Принципы расчетов безналичными средствами
Рассматриваемые расчеты через банк реализуются исключительно при наличии соответствующего документа. К примеру, это могут быть письменное распоряжение, судебный приказ, исполнительный лист и прочие документы. Списание выполняется на базе соответствующего распоряжения. В некоторых случаях списание проводится без распоряжения. К примеру, выполняется эта процедура в тех случаях, когда есть соответствующее требование кредитора. Право на списание по просьбе кредитора должно быть указано в соглашении о предоставлении услуг.
Следующий важный принцип – срочность. Существуют такие банковские процедуры: обработка официальных бумаг, списание средств, зачисление денег на счета. Практически для всех этих операций установлены определенные сроки. Последние обычно утверждаются каждым конкретным банком.
К СВЕДЕНИЮ! Платежная обеспеченность предполагает исполнение платежей со счетов в рамках сумм, которые на них имеются. То есть на счетах организации есть определенная сумма. Снять средства сверх этой суммы нельзя.
Следующий принцип – свободный подбор формы для расчета безналичкой. Существует множество форм для расчетов, которые были приведены выше. Это инкассо, аккредитив и прочее. Компания может самостоятельно подобрать подходящую для себя форму.
Унификация платежных документов также важна. Расчетные бумаги составляются по определенной форме. Они могут быть электронными или бумажными. В бумагах содержатся эти реквизиты:
- Форма расчетов.
- Название расчетных бумаг.
- Дата выписки из расчетного счета, номер этого счета.
- Информация о сторонах сделки (плательщик и его контрагент): название ЮЛ, номер счета, ИНН, адрес, номер субсчета.
- Размер платежа и его направление.
- Очередность платежей.
- Дополнительные нюансы.
Документы не будут действительны без печати и подписи.
Формы безналичных расчетов
Расчеты подразделяются на различные формы. Рассмотрим самые распространенные из них:
- Платежное поручение. Представляет собой распоряжение организации о переводе средств на счет. Отправляется оно в банк.
- Аккредитивы. Это обязательство, принятое банком, по направлению платежа получателю. Аккредитивы нужны для обеспечения безопасности платежей. Учет по ним ведется по счету 55. К нему создается субсчет «аккредитив».
- Расчеты посредством чеков. Выполняются при помощи чековой книжки. Это комфортная для отправителя форма перевода средств. Удобной эта форма считается потому, что платеж отправляется одновременно с отгрузкой продукции. Чек – это ценная бумага. В ней прописывается распоряжение об осуществлении платежа на положенную сумму. Нужно отметить, что чеки не получили распространение на территории РФ.
- Инкассо. Это операция, в рамках которой банк берет на себя обязательство получения денег. После получения средства переводятся на счет клиента.
Все приведенные формы расчетов отличаются своими нюансами.
Принципы осуществления учета средств
Безналичный оборот денежных средств осуществляется всеми его участниками в соответствии с рядом важных принципов.
Принципы организации безналичного денежного оборота:
- Свободный выбор способа платежа.
- Соблюдение установленных сроков исполнения транзакций.
- Все транзакции совершаются только на основании соглашений, подлежащих обязательному соблюдению.
- Обладатель банковского счета должен разрешить транзакцию, исполняемую с использованием его средств.
- Достаточность денег у плательщика для проведения транзакции.
- Строгое соблюдение общеобязательных норм актуального законодательства.
Порядок совершения денежного оборота
Реализация любых безналичных операций не представляется возможной без наличия банковского счета, открытого на основании соответствующего соглашения с обслуживающим финансовым учреждением.
Исключение – совершение платежа обычным физическим лицом, денежные переводы которого не имеют отношения к предпринимательской деятельности.
Допускается открытие счетов в рублях (RUB) или иностранной валюте.
Безналичные перечисления могут совершаться плательщиками с любого из перечисленных ниже счетов:
- текущие счета (для обычных физических лиц, выплаты и поступления которых не связаны с предпринимательством);
- расчетные счета (открывается любыми субъектами, кроме кредитных учреждений, для коммерческих поступлений/выплат);
- бюджетные счета (открывается юрлицами для транзакций с бюджетными деньгами);
- корреспондентские счета (исключительно для кредитно-финансовых учреждений);
- депозитные счета (доходные вложения граждан/организаций);
- особые счета (аккредитив, клиринговый, агентский, залоговый, прочие).
Условные коды для операций с р/с
При отражении операций используются эти коды:
- 01. По ДТ проводится списание, по КТ – зачисление. Первичкой является поручение.
- 02. По ДТ проводится оплата, по КТ – зачисление.
- 05. По ДТ исполняется оплата, по КТ – зачисление. Первичкой является требование-поручение.
- 06. Оплата и зачисление на основании инкассового поручения.
- 07. Оплата и поступление средств по расчетным чекам.
- 08. По ДТ отражается открытие аккредитива, по КТ – зачисление аннулирования аккредитива.
- 09. Списание и зачисление средств по мемориальному ордеру.
- 10. По ДТ отражается погашение кредита.
- 11. Выдача и зачисление кредита.
- 12. По ДТ отражается зачисление средств на базе авизо.
- 13. По ДТ фиксируются расчеты с использованием банковских карт.
- 16. Списание и зачисление средств по платежному ордеру.
На основании приведенных кодов будут формироваться проводки.
Пример
Рассмотрим пример бухучета. Организация исполнила эти операции:
- Поступление средств от покупателей в размере 18 тысяч рублей.
- Снятие средств на ЗП персоналу в размере 118 тысяч рублей.
- Выдача ЗП.
- Выдача подотчета в размере 25 тысяч рублей.
Проводки будут такими:
- ДТ50 КТ62. Поступление средств от покупателей.
- ДТ50 КТ51. Поступление средств с р/с.
- ДТ70 КТ50. Выплата ЗП.
- ДТ71 КТ50. Выдача средств под отчет.
Каждая проводка меняет начальное и конечное сальдо. Она базируется на первичке.