История вопроса
Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) утвержден в соответствии с п. 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила).
В Правилах сказано, что сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Росприроднадзором, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Но конкретной процедуры прописано не было, что, конечно, не означало невозможности проведения такого зачета (возврата) излишне уплаченной платы за НВОС, но делало данную процедуру затруднительной, а зачастую и невозможной.
Например, в Письме Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06-02-36/5194 было сказано, что порядок зачета и возврата территориальными органами Росприроднадзора сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС в настоящее время разрабатывается Росприроднадзором. При этом зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
Но никаких сроков и процедуры проведения зачета или возврата переплаты за НВОС не предлагалось.
Более того, Росприроднадзор обращал внимание на то, что при выявлении излишне уплаченных сумм платы приоритетным является принятие решения о зачете денежных средств в счет платежей будущего периода.
Интересным моментом является следующий подход Росприроднадзора: территориальный орган Росприроднадзора вправе отказать в возврате добровольно исчисленной и внесенной лицом, обязанным вносить плату, ежеквартальной авансовой платы за НВОС, а именно в силу ч. 4 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности. Несогласным с таким подходом предлагалось отправляться в суд.
Что и делали плательщики платы за НВОС, при этом не всегда суды вставали на их сторону, как, например, в деле, рассмотренном всеми судебными инстанциями, включая ВС РФ (Определение от 07.11.2019 № 307-ЭС19-20098 по делу № А56-83372/2018).
На практике территориальные органы Росприроднадзора отказывали в проведении зачета (возврата) переплаты за НВОС в связи с отсутствием утвержденного порядка. Но при этом суды указывали, что отсутствие установленного порядка проведения зачета (возврата) переплаты за НВОС не исключает обязанности территориального органа Росприроднадзора в трехмесячный срок с даты получения соответствующего заявления доступными способами на основании документов проверить наличие излишне уплаченных сумм платы за НВОС, то есть выполнить требование п. 36 Правил (Постановление АС ВСО от 24.01.2019 по делу № А19-13393/2018).