Что делать тем, кто не успел к 1 июля
54-ФЗ предполагает замену или модернизацию касс
и программного обеспечения, а также приобретение вместо используемых ранее ЭКЛЗ
фискальных накопителей (ФН). Именно с последними у владельцев ККМ возникли
сложности – до самого последнего времени на рынке был их дефицит. Сегодня
ситуация нормализовалась. В реестре ФН есть устройства со сроком
действия 13 месяцев и 3 года. Какое из них использовать, решает сам
предприниматель, пояснил Андрей Бударин, начальник отдела
оперативного контроля ФНС России.
Однако значительное число продавцов приобрело
ФН совсем недавно или так и не смогло это сделать и по этой причине не успело
вовремя запустить онлайн-кассы. В ответ на это Минфин выпустил письмо от 30 мая
2017 г. №03-01-15/33121, в котором пообещал не применять административного
наказания к предпринимателям, которые не уложились в предусмотренные законом
сроки и не начали передавать данные с 1 июля, в случае, если они предпринимали
все меры для того, чтобы сделать это вовремя.
«Проверки бизнеса идут по всей стране». Кассовая реформа подходит к концу, у предпринимателей было три года, чтобы перейти на новые аппараты. Теперь за дело взялась налоговая.
С 1 июля 2019 г. почти все российские предприниматели обязаны использовать онлайн-кассы. По данным ФНС, под третью волну перехода на онлайн-кассы попали 400 тыс. представителей малого бизнеса, но 80 тыс. из них кассу так и не установили. В ФНС, куда DK.RU обратился за комментарием, говорят, что массовые проверки бизнеса стартовали с 1 июля. При этом, в трех случаях из четырех контрольные мероприятия налоговой заканчиваются составлением протоколов.
Что ждет предпринимателей, которые еще не перешли на новую кассовую технику, и какую помощь им готов оказать рынок — в материале DK.RU.
Когда ждать штрафов и каких?
Говоря о сроках старта проверок, можно посмотреть на опыт прошлого года. В 2018 г., после вступления в силу второго этапа кассовой реформы, к массовым проверкам ФНС приступала уже в июле. Так, например, в Башкирии в этом месяце было проведено 155 «кассовых» проверок и все они выявили нарушения. Чаще всего — непробитый кассовый чек или отсутствие онлайн-аппарата. Кстати, проводить проверки налоговикам помогали сами жители региона. Также в июле 2018 г. сотрудники регионального УФНС Рязани провели рейды по кафе и ресторанам центральных улиц города. В 70% заведений были обнаружены кассовые нарушения. И это только начало масштабных рейдов.
По словам представителей ФНС, активные проверки бизнеса уже начались и в этом году — они проходят как в городах федерального значения, так и в регионах. Начальник отдела оперативного контроля Управления ФНС России по Свердловской области Виктор Бачурин отмечает, что кампания идет полным ходом с уже июля 2019 г.
Таким образом, ФНС дала ясно понять, что придет к каждому нарушителю. Проверки налоговой проходят в форме контрольных закупок и, как показывают цифры, в трех случаях из четырех заканчиваются составлением протоколов.
Для должностных лиц или предпринимателей сумма штрафных выплат составит от 25% до 50% той суммы, которая была уплачена в обход онлайн кассы. При этом сумма штрафа не может составлять менее 10 тыс. руб. на основании ст. 2.4 КоАП Российской Федерации. Для юридических лиц неприменение онлайн кассы будет караться штрафом от 75 до 100% уплаченной в обход онлайн-кассы суммы, однако штраф не может составлять менее 30 тыс. руб.
Почему предприниматели медлят с установкой касс?
Главные причины нежелания бизнеса устанавливать онлайн-кассы — страх перед новыми технологиями и высокие расходы на покупку устройства. Одна даже самая бюджетная онлайн-касса обходится в сумму от 25 до 40 тыс. руб. Цена складывается из стоимости аппарата, услуг регистрации и активации. Довольно накладно, особенно если речь идет, скажем, о сети из нескольких магазинов.
Нежелание предпринимателей нести расходы, связанные с онлайн-кассами, понять можно. Когда на счету каждый рубль, даже 25 тыс. руб. могут оказаться непосильными. И кому нужна будет эта техника, если малое предприятие через несколько месяцев закроется, как это часто случается, особенно со стартапами.
Что делать бизнесу?
Эксперты предостерегают, что тянуть с покупкой онлайн-кассы — опасный путь: размер штрафа, который настигнет нарушителя, может многократно превзойти расходы на приобретение кассы.
Для тех, кому использование онлайн-кассы в новинку, сегодня по всей стране работает порядка 2 тыс. центров технического обслуживания (ЦТО). Здесь предпринимателям помогают не только подобрать онлайн-кассу под свой вид бизнеса, но и подключить ее. Также здесь учат работать с новым аппаратом и внедрять его в свой торговый процесс. Готовы оказать помощь бизнесу сегодня и сами изготовители устройств.
Что касается стоимости касс — большинство их производителей сегодня стараются предоставить клиентам рассрочку или аренду. Так, у МТС, например, стоимость аренды смарт-терминала начинается от 1,7 тыс. руб.
Также многие производители касс время от времени проводят акции, направленные на снижение стоимости оборудования и его подключения. Подобные предложения сегодня также можно встретить у банков, которые включают онлайн-кассы в пакеты своих услуг для бизнеса. Они стараются оказывать бизнесу и консультационную и техническую поддержку, чтобы даже опоздавший с установкой кассы предприниматель смог подключить аппарат на наиболее комфортных условиях.
Почему предприниматели медлят с установкой касс?
Главные причины нежелания бизнеса устанавливать онлайн-кассы — страх перед новыми технологиями и высокие расходы на покупку устройства. Одна даже самая бюджетная онлайн-касса обходится в сумму от 25 до 40 тыс. руб. Цена складывается из стоимости аппарата, услуг регистрации и активации. Довольно накладно, особенно если речь идет, скажем, о сети из нескольких магазинов.
Нежелание предпринимателей нести расходы, связанные с онлайн-кассами, понять можно. Когда на счету каждый рубль, даже 25 тыс. руб. могут оказаться непосильными. И кому нужна будет эта техника, если малое предприятие через несколько месяцев закроется, как это часто случается, особенно со стартапами.
Когда ждать штрафов и каких?
Говоря о сроках старта проверок, можно посмотреть на опыт прошлого года. В 2018 г., после вступления в силу второго этапа кассовой реформы, к массовым проверкам ФНС приступала уже в июле. Так, например, в Башкирии в этом месяце было проведено 155 «кассовых» проверок и все они выявили нарушения. Чаще всего — непробитый кассовый чек или отсутствие онлайн-аппарата. Кстати, проводить проверки налоговикам помогали сами жители региона. Также в июле 2018 г. сотрудники регионального УФНС Рязани провели рейды по кафе и ресторанам центральных улиц города. В 70% заведений были обнаружены кассовые нарушения. И это только начало масштабных рейдов.
По словам представителей ФНС, активные проверки бизнеса уже начались и в этом году — они проходят как в городах федерального значения, так и в регионах. Начальник отдела оперативного контроля Управления ФНС России по Свердловской области Виктор Бачурин отмечает, что кампания идет полным ходом с уже июля 2019 г.
Таким образом, ФНС дала ясно понять, что придет к каждому нарушителю. Проверки налоговой проходят в форме контрольных закупок и, как показывают цифры, в трех случаях из четырех заканчиваются составлением протоколов.
Для должностных лиц или предпринимателей сумма штрафных выплат составит от 25% до 50% той суммы, которая была уплачена в обход онлайн кассы. При этом сумма штрафа не может составлять менее 10 тыс. руб. на основании ст. 2.4 КоАП Российской Федерации. Для юридических лиц неприменение онлайн кассы будет караться штрафом от 75 до 100% уплаченной в обход онлайн-кассы суммы, однако штраф не может составлять менее 30 тыс. руб.
Выгода своими руками
Получить
максимум выгоды от навязанной сверху автоматизации предлагают и производители
программного обеспечения. «Задача интеграции бизнес-приложений с государственными
информационными системами появилась не вчера – государство проводит последовательную
политику в этом направлении. Достаточно вспомнить систему электронного
декларирования НДС, систему маркировки меховых изделий, ЕГАИС. И система сбора
чеков с кассовых аппаратов – это еще один шаг в этой цепочке, который не
завершает, а продолжает ее. В планах на 2017 г. запуск систем маркировки
лекарственных препаратов, ветеринарной продукции, – говорит Мария Правдина, эксперт фирмы «1С». –
Идет процесс расширения контроля над товародвижением – от производителя или
импортера до покупателя».
В такой ситуации
бизнес должен, как минимум, соответствовать уровню государственной
автоматизации – то есть уметь предоставлять данные по всем направлениям
деятельности, а не только бухгалтерские отчеты и налоговые декларации, а также организовать
качественный учет товародвижения, не противоречащий ни бухгалтерской, ни
налоговой отчетности. