчетных сумм.
Также полезно издать Приказ руководителя об утверждении списка лиц, которым выдаются денежные средства под отчет и списка банковских карт, на которые указанным лицам перечисляются подотчетные суммы PDF.
Средства по безналичному расчету
Однако есть и другой вариант осуществления рассматриваемой процедуры. В настоящее время во многих организациях практикуется выдача наличности под отчет работнику и безналичным методом. Как правило, этот метод используется при отправлении лица в командировку или для приобретения каких-либо ценностей. В таком случае денежные средства перечисляются на карт-счет, к которому прикреплена пластиковая карта. Последняя, в свою очередь, принадлежит не отдельному физическому лицу, а юридическому субъекту. Работник, отправляющийся в командировку, имеет возможность распоряжаться выданными ему под отчет средствами либо через банкомат, снимая определенную сумму, либо напрямую картой в безналичном порядке.
Уплата НДФЛ по сверхнормативным суточным
Что касается удержания НДФЛ со сверхнормативных суточных, то этот вопрос на сегодняшний день остается спорным. Налоговые органы рекомендуют пользоваться нормами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 (далее — Постановление N 93). Однако в целях исчисления НДФЛ это Постановление не может быть применено, поскольку оно принято в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В настоящее время сложилась положительная для налогоплательщиков судебная практика в части обложения НДФЛ сверхнормативных суточных. Так, в Решении ВАС РФ от 26.01.2005 N 16141/04 указано, что в соответствии со ст. 168 ТК РФ размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Постановление N 93 в данной ситуации применяться не должно. Аналогичная позиция была высказана и в Постановлении Президиума ВАС РФ от 26.04.2005 N 14324/04.
В Письме Минфина России от 18.03.2005 N 03-05-01-04/59 высказано противоположное мнение, что Трудовой кодекс лишь предоставляет работодателю право устанавливать размер возмещения расходов, связанных со служебной командировкой, а не наделяет его правом определения нормативного размера таких расходов, не учитываемого для целей налогообложения.
Следует обратить внимание на требование п. 11 Порядка ведения кассовых операций: выдавать денежные средства под отчет можно только после полного отчета по ранее выданным суммам
Правда, налоговая и административная ответственность за нарушение этого требования не предусмотрена.