Топ-10: списываем гсм

Нормы расхода ГСМ

Нормирование расхода ГСМ — это установление допустимого предела их использования в определенных условиях эксплуатации для конкретной модели транспортного средства, технологической машины или механизма.

Для некоторых видов техники нормы расхода ГСМ утверждены нормативно-правовыми актами:

— на автомобильном транспорте — приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43;

— для эксплуатации техники в строительстве — приказом Госстроя от 12.01.2000 г. № 9;

— на работу дорожно-строительных и специальных машин — приказом корпорации «Укравтодор» от 14.08.96 г. № 156.

В то же время сельхозтехника не относится ни к одной из вышеупомянутых категорий транспортных средств. Она считается специальной техникой (машинами) — это трактора, сеялки, жатки, косилки, комбайны и другие сельхозмашины и самоходные механизмы, которые используются в сельском хозяйстве. Для такой специфической техники должны действовать свои нормы расхода ГСМ.

Поэтому возникает вопрос:

существуют ли на сегодня утвержденные нормы расхода ГСМ для сельхозтехники?

Ответ однозначен: к сожалению, таких норм нет. Однако отсутствие норм не говорит о том, что списывать ГСМ можно в любом количестве. Поэтому сельхозпредприятиям нужно утвердить собственные нормы. Для этого можно ориентироваться на нормы, приведенные в вышеупомянутых нормативно-правовых актах, а также на нормы, разработанные Украинским научно-исследовательским институтом производительности АПК (НИИ «Украгропромпроизводительность»):

— на обработку почвы, на посев, посадку и уход за посевами;

— на сбор сельскохозяйственных культур;

— на внесение удобрений, химическую защиту сельскохозяйственных культур и т. п.

К сожалению, они не утверждены нормативно-правовыми актами. Поэтому их нет в свободном доступе. Сборники таких норм можно приобрести у разработчика.

Однако помните: нормы, приведенные в этих сборниках, имеют рекомендательный характер. Ведь не факт, что приведенные там нормы полностью соответствуют характеру деятельности, производимым работам, условиям, в которых используется сельхозтехника вашего предприятия. Поэтому следует учесть нормы расхода ГСМ, которые определены в технической документации на определенный механизм, нормы расхода ГСМ на подобных сельхозработах, а также результаты проведенных хронометражей работы машин и механизмов.

Собственные нормы расхода ГСМ нужно утвердить приказом руководителя предприятия.

Обращаем внимание! Независимо от того, разработало предприятие нормы самостоятельно или взяло из сборников, при списании ГСМ следует сравнить фактический расход с нормативным. А в случае расхождений между фактическими и нормативными показателями выяснить, почему так произошло, и отразить этот факт в учете

О том, как это делать, расскажем далее.

Недостача ГСМ

В учете ООО «Гарант 1» данные операции были отражены таким образом:

Дт Кт Описание Сумма Документ
10 Отражение стоимости недостачи ГСМ, выявленной при инвентаризации 1030 руб. Инвентаризационная ведомость
73 Отнесение стоимости недостачи на виновное лицо Кондратьева А.К. (балансовая стоимость) 1030 руб. Акт установления виновного лица
73 98 Отражение разницы между балансовой и рыночной стоимости ГСМ (1075 руб. — 1030 руб.) 45 руб. Сличительная ведомость
50 73 Кондратьев А.К. погасил недостачу ГСМ через кассу 750 руб. Приходный кассовый ордер
98 91/1 Включение в состав доходов разницы между рыночной и балансовой стоимостью недостающих ГСМ (45 руб. * (750 руб. / 1075 руб.) 31 руб. Сличительная ведомость

Учет расхода топлива: нормирование и списание на работу автотранспорта

Поскольку бензин предприятиями в основном используется на работу автомобилей, его списание производится согласно данным путевых листов, оформляемых на каждую единицу ТС.

Списывают его согласно разработанным нормативам. Автопредприятия рассчитывают оптимальный расход топлива на 100 км пробега по каждой единице ТС, опираясь на руководствующие документы Минтранса, периодически обновляющиеся, например, Распоряжение Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (в редакции от 20.09.2018) о рекомендованных нормах расхода топлива и смазки с учетом повышающих коэффициентов, применяемых при различных (нестандартных) условиях эксплуатации автотранспорта.

К примеру, в зимнее время базовые нормы увеличиваются на 10-20% в зависимости от региона нахождения компании, влияют на норматив и численность населения в местности, где работает фирма, возраст автомобиля и степень «гористости» местности. Если же в законодательном документе отсутствует марка используемого в компании автомобиля, то нормы расхода топлива по нему вычисляются на базе техдокументации и паспорта ТС.

В зависимости от режима налогообложения, предприятия отличаются порядком списания ГСМ. Так, фирма на ОСНО списывает ГСМ за месяц в последний день месяца, а упрощенец-предприниматель списывает бензин на затраты в день его приобретения.

Пример

Водитель легкового служебного автомобиля А.А. Сидоров получает из кассы ООО «Зима» под отчет денежные средства для приобретения ГСМ и представляет авансовые отчеты с отражением расходов по их приобретению с приложением первичных документов. Списание бензина происходит по нормам на основании путевых листов, сдаваемых водителем в бухгалтерию.

Количественно-суммовой учет ГСМ ведется с использованием лицевых карточек, форма которой разработана организацией самостоятельно и утверждена приказом руководителя. Карточка открывается на каждого водителя.

Остаток несписанного бензина на начало апреля у водителя составил 18 литров по 10 руб.

3 апреля было приобретено 20 литров бензина по 11 руб. НДС не рассматриваем для простоты.

1,2 и 3 апреля водитель израсходовал соответственно 7,10 и 11 литров бензина.

Организация применяет при списании материалов метод скользящей средней себестоимости, которая рассчитывается на дату выполнения операции.

С 1 по 3 апреля бухгалтер произвел следующие записи в карточке водителя:

В бухгалтерском учете организации сделаны следующие проводки:

1 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 70 руб. — списано по нормам 7 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 1 апреля;

2 апреля:

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

— 100 руб. — списано по нормам 10 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 2 апреля;

3 апреля:

Дебет 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.» Кредит 71 субсчет «Сидоров»

— 220 руб. – оприходовано 11 литров бензин на основании чека ККМ, приложенного к авансовому отчету водителя;

Дебет 26 Кредит 10-3 субсчет «Бензин А-95 в баке машины Сидорова А.А.»

-120,48 руб. — списано по нормам 11 литров бензина по путевому листу легкового автомобиля формы № 3 за 3 апреля.

Учет топлива

Бухгалтерский учет. Для учета наличия и движения ГСМ предназначен субсчет 203 «Топливо». Аналитический учет на этом субсчете ведут исходя из нужд предприятия в разрезе видов и марок топлива, а также по местам его хранения. В связи с этим к такому субсчету обычно открывают субсчета четвертого и других порядков. И ведут такой учет:

— или в разрезе мест хранения, например, 2031 «ГСМ на нефтескладе», 2032 «Топливо в баке» и т. п.;

— или в разрезе видов ГСМ, например, 20311 «Бензин А92 на нефтескладе», 20312 «Дизельное горючее на нефтескладе» и т. п.

Приобретенные ГСМ отражают в составе запасов предприятия по первоначальной стоимости, состоящей из фактических расходов, перечень которых приведен в п. 9 П(С)БУ 9 «Запасы».

Стоимость фактически потраченных ГСМ в пределах норм списывают с кредита субсчета 203 в дебет соответствующих субсчетов счетов 15, 23, 91, 93 и т. п. А вот сумму перерасхода (если таковая есть) относят:

— к другим операционным расходам (субсчет 949), если перерасход был обусловлен объективными причинами и это зафиксировано в распорядительном документе, утвержденном руководителем предприятия;

— на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей», если объективные причины перерасхода не установлены.

Налог на прибыль. На сегодня объект обложения для налога на прибыль определяется по бухгалтерским правилам. Таким образом, в учете операции по приобретению и использованию топлива на выполнение сельхозработ (как в пределах норм, так и сверх норм) нужно вести по тем же правилам, что и в бухгалтерском учете.

При этом не имеет значения, о каком плательщике налога на прибыль идет речь — о малодоходнике или высокодоходнике. Для таких операций НКУ не предусмотрено никаких налоговых разниц.

НДС.Здесь действуют те же правила, что и при учете других товарно-материальных ценностей. Суммы НДС, уплаченные (начисленные) в связи с приобретением ГСМ, сельхозпредприятие включает в налоговый кредит, если имеет должным образом зарегистрированную в ЕРНН налоговую накладную.

А вот при использовании ГСМ на выполнение сельхозработ все будет зависеть от того, вписался ли тракторист или комбайнер в нормы расхода топлива.

Сверхнормативный расход ГСМ налоговики* расценивают как использованные ГСМ в нехозяйственной деятельности. Следовательно, нужно начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ. Поскольку мы говорим о приобретенных товарах, то базу налогообложения определяем исходя из стоимости приобретения ГСМ(п. 189.1 НКУ).

* http://tr.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/327719.html

Чтобы начислить такие налоговые обязательства, аграрию следует составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода, в котором понесен сверхнормативный расход топлива, сводную налоговую накладную. Такая налоговая накладная хотя и не выдается никому, все же должна быть зарегистрирована в ЕРНН.

Пример. Предприятие имеет в собственности трактор МТЗ-80. Для него по техническим документам и опираясь на собственные исследования установлены нормы расхода дизтоплива при вспашке сельхозугодий плугом ПЛН-4-35 — 19 л/га. В то же время поскольку влажность почвы колебалась в пределах 25-30 %, то эта норма была скорректирована на коэффициент 1,16.

По данным Учетного листа тракториста-машиниста за 5 дней обработано 40 га угодий, израсходовано горючего 925 л. Для применения других коэффициентов оснований не было. Стоимость 1 л дизтоплива — 27,00 грн. (в т. ч. НДС — 4,50 грн.).

Определим нормативный расход топлива на произведенную работу (с учетом корректирующего коэффициента): 40 х 19 х 1,16 ≈ 882 (л).

Количество сверхнормативно потраченного топлива составляет 43 л (925 — 882). Его стоимость без НДС составит 967,5 грн. (43 х 22,5). Причины перерасхода не установлены. В учете предприятия эти операции отразим так, как показано в табл. 2.

Таблица 2. Учитываем расходование ГСМ при вспашке сельхозугодий

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

дебет

кредит

1. Списана стоимость использованного дизтоплива в пределах норм (882 л х 22,50 грн./л)

231

203

19845,00

2. Списана стоимость излишне потраченного дизтоплива

947

203

967,50

3. Начислены налоговые обязательства по НДС на стоимость излишне потраченного топлива (967,50 грн. х 20 %)

643/1

641/НДС

193,50

949

643/1

193,50

4. Сумму сверхурочных потерь учитываем на забалансовом счете до установления виновного лица или до закрытия дела

072

967,50

Учет расходов на горюче-смазочные материалы

Расходы на горюче-смазочные материалы и их признание в налоговом учете – больной вопрос для бухгалтеров большинства организаций. В каких размерах и на каком основании можно уменьшить базу по налогу на прибыль по этим расходам, рассказывает Л.П. Фомичева, консультант по налогам и сборам. В части автоматизации материал подготовлен А.Л. Биляловой (Компания Инфотэк Груп)

К горюче-смазочным материалам (далее – ГСМ) относятся:

  • топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ);
  • смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки);
  • специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

Организация, имеющая в собственности, аренде или безвозмездном пользовании автомобили и использующая их в своей деятельности для извлечения доходов, может отнести на себестоимость расходы по ГСМ. Но не все так просто, как кажется.

Правила учета ГСМ обновлены

Бухгалтеры, которые отвечают за учет горюче-смазочных материалов (ГСМ), сталкиваются со множеством проблем. Как рассчитать нормативы, для чего их применять, как отразить бензин, который находился в баке купленного автомобиля? Ответы на эти и другие злободневные вопросы вы найдете в статье.

Начнем с новации. Методические рекомендации по нормам расхода топлива и смазочных материалов для ряда марок автомобилей, выпущенных с 2008 года, в очередной раз обновлены (распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р). Примечательно, что документ действует с 4 апреля, однако в правовых базах появился совсем недавно. С «рекомендательными» документами такое случается.

Итак, для целей расчета норм расхода топлива обновлены следующие разделы:

  • «Легковые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года». В этот перечень добавлены девять моделей и модификации автомобилей, в том числе для марок «Lada Granta», – «Lada Priora», «Lada Kalina», «Lada Vesta»;
  • «Автобусы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Грузовые бортовые автомобили отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года»;
  • «Фургоны отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года».

