Что изучается при проведении контрольных процедур
Основным предметом контроля выступает система решений в области финансов, влияющих на эффективность использования имеющегося капитала компании.
Предмет финконтроля характеризуется следующими составными элементами:
- комплексом внутренней нормативной документации, применяемой в процессе финансового управления;
- технологической инфраструктурой, при помощи которой реализуется действующая политика в области финансов;
- концепцией принятия решений, которой руководствуются работники, ответственные за управление капиталом компании.
В состав нормативной документации входят законодательные акты различных уровней, локальные положения, инструкции и регламенты, созданные внутри организации.
В качестве технологической инфраструктуры для реализации финансового контроля выступают бухгалтерские информационные базы данных, системы расчетов с банками, специализированное программное обеспечение для анализа данных и организации документооборота.
Кроме того, предметом изучения контролирующих отделов могут быть:
- показатели производственной деятельности в натуральной и стоимостной оценке;
- разнообразные статистические данные в динамике;
- характеристики партнеров компании, потребителей.
Перечень объектов, включаемых в систему финансового контроля, ничем не ограничен и может изменяться в зависимости от потребностей конкретной компании в контроле за управлением финансовыми ресурсами.
Главное управление государственного финансового контроля города Москвы (Госфинконтроль)
Главное управление государственного финансового контроля города Москвы (Госфинконтроль) является подведомственным Правительству Москвы органом исполнительной власти города, осуществляющим контроль в бюджетно-финансовой сфере, а также государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
Основной задачей Главного управления государственного финансового контроля города Москвы является осуществление контроля за финансовой деятельностью государственных унитарных и казённых предприятий города, а также за соблюдением организациями порядка ценообразования и применения регулируемых цен в целях определения законности, целевого характера, результативного и эффективного использования средств бюджета города Москвы.
Связанные документы
Постановление Правительства Москвы № 487-ПП от 27 августа 2014 годаОб утверждении Порядка осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудитаРаспоряжение Правительства Москвы № 270-РП от 4 июня 2014 годаО Межведомственной комиссии по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении ими внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд города МосквыПостановление Правительства Москвы № 112-ПП от 11 марта 2014 годаОб утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфереРаспоряжение Правительства Москвы № 23-РП от 28 января 2014 годаО создании Государственного казенного учреждения города Москвы «Служба финансового контроля и бухгалтерского учета Департамента культуры города Москвы»Распоряжение Правительства Москвы № 213-РП от 24 апреля 2013 годаО создании Государственного казенного учреждения города Москвы «Служба финансового контроля Департамента здравоохранения города Москвы»Распоряжение мэра Москвы № 403-РМ от 7 июля 2011 годаО координационном плане проверок Совета по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль в бюджетно-финансовой сфере, на второе полугодие 2011 г.Постановление Правительства Москвы № 224-ПП от 24 мая 2011 годаОб утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города МосквыПостановление Правительства Москвы № 121-ПП от 12 апреля 2011 годаО совершенствовании государственного управления в сфере государственного финансового контроляРаспоряжение Правительства Москвы № 51-РП от 25 января 2011 годаО плане проверок Совета по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль в бюджетно-финансовой сфере, на первое полугодие 2011 г.Распоряжение Правительства Москвы № 1330-РП от 30 июня 2010 годаО координационном плане проверок Совета по координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы, осуществляющих контроль в бюджетно-финансовой сфере, на второе полугодие 2010 г.
Все документы (27)
Направления внутреннего контроля
Среди основных направлений внутреннего контроля можно выделить следующие:
- проверку соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства или собственников;
- контроль над целевым использованием финансирования;
- проверку оформления и обработки документов;
- контроль оформления и отражения в регистрах бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций;
- проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества;
- проверку расчетов пособий, начисления заработной платы и иных выплат.
В учреждении перечень направлений внутреннего контроля нужно устанавливать в соответствии со спецификой его деятельности.
Состав элементов финансового контроля в организации
Как и любая сложная система, проводимый на предприятии финансовый контроль включает в себя несколько взаимосвязанных частей:
- изучение имеющейся внутрикорпоративной базы документов;
- исследование различных направлений работы бизнеса;
- взаимодействие с другими специалистами различных уровней.
Если рассматривать более подробно первый пункт, то он также состоит из комплекса связанных процедур:
- изучение составленной документации на предмет правильности оформления, применения актуальных бланков, увязка указанных в них фактов с процессом управления капиталом;
- проверка достоверности данных в документах, а также полноты их составления;
- сопоставление с образцами, заполненными оптимальным образом.
В процессе исследования различных направлений работы бизнеса необходимо учитывать следующие операции:
- оценка результата использования ресурсов компании, в частности объемов производства на каждый рубль, вложенный в основные средства, анализ прибыльности и скорости оборота активов;
- выявление уровня выработки на единицу оборудования или на сотрудника;
- вычисление показателей, характеризующих платежеспособность и устойчивость фирмы.
В части организации взаимодействия с иными специалистами финансовый контроль включает:
- анализ компетентности сотрудников, непосредственно занятых финансовым управлением;
- обнаружение фактов ненадлежащего исполнения ими возложенных на них обязанностей;
- поиск инструментов для стимулирования работников к повышению своего профессионального уровня, мотивирования к большей ответственности при решении вопросов, связанных с управлением корпоративными финансами.
Сущность финансового контроля
Физический контроль заключается в праве допуска проверяющего к активам и документам компании.
3
Важность свидетельства. Основной частью системы контроля является свидетельство выполнения работы, заверенное подписью контролера, который должен поставить свою подпись, подтверждающую, что работа выполнена качественно
Без таких свидетельств невозможно определить, что система контроля работает в запланированном режиме.
4.Ограниченная система контроля. Теоретические аспекты финансового контроля не всегда применимы на практике. Успех системы контроля зависит от проверяющих, а они могут уставать и быть не во всем компетентными. Контроль не эффективен, если возникает сговор между служащими компании. Поэтому даже самые лучшие системы контроля не гарантируют полного успеха, хотя риск неудач понижается, если контроль осуществляют высококвалифицированные специалисты. В связи с этим руководство обязано регулярно проверять качество работы контролеров, точность выявления ими слабых мест и своевременность обнаружения ошибок.
Важным объектом финансового контроля являются финансовые показатели бюджетов компании. Для осуществления контроля исполнения бюджетов Министерство экономического развития РФ рекомендует использовать двухуровневую систему.
Нижний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Такой контроль осуществляют их руководители.
Верхний уровень – контроль исполнения бюджетов структурных подразделений компании. Его проводят финансово-экономические службы и бухгалтерия компании.
Ключевыми элементами системы контроля являются:
объекты контроля – бюджеты структурных подразделений;
предметы контроля – отдельные показатели бюджетов (соблюдение лимита фонда оплаты труда, расходов сырья, материалов и энергии и т. д.);
технология контроля бюджетов – осуществление процедур, необходимых для определения отклонения фактических показателей бюджетов от плановых в абсолютных суммах и в относительном выражении (процентах);
субъекты контроля – структурные подразделения и экономические службы компании.
Наряду с бюджетным важным элементом корпоративного контроля является финансовый анализ бухгалтерской отчетности, который включает следующие виды анализа:
горизонтальный;
вертикальным;
трендовый;
финансовых коэффициентов (финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности баланса, рентабельности активов, собственного капитала и продаж, оборачиваемости активов);
сравнительный (пространственный);
факторный.
Анализ бухгалтерской отчетности выражается в исследовании абсолютных показателей, представленных в этой отчетности. В процессе такого анализа устанавливают состав и структуру имущества корпорации, ее финансовые вложения, источники образования собственного капитала, изучают связи с поставщиками и покупателями, определяют объем и источники привлеченных средств, оценивают объем выручки от продаж и прибыли. Устанавливают долю чистой прибыли в выручке от реализации продукции, т. е. величину налоговой нагрузки на корпорацию.
Метод финансовых коэффициентов характеризует соотношение между показателями бухгалтерской отчетности, а также взаимосвязи между ними. При проведении анализа следует учитывать следующие факторы:
эффективность применяемых методов планирования;
достоверность бухгалтерской отчетности;
использование различных методов учета (учетной политики);
уровень диверсификации хозяйственной деятельности предприятий-конкурентов;
статичность применяемых коэффициентов и др.
14 РЕОРГАНИЗАЦИЯ КОРПОРАЦИЙ: СЛИЯНИЕ, ПОГЛОЩЕНИЕ, ДРОБЛЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ
Организация финансового контроля на предприятии (нюансы)
Теоретические основы системы контроля в организации
1.1 Основные понятия контроля в организации
Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни
Контроль — это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей .
Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей. Контроль дает информацию о процессах происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.
Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результативности деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.
В современных условиях создания основ рыночного хозяйства особое значение приобретает финансовый контроль.
В результате финансового контроля различные уровни управления должны получить информацию о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а так же использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, его коллектива, учредителей и акционеров не совпадают. Каждая из сторон преследует свои цели, т.е. стремится получить максимальную выгоду для себя.
Финансовый контроль – это один из элементов управления финансами; особая деятельность по проверке правильности стоимостного распределения валового национального продукта, образования и расходования фондов денежных средств. Другими словами, финансовый контроль – это контроль за ведением финансовой документации, ее соответствием установленным нормам и правилам. По мнению Ефимовой О.В., финансовый контроль – контроль за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций, сделок с юридическими и физическими лицами. По нашему мнению, финансовый контроль – контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов предприятия в целях эффективного его развития в дальнейшем.
Важнейшими принципами финансового контроля являются :
— независимость;
— гласность;
— превентивность (предупредительный характер);
— действенность;
— регулярность;
— объективность;
— всеохватывающий характер.
Финансовый контроль является одним из функциональных элементов управления финансами. Он тесно связан и осуществляется одновременно с другими элементами управления, такими, как финансовое планирование, оперативное управление финансами. Посредством финансового контроля проверяется выполнение финансовых планов, организация финансово-хозяйственной деятельности. С другой стороны, результаты финансового контроля используются в финансовом планировании, в оперативном управлении. Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.
Страницы:123456следующая →
Методы осуществления финконтроля
На данный момент применяется большое количество различных способов осуществления финансового контроля. Их можно систематизировать по группам, наиболее распространенной является следующая разбивка:
- Научно-теоретические методы — характеризуются наличием специфических механизмов накопления аналитической информации о состоянии финансов компании и их последующего использования. В качестве основных инструментов здесь можно выделить анализ, построение моделей, сбор и обработку статистических данных. Главное достоинство научно-теоретических методов заключается в возможности проанализировать эффективность существующих подходов к финансовому управлению и определить необходимые новые шаги, которые нужно предпринять в будущем.
- Социально-коммуникативные — эти методы сводятся к выстраиванию сбалансированного механизма взаимодействия между специалистами и сотрудниками, задействованными в системе финансового управления. В качестве подобных методов можно привести внушение, переговоры, мотивацию, стимулирование, награждение. Социально-коммуникативные методы важны с позиции корректного определения эффективности финансового управления, они позволяют понять, каким образом это лучше сделать. При этом нужно понимать, что результат будет зависеть не только от проверяющих, но и от проверяемых.
- Эмпирические, или исследовательские, методы сводятся к апробации различных воздействий на процесс управления капиталом в рамках имеющихся подходов и технического оснащения для достижения поставленных целей. На практике они реализуются через:
- пересчет итогов в документах, проверку корректности их оформления;
- осуществление опросов;
- тестирование программного обеспечения и оборудования;
- проведение экспериментов;
- анализ бизнес-процессов;
- взаимодействие с юридическими базами данных, формирование распоряжений в области финансового контроля;
- проведение внутренних аудиторских проверок;
- инвентаризации.
С их помощью можно выработать ответ на вопрос, каким образом лучше всего оценивать эффективность управления финансами. Кроме того, выявляются наиболее действенные методы, которые позволяют достичь ожидаемого результата наиболее эффективными, рациональными действиями. Они служат своеобразным дополнением к научно-теоретическому подходу.
***
В практической работе применяется довольно большое количество различных методов финансового контроля. Всю процедуру финансового контроля на предприятии можно разделить на начальный (предварительный), текущий и заключительный этапы. Все они осуществляются на основе одних и тех же принципов и включают одну и ту же последовательность шагов. Кроме того, все этапы предполагают обязательную подготовку персонала, анализ имеющейся документации, определение результатов от финансового управления, нахождение резервов повышения эффективности, оценку технической оснащенности производства.
Финконтроль может проводиться отдельными сотрудниками фирмы, специализированными отделами или сторонними аудиторскими компаниями. По итогам его проведения, помимо оценки текущих механизмов финансового управления, вырабатываются новые методики и технологии. Проведение финансового контроля необходимо любой компании, поскольку только таким методом можно обеспечить законность операций, проверить добросовестность исполнителей и оценить итоги текущего управления финансами в организации, кроме того, можно определить перспективы дальнейшего развития системы управления капиталами.
Формы и способы внутреннего контроля
Учреждение в зависимости от времени проведения проверок и проверяемых финансово-хозяйственных операций может осуществлять внутренний контроль в следующих формах:
Форма контроля |
Время проведения |
Предварительный контроль |
Осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Например, предварительный контроль может проводиться перед составлением планов финансово-хозяйственной деятельности, смет доходов и расходов, договоров, учредительных документов и т.д. Это позволит избежать нарушений законодательства, нецелевого или нерационального использования средств |
Текущий контроль |
Проводится повседневно. Анализируются совершаемые хозяйственные и финансовые операции, исполнение финансовых планов, бюджетов, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, осуществление мониторингов целевого расходования денежных средств и т.д. Оперативный ежедневный контроль позволяет отслеживать и регулировать хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств |
Последующий контроль |
Проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. При этом изучаются формирование финансовых ресурсов, обоснованность и целесообразность их расходования при выполнении планов финансово-хозяйственной деятельности, смет учреждений. В результате анализа проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Такой вид контроля осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся в соответствии с предварительно утвержденным перечнем контрольных мероприятий, а внеплановые проверки организуются по мере необходимости, например при поступлении информации о каких-либо нарушениях финансово-хозяйственной деятельности |
Контрольные мероприятия могут осуществляться следующими способами:
- путем проведения ревизий, которые представляют собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами возложена ответственность за их осуществление;
- путем проверки, которая представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности. Проверки в зависимости от объема контрольного мероприятия могут быть комплексными, выборочными и тематическими (целевыми):
- комплексная проверка — это проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период;
- выборочная проверка — это проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка. Соответственно, ее результаты либо оформляются отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки;
- тематическая (целевая) проверка — это проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Проверка осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу). Ее результаты используются при комплексной или выборочной проверке, однако возможно проведение самостоятельных тематических проверок.
Корпоративный финансовый контроль
Контроль является одной из завершающих стадий управления корпоративными финансами, выступая в то же время необходимым условием управления ими.
Финансовый контроль — это метод управления финансовыми ресурсами хозяйствующих субъектов. В западной экономической литературе внутрифирменный контроль часто отождествляют с аудитом.
Под аудитом обычно понимается ежегодная независимая проверка бухгалтерской отчетности компании, проводимая в интересах ее акционеров. Аудит, однако, предусматривает более широкое применение, чем только проверка бухгалтерской отчетности. Внутренний аудит представляет собой действенный инструмент управления, позволяющий определить отклонения от утвержденных планов, норм и стандартов. Внутренний аудит призван помочь руководству реально оценить позитивные и негативные аспекты деятельности корпорации.
Западные экономисты выделяют следующие принципы внутрифирменного финансового контроля:
1. Разделение обязанностей. Ответственность между служащими компании распределяют так, чтобы никто не нес ответственности за операцию в целом. Таким образом, лицо, разрешающее операцию, не несет ответственности за участвующие в ней активы и за регистрацию данной операции.
2. Разрешение и одобрение. Этот принцип заключается в том, что все операции должны быть одобрены главным финансовым менеджером (директором) корпорации с опорой на те объемы денежных средств, на отпуск которых он имеет полномочия. Основная идея в данном случае состоит в том, что работа каждого лица проверяется другим лицом без какого-либо дублирования. В акционерных обществах работа Правления проверяется Советом директоров и ревизионной комиссией.