Торговля с белоруссией. вечер вопросов и ответов

Демонстрация товара за границей

В целях продвижения и реализации товары отправляют на выставки, где они могут быть реализованы. В случае реализации, если выставка проходила на территории РФ, однозначно возникает объект налогообложения. Сложности появляются, когда выставка проводится за границей. Согласно п. 1 ст. 252 ТК РФ товары, служащие экспонатами на выставке, помещаются под специальный таможенный режим — временный вывоз, заключающийся в том, что товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за ее пределами с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин. Если такой товар был реализован за границей, то организация меняет режим на таможенный режим экспорта. При этом изменение таможенного режима временного вывоза на таможенный режим, применимый к вывозимым товарам, допускается без фактического предъявления товаров таможенному органу. Таким образом, местом реализации будет признаваться территория РФ. В пользу возникновения объекта налогообложения свидетельствует пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, согласно которому товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, облагаются по ставке 0%.

Так как данная операция по реализации товаров облагается НДС, налогоплательщик вправе возместить НДС по операциям, связанным с их реализацией. Такая ситуация не устраивает налоговиков, которые, например, в Письме от 19.10.2005 N ММ-6-03/886@ считают, что местом реализации товара в ходе выставки, проводимой за границей, не признается территория РФ. При таком подходе налогоплательщик не вправе применить налоговые вычеты. Поэтому нередки споры между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями по поводу того, признается ли в данной ситуации местом реализации территория РФ, от исхода которых зависит правомерность применения налогоплательщиком налоговых вычетов.

Суды не разделяют позицию фискалов. Например, ФАС СКО рассмотрел ситуацию, когда товар вывезен налогоплательщиком в таможенном режиме временного вывоза для участия в выставке в Республике Казахстан, где и реализован с выставки с последующим изменением таможенного режима на таможенный режим экспорта. По мнению налоговой инспекции, реализация состоялась за пределами таможенной территории РФ, поэтому нет объекта налогообложения и нельзя применять налоговые вычеты. Суд был другого мнения, отметив, что под моментом начала отгрузки или транспортировки налоговая инспекция ошибочно подразумевает период, когда товар уже находился за пределами территории РФ, а покупатель испытал сельхозтехнику на своем поле и принял окончательное решение о ее приобретении. Но этим моментом в данном случае следует считать момент оформления грузовой таможенной декларации товара в режиме экспорта, поскольку до этого времени являлся обязательным возврат товара на ту таможенную территорию, откуда он был изначально отгружен или оттранспортирован. Доказательства того, что сельхозтехника изготовлена за пределами таможенной территории РФ, вывезена не с данной территории или после вывоза за ее пределы ввезена обратно, налоговая инспекция суду не представила (Постановление от 28.05.2007 N Ф08-2971/2007-1232А). Аналогичную позицию высказал ФАС УО в Постановлении от 05.09.2006 N Ф09-7745/06-С2.

Федеральный арбитражный суд СКО рассмотрел ситуацию, когда в силу специфики экспортируемых в Литву, Латвию, Казахстан, Молдову, Болгарию, Украину, Сербию и Черногорию комбайнов организация для продвижения товара на международном рынке приняла условия потенциальных покупателей, заявивших о намерении проверить функциональные и технические возможности сельхозтехники на своих полях, имеющих природные, климатические, ландшафтные особенности, а также особенности полученного урожая (плотность, высота, размер выращенных сельхозкультур), и поставила для испытания комбайны в режиме временного вывоза в страны потенциальных покупателей. После заключения контрактов на продажу комбайнов организация своевременно оформила грузовые таможенные декларации, изменив режим временного вывоза на режим экспорта. Суд привел вышеизложенные мотивы, признав местом реализации территорию РФ (Постановление от 18.10.2006 N Ф08-4836/2006-2059А).

Таким образом, если в аналогичных случаях налогоплательщик признает местом реализации территорию РФ и возместит НДС по операциям, связанным с реализацией товара, ему надо быть готовым к спорам с налоговой инспекцией, которые можно будет выиграть, если дело дойдет до суда.

Пакет документов для ФНС

Порядок взимания косвенных налогов между странами Таможенного союза определен в Приложении № 18 к Договору от 29.05.2014 года. Согласно ему, НДС при экспорте уплачивается покупателем на территории своего государства. Чтобы российская компания получила право не платить налог, она должна подтвердить факт экспортной поставки, представив ФНС декларацию и доказательства. 

  1. Договор продажи, поставки продукции, лизинга, контракт на изготовление или переработку продукции.
  2. Заявление о ввозе товара от белорусской компании, с отметкой об уплате НДС в РБ, либо «Перечень заявлений».
  3. Транспортные, товаросопроводительные накладные, свидетельствующие о перемещении груза за границу России.
  4. Статистическую форму учета о движении товаров в границах Таможенного союза.
  5. Другие документы для проведения бухгалтерского и валютного контроля.

Для сбора всего пакета дается 180 дней. Если не уложиться в этот срок, то налог придется заплатить по ставке 18% (за исключением товаров, с которых он не берется). При подтверждении экспорта на протяжении 3-х лет после уплаты, можно будет включить его в расходы по налогу на прибыль. Заполнение декларации по НДС имеет особенности, что зависит от того, вовремя или с опозданием подаются сведения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.