Кроме этого, установлены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива отдельно в Крыму и Севастополе.

Напомним, что данные нормы расхода топлива и смазочных материалов предназначены для определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, проведения расчетов с пользователями транспортных средств, водителями и т. д.

Указанными нормами Минфин России рекомендует также руководствоваться при списании расходов на ГСМ.

Налогооблагаемая база по налогу на прибыль может быть уменьшена на полную стоимость израсходованного бензина (письмо Минфина России от 27.01.14 № 03-03-06/1/2875).

ГСМ: тонкости учета

Задаваться философским вопросом типа «а для чего вообще нужны какие-то там нормы расхода и списания ГСМ?» мы не будем – нужны, и точка. Главное – не запутаться с применением этих норм

Следует обратить внимание, что назначение нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает

Бухучет приобретенных ГСМ зависит от способа их приобретения.

Покупка ГСМ за наличные

Если ГСМ приобретены за наличные, сделайте проводки:

ДЕБЕТ 71   КРЕДИТ 50 — выданы деньги под отчет на приобретение ГСМ;

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 71 — оприходованы ГСМ на основании авансового отчета, предоставленного водителем;

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 71 — отражен НДС по приобретенным ГСМ;

ДЕБЕТ 68, Субсчет расчеты по НДС   КРЕДИТ 19 — принят к вычету «входной» НДС по ГСМ.

Покупка ГСМ по топливным картам и талонам

Если ГСМ приобретены по топливным картам или топливным талонам, проводки будут такие:

ДЕБЕТ 60, Субсчет авансы выданные   КРЕДИТ 51 — отражены в качестве выданного аванса деньги, перечисленные за талоны (на карты);

ДЕБЕТ 68, Субсчет расчеты по НДС   КРЕДИТ 76 — принят к вычету НДС с выданного аванса;

ДЕБЕТ 10   КРЕДИТ 60 — приняты к учету ГСМ, отпущенные по талонам или картам (на основании корешков талонов, представленных водителями, или отчета компании – эмитента талонов (карты));

ДЕБЕТ 19   КРЕДИТ 60 —отражен НДС по ГСМ;

ДЕБЕТ 68, Субсчет расчеты по НДС   КРЕДИТ 19 принят к вычету НДС по ГСМ;

ДЕБЕТ 76   КРЕДИТ 68, Субсчет расчеты по НДС — восстановлен НДС, принятый к вычету с перечисленного аванса.

Стоимость ГСМ, израсходованных за месяц, определяется на основании путевых листов или отчетов систем контроля пробега (пробега и расхода топлива) и списывается на расходы на последнее число месяца проводкой (п. 16, 18 ПБУ 10/99):

ДЕБЕТ 20 (26, 44)   КРЕДИТ 10 включена в затраты стоимость ГСМ.

Обратите внимание: НДС, предъявленный поставщиком ГСМ, принимается к вычету при отражении стоимости приобретенных ГСМ по дебету счета 10 «Материалы» только при наличии счета-фактуры продавца (письмо Минфина России от 03.08.2010 № 03-07-11/335). Компаниям, которые заняли «осторожную» позицию и решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете

Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы

Компаниям, которые заняли «осторожную» позицию и решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Безвозмездное пользование автомобилем

Организация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем (ссуды), согласно которому ссудополучатель обязан содержать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также несение всех расходов на ее содержание, если иное не предусмотрено договором.

Расходы организации по содержанию и эксплуатации автомобиля, полученного по договору безвозмездного пользования, уменьшают налогооблагаемую прибыль в общеустановленном порядке, если договором предусмотрено, что данные расходы несет ссудополучатель.

Источник фото: exkavator.ruОрганизация может заключить договор безвозмездного пользования автомобилем

К договорам безвозмездного пользования (ссуды) применяются отдельные правила, предусмотренные для договора аренды. Расходы на ГСМ учитываются аналогично арендованной машине, поскольку распоряжается ею организация.

Передача имущества во временное пользование по договору ссуды — для целей налогообложения есть не что иное, как безвозмездно оказанная услуга. Стоимость такой услуги включается ссудополучателем во внереализационные доходы (п. 8 ст. 250 НК РФ). Эту стоимость нужно определить самостоятельно, основываясь на данных о рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.