Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу
Эта записка является дополнительным документом к бухгалтерскому балансу. Она поясняет его и дает более подробные данные о деятельности предприятия. В записке должны содержаться следующие сведения:
- общая информация о предприятии;
- учетная политика предприятия;
- информация об активах и обязательствах;
- структура баланса предприятия, его прибыль;
- доходы и расходы предприятия;
- пояснения к отдельным пунктам бухгалтерской отчетности;
- оценка деятельности (активности) предприятия;
- информация о хозяйственной деятельности;
- информация по экологическим показателям;
- информация от акционеров предприятия.
Однако эти сведения являются неполными. Ряд таких сведений включает и другие позиции, которые помогают полностью раскрыть баланс предприятия.
Основные группы пользователей бухгалтерской отчетности
Сфера интереса, проявляемого к деятельности предприятия, законодательно не зафиксирована. Поэтому запрашивать информацию о результатах работы компании за отчетный и предшествующие периоды могут разные группы лиц – как внешние пользователи бухгалтерской отчетности, так и внутренние пользователи бухотчетности.
Внутренними считают заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представленных наемным персоналом, собственниками и руководящим звеном предприятия. Остальные категории составляют внешний круг получателей таких сведений.
В итоге на практике пользователями бухгалтерской отчетности являются:
Категория пользователей данных бухгалтерской отчетности | Почему они относятся к пользователям бухгалтерской отчетности |
Собственники бизнеса/учреждения | Для проверки эффективности работы руководящего звена и обеспечения непрерывности деятельности |
Реальные инвесторы | Стремятся убедиться в оправданности своих ожиданий и проанализировать динамику роста, спрогнозировать возможные прибыли на будущие периоды |
Потенциальные инвесторы | Им нужна информация о финансовых результатах работы предприятия для принятия решения о целесообразности вложения средств в проект |
Поставщики | Хотят убедиться в надежности контрагента |
Покупатели | Их цель – подтверждение серьезности намерений компании и обеспечение своевременности исполнения ею своих обязательств |
Работники организации | От стабильности финансового положения фирмы напрямую зависит их уровень дохода |
Особые пользователи информации бухгалтерской финансовой отчетности – аудиторские компании. Они составляют отдельную группу пользователей. Им данные отчетности нужны для выполнения работ в рамках заказанного руководством субъекта хозяйствования аудита учета и отчётности.
Кроме того, банки и фискальные органы, государственные структуры – это тоже пользователи бухгалтерской отчетности.
ПРИМЕР
Финансово-кредитные учреждения требуют предоставить им данные из отчетных форм за последние годы, чтобы оценить динамику платежеспособности потенциального заемщика. Если уровень ликвидности будет низким, то в выдаче нового займа предприятию будет отказано или кредитное соглашение заключат на невыгодных для фирмы условиях.
Что касается налоговых органов, то они как пользователи бухгалтерской/финансовой отчетности организации регулярно получают полный комплект отчетности. Обязанность налогоплательщиков подавать эти бланки в ФНС закреплена законодательно.
Также см. «Сроки сдачи отчетности в 2018 году: календарь бухгалтера и таблица».
Предприятие не должно держать в голове, кто основные пользователи бухгалтерской отчетности, так как она должна соответствовать критерию нейтральности. Это необходимо для полноценного удовлетворения информационных запросов всех категорий её пользователей
Важность такого принципа систематизации обусловлена тем, что на основе данных бухотчетности принимают решения о реализации крупных сделок и проводят разработку стратегии развития компании
Пользователи бухгалтерской информации
Бухгалтерский учет возник и существует в том числе и в связи с тем, что на бухгалтерскую информацию существует объективный, устойчивый спрос.
Пользователей этой информации условно можно разделить на три группы:
1) пользователи, находящиеся внутри бизнеса и имеющие прямую заинтересованность в его результате (собственники, менеджеры, сотрудники);
2) пользователи, находящиеся вне бизнеса, но имеющие прямую заинтересованность в его результате (поставщики, клиенты, кредиторы, инвесторы);
3) пользователи, находящиеся вне бизнеса и имеющие косвенную заинтересованность в результатах деятельности предприятия (правительство в лице налоговой инспекции, общественность).
Каждого пользователя бухгалтерской информации интересует полезность информации, т. е. чтобы с ее помощью и при наименьших усилиях достигнуть определенных целей. Практическая ценность как учетной, так и отчетной бухгалтерской информации определяется через критерий полезности, пригодности информации для принятия эффективных решений на базе данных бухгалтерского учета.
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок, т. е. она должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она может относиться. Информация, представляемая заинтересованным пользователям (кроме отчетов специального назначения), должна быть нейтральной, а также формируемая информация должна быть полной.
Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию о предприятии за разные периоды времени для того, чтобы иметь представление об изменениях в его финансовом положении и финансовых результатах деятельности. Также имеет значение возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и их тенденции в финансовом положении. Заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой предприятием, любых изменениях в этой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности этого предприятия – это условие выполнения требования сравнимости.
Формируемая информация в бухгалтерском учете должна удовлетворять условиям уместности и надежности этой информации, т. е. одним из требований является своевременность информации. При большой просрочке представления информации заинтересованным пользователям может происходить потеря ее уместности.
Польза от данной информации должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации.