Финансовый контроль: исследование изнутри
Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.
Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.
Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?
Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.
Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.
Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело — выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое — корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.
В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы. Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели. Основной недостаток — сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги. Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.
Проверка
Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность — в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства. То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере. Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами — такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли. Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.
Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками. Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок. Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.
Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия. Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений — например, в аспекте налоговых платежей. Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.
Формы и методы финансового контроля
Существуют такие формы госфинконтроля (ст. 265 БК РФ):
-
предварительный, осуществляемый в процессе обсуждения и согласования проектов и решений по бюджету или другим финансовым аспектам;
-
текущий, проводимый непосредственно в ходе исполнения бюджетов, деятельности компаний;
-
последующий, осуществляемый при утверждении отчетности об исполнении бюджетов.
Как правило, организуется предварительный контроль в период, когда решения по формированию доходных смет и расходованию средств только подготавливаются, т.е. во время, предшествующее утверждению документов и проведению планируемых мероприятий. Подобный контроль актуален перед выполнением финансового мероприятия, например, при подготовке производства для приема госзаказа. Его цель – обеспечение продуктивного использование ресурсов, пресечение неправомерных действий по их расходованию.
Текущий контроль преследует те же цели – непосредственно при ведении деятельности соблюсти все аспекты финансовой дисциплины. На базе данных управленческого, оперативного, бухгалтерского учета и проводимого наблюдения эта форма контроля пресекает совершение финансовых нарушений, снижая риски финансовых потерь. Отметим, что во множестве случаев подобный контроль не обособлен в отдельную форму, а считается одним из этапов предварительного.
Последующий контроль проводится по факту уже свершившихся операций. Он необходим в качестве дополнительной проверки законности проведенных мероприятий и соблюдения установленных лимитов.
Кроме того, виды и методы финансового контроля предполагают контроль внутренний (производимый ведомственными структурами) и внешний, проводимый государственными или муниципальными контролирующими структурами.
Методы осуществления финансового контроля
Основными методами финансового контроля являются ревизия и проверка. У них одинаковые цели – контролирование установленных законодательных норм РФ при ведении хозяйственной деятельности, достоверности учета и обоснованности операций в соответствии с действующими нормами, согласованными сметами и другой рабочей документацией, но характеристики заметно отличаются.
Ревизия предполагает осуществление контролирующих действий сплошным порядком. Т.е. проверяются все документы, оформленные по каждой операции в рассматриваемом периоде, анализируются на предмет законности и правильности их фиксации в учете, а также контролируется фактическое исполнение операций, тем самым реализуется принцип комплексности ревизии.
Под проверкой же подразумевается единичное контролирующее действие, охватывающее ограниченный период времени, либо исследование какого-то одного аспекта деятельности. Ей присущ выборочный характер, и не исключена возможность выпадения из поля зрения проверяющего какого-либо факта, влияющего на итоги проверки.
Проверки разделяются на:
-
выездные (проводимые на территории проверяемого объекта) и камеральные (проходят по месту нахождения контролирующего органа, который запрашивает необходимые документы);
-
оперативные, т.е. нацеленные на общее улучшение деятельности;
-
тематические, целью которых является освещение одного или нескольких аспектов;
-
углубленные, т.е. охватывающие обширный круг вопросов;
-
проверки, осуществляемые в рамках проведения ревизии вышестоящей организации. Они проводятся в разрезе отдельных вопросов, а их результаты входят в акт ревизии вышестоящего предприятия.
Однако ревизии и проверки как методы государственного финансового контроля сходны между собой по признакам:
-
полноты охвата – полные (по всем направлениям) и частичные (по отдельным аспектам);
-
глубины осуществления – сквозные (проводимые одномоментно во всех подразделениях выше- и нижестоящих организаций) и локальные (на одном подразделении или на нескольких, но по различной тематике);
-
относительно плана – плановые и внеплановые (при установлении нарушений, по предписанию следственных, вышестоящих и других структур);
-
степени охвата – сплошные (по всем операциям за рассматриваемый период), выборочные (по той части операций, которая подпадает под проверку) и комбинированные (одна часть из сторон деятельности проверяется сплошным порядком, другая – выборочным);
-
очередности исследований – первичные, дополнительные и повторные;
-
характера проверяемого материала – документальные и фактические (проверка реальности исполнения операции).
3.1. Понятие и формы финансового контроля
Финансовый
контроль — это регламентированная нормами права деятельность
государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по
проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и
полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств,
правильности и эффективности их использования.
По
субъектному составу контролирующих органов финансовый контроль может быть
государственным, внутрихозяйственным, финансово-кредитных органов (банковский
контроль), общественным и независимым (аудиторским).
Финансовый
контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой
и хозяйственной деятельности. Он призван предупреждать бесхозяйственность и
расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных
ценностей и денежных средств.
Действенность
финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами
государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими
фирмами), в значительной степени зависит от их взаимодействия, в том числе и с
правоохранительными органами.
Под формой
финансового контроля понимают способы конкретного выражения и организации
контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три
основные формы финансового контроля — предварительный, текущий и последующий.
Предварительный
финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового
мероприятия (например, проверка правильности и законности документов, служащих
основанием для получения или расходования денежных средств).
Предварительный
контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями
финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых)
планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении
бюджетных средств.
Текущий
(оперативный) контроль проводится непосредственно в процессе операций по
расходованию и поступлению денежных средств.
На основе
данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального
наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых
правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
Объектом
текущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой
или получением денежных средств. Фактические затраты регулярно сопоставляются с
действующими нормами по расходованию средств с целью оперативного выявления отклонений.
Последующий
контроль проводится после совершения денежных операций с целью
дополнительной проверки их законности и обоснованности.
Эта форма
контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом
проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и
организациях.
Предыдущая |
Основные методы финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.
Используются следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение этих мероприятий, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.
Указанные методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например, в методических письмах и указаниях финансовых органов, в частности методическом пособии по проведению камеральных проверок, инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).
Основной метод финансового контроля — ревизия, т. е. наиболее глубокое, полное и всестороннее обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, эффективности и целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.
По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).
В рамках документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. В рамках фактической — помимо документов, еще и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной контроль направлен на отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
На основе этого акта принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, возмещению причиненного материального ущерба; разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.
При необходимости принятия срочных мер по устранению выявленных нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а ее материалы передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению данных нарушений, не ожидая окончания ревизии, о чем делается соответствующая запись в ее акте
Несмотря на важное юридическое значение ревизии, ее понятие и порядок проведения не получили достаточного правового урегулирования, не закреплены законодательно
Определенным примером в устранении этого пробела мог бы послужить Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», в котором сформулированы понятие аудиторского заключения как официального документа и основные требования, которым оно должно отвечать (ст. 6).
Финансы
Для чего нужен финансовый контроль?
Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:
— мониторинг;
— обследование;
— проверка;
— экспертиза;
— ревизия;
— анализ;
Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.
Виды контроля по сфере деятельности
Финансовый контроль в зависимости от сферы деятельности разделяется на шесть категорий.
Бюджетный. Это самый важный вид из списка. Производится во время составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Задача – проверка полноты использования денежных средств доходной доли казны.
Также контролируется целесообразность финансирования разного рода затрат, своевременность выделения средств из бюджета, эффективное и целевое их использование.
Налоговый. Цель этого вида контроля – мобилизация доходов от налогов всех уровней российской бюджетной системы.
Таможенный. Главная задача – обеспечить своевременность и полноту уплаты таможенных сборов в бюджет.
Кредитный. Такого рода контроль осуществляется при выдаче и взыскании ссуд, проверке их обеспеченности.
Валютный. Главная цель – обеспечение своевременного и полного поступления валютной экспортной выручки в РФ. А также подтверждение обоснованности платы за импорт иностранной валютой.
Страховой. Это надзор за правильным проведением страховых процедур. Цель – обеспечение стабильного развития рынка данных услуг.
Госфинконтроль
Система госконтроля (муниципального контроля) базируется на положениях IX раздела Бюджетного кодекса РФ и осуществляется для обеспечения соблюдения бюджетного законодательства и других норм, регулирующих бюджетные правоотношении. Его разделяют на:
-
внешний и внутренний;
-
предварительный и последующий (ст. 265 БК РФ).
Субъектами госфинконтроля являются основные контролирующие органы и структуры, а объектами – все участники бюджетного процесса. В их качестве выступают органы власти и их подразделения, внебюджетные фонды и компании всех форм собственности, получающие дотации или субвенции, а также акционерные общества и иные компании с участием в них государства.