Энциклопедия решений: необходимо ли проведение соут на вакантных и временных рабочих местах

Цена вопроса и некоторые особенности выбора оценщика

Интернет пестрит предложениями о проведении оценки условий труда на одном рабочем месте за 500-600 рублей

В иных случаях оценщики берут больше — от 1500 рублей, акцентируя внимание на том, что стоимость работы зависит от количества рабочих мест, объема и трудоемкости необходимых измерений, количества привлекаемых экспертов, удаленности производства и прочих факторов

Сколько платить за СОУТ — дело индивидуальное, но здесь надо помнить о нескольких моментах. Во-первых, организация или эксперт, который будет проводить спецоценку условий труда, должны быть аккредитованы. Данные об оценщике должны быть внесены в специальный реестр, который ведет Минтруд (вся актуальная информация доступна на сайте). Во-вторых, необходимо учитывать удаленность оценщика от рабочих мест, поскольку все командировочные расходы в итоге лягут на заказчика. Еще один немаловажный момент — надо избегать ошибок при проведении СОУТ, иначе ее результаты могут быть признаны недействительными.

Исходя из судебной практики, среди наиболее частых нарушений при проведении СОУТ являются (более подробно см. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19.11.2014 по делу № 33-9563/14, Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 08.07.2015 по делу № 33- 9418/2015, Апелляционное определение СК по гражданским делам ВС Республики Коми от 21.09.2015 по делу № 33-5055/2015):

  • несоблюдение права работников присутствовать при проведении спецоценки и давать предложения по идентификации потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов (статья 5 закона № 426-ФЗ);
  • неознакомление работников с результатами СОУТ в письменном виде в установленный срок (статья 4 и п. 5 статьи 15 закона № 426-ФЗ);
  • отсутствие сведений, подтверждающих проведение исследований (испытаний) в отношении не менее 20 % рабочих мест (в случае аналогичности) (статья 16 закона № 426-ФЗ);
  • несоответствие дат составления различных документов, что является нарушением методологии проведения СОУТ.

Если вам попадется недобросовестный оценщик, деньги по договору в судебном порядке, конечно, вернут (см. решение Арбитражного суда Московской области от 22.12.2015 по делу № А41-71418/2015). Однако это не избавит от необходимости провести качественную спецоценку, по результатам которой будет определен объем дополнительных обязанностей работодателя.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в  Закона № 426-ФЗ.

Упрощенная форма

Причины, по которым в офисе проводится упрощенная аттестация, следующие:

  • В офисах много одинаковых рабочих мест, и поэтому комиссии нет необходимости проверять их все, достаточно 20%.
  • Некоторые сотрудники офисов работают удаленно, и к ним аттестация не применяется.
  • Измерения и экспертизы не проводятся, если на работе не обнаружено вредных факторов, а в офисах их обычно нет.

Но все-таки вредные для здоровья факторы в офисах присутствуют, они такие:

  • ЭМ-поле, которое возникает из-за работы офисной техники.
  • Труд сотрудников напряженный.
  • Рабочие поверхности могут создавать блики.

Но перечисленные факторы комиссия не считает однозначно вредными, поэтому просто не учитывает их при проведении СОУТ. Документация на офисную технику не подлежит проверке, потому доказать ее безопасность не представляется возможным. А напряженность работы – это вещь, которая вообще трудно поддается классификации и является субъективной.

Где используются результаты специальной оценки

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя (подробнее об этом см. «Как ФСС рассчитывает скидки и надбавки к страховому тарифу»).

Правда, в действующей форме 4-ФСС, утвержденной приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н, предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Но, скорее всего, в ближайшее время в бланк будут внесены соответствующие изменения. А пока этого не произошло, допустимо, на наш взгляд, ставить данные по специальной оценке в действующую форму.

Кроме того, результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из  Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

    Таблица

    Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Опасный

4

8 %

Вредный

3.4

7 %

3.3

6 %

3.2

4 %

3.1

2 %

Допустимый

2

0 %

Оптимальный

1

0 %

Также результаты спецоценки применяются для организации медосмотров, для разработки мероприятий по улучшению условий труда и для иных целей. Полный перечень таких целей приведен в  Закона № 426-ФЗ.

Если последняя аттестация рабочих мест проводилась менее пяти лет назад, то ее результаты приравниваются к результатам специальной оценки. После истечения пятилетнего срока с даты завершения последней аттестации ее результаты аннулируются, и работодатель должен провести спецоценку.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Есть вопросы по спецоценке? Минтруд дает разъяснения

Минтруд опубликовал на своей интернет-странице ответы на типовые вопросы, связанные с проведением специальной оценки рабочих мест.

Например, можно узнать, нужно ли проводить спецоценку (после окончания срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, если выявлены профзаболевания на рабочих местах, ранее не входивших в состав декларируемых, или какие гарантии и компенсации нужно выплачивать в 2014 году работникам, занятым на вредной работе, если спецоценка еще не проводилась, но была проведена аттестация рабочих мест в 2013 году.

Возможно, уже имеющийся список ответов будет пополняться. Поэтому имеет смысл периодически заглядывать на эту страницу сайта.

Примечание: Сайт Минтруда

Облагается ли дополнительными взносами зарплата пенсионера?

В компании трудится пенсионер, который уже получает досрочную пенсию за «вредный» стаж. Сейчас он продолжает работать во вредных условиях. Нужно ли перечислять допвзносы с его зарплаты?

Да, нужно. Дополнительные взносы платятся за конкретных сотрудников, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, которые имеют право на досрочную пенсию. Списки таких должностей утверждены Постановлением № 10. В их числе, например, аккумуляторщики, электромонтеры, газосварщики, литейщики пластмасс и др.

Если пенсионер продолжает трудиться на такой работе, то с его зарплаты по-прежнему нужно перечислять допвзносы в ПФР. Закон не делает исключений для этой категории (п. 7 письма ПФР от 30 декабря 2013 г. № НП-30-26/20622).

Ответственность за непроведение СОУТ

Нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ на рабочих местах или ее непроведение является административно наказуемым деянием, ответственность за совершение которого установлена ч. 2 ст. 5.27.1КоАПРФ. Мерой ответственности является предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 5 000 до 10 000 руб., юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Давность привлечения к ответственности за нарушение трудового законодательства составляет год со дня совершения административного правонарушения, если только нарушение не является длящимся, тогда сроки начинают исчисляться со дня обнаружения правонарушения (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ).

Помимо приведенного определения, Пленум ВС РФ в п. 14 Постановления от 24.03.2005 № 5 также указал: днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Непроведение СОУТ является длящимся правонарушением, тем более что ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ установлена ответственность за непроведение, а не за несвоевременное проведение оценки. А понятия «неисполнение» и «несвоевременное исполнение» какой-либо обязанности всегда разграничивались отечественным законодательством (Определение ВС РФ от 02.10.2017 № 305-АД17-10105 по делу № А41-4982/2017).

Таким образом, в отношении предприятия общественного питания, его должностных лиц может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении за непроведение СОУТ в течение года со дня обнаружения данного факта уполномоченным органом.

* * *

Как и другие рабочие места, которые прямо или косвенно находятся под контролем предприятия общественного питания, сезонные и временные рабочие места, в том числе созданные на период, не превышающий двенадцать месяцев, являются рабочими местами, в отношении которых должна проводиться СОУТ. Непроведение СОУТ (относится к длящимся административным правонарушениям) грозит предприятию, его должностным лицам привлечением к ответственности в виде предупреждения или штрафа.

https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/930791.html

Что касается сотрудников офиса

Пока не вышел Федеральный закон о СОУТ, офисные работники не подвергались такой проверке. Но с 2015 года ситуация изменилась. Теперь все, кто работает с компьютерной техникой, тоже проходят аттестацию. Исключением являются только надомные и дистанционные сотрудники. Но СОУТ для офиса имеет упрощенную форму, здесь отсутствует экспертиза и измерения, которые предусмотрены законом. Если вредных условий комиссия не обнаруживает, то заполняется декларация, что место соответствует государственным требованиям и человек может здесь работать. Данная декларация действует в течение пяти лет. Однако когда на производстве имеет место несчастный случай, то возможно проведение повторной внеплановой проверки.

СОУТ для офиса имеет упрощенную форму.

Следует отметить, что аттестации подлежат только те места, где человек проводит за компьютерной техникой больше 50% своего рабочего времени. Если же меньше, то проверка не понадобится.

Надо ли проводить СОУТ в зарубежном офисе компании?

Проводить СОУТ в представительстве компании, расположенном на территории другого государства, не надо. Указанные рабочие места не находятся в правовом законодательном поле РФ.

Работодатель должен соблюдать законодательство той страны, на территории которой он осуществляет свою деятельность. В вашем случае работодателю необходимо соблюдать требования законодательства КНР, в т. ч. в области охраны труда.

Примечание: Государственный инспектор труда не правомочен проводить проверки в отношении указанного представительства компании, т. к. оно расположено вне территории РФ (абз. 2 ст. 360 Трудового кодекса РФ).

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 июля 2014 г. № 436н “Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда”

19 августа 2014

В соответствии со статьей 18 и частью 3 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 6991) приказываю:

Утвердить Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда согласно приложению.

Министр М.А. Топилин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 августа 2014 г.

Регистрационный № 33492

Приложениек приказу Министерства трудаи социальной защиты РФот 3 июля 2014 г. № 436н

Порядокпередачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда

1. Порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее — Порядок) определяет правила передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда.

2. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении:

на бумажных носителях — в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации — в Федеральную службу по труду и занятости;

в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.

Квалифицированный сертификат квалифицированной электронной подписи выдается удостоверяющим центром Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

3. В состав сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, передаваемых в соответствии с настоящим Порядком, в обязательном порядке включаются:

а) в отношении работодателя:

полное наименование;

место нахождения и место осуществления деятельности;

идентификационный номер налогоплательщика;

основной государственный регистрационный номер;

код основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

количество рабочих мест;

количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;

б) в отношении рабочего места:

индивидуальный номер рабочего места;

код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;

численность работников, занятых на данном рабочем месте;

класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника;

основание для формирования прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии);

в) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:

полное наименование;

регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

идентификационный номер налогоплательщика;

основной государственный регистрационный номер;

сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);

сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.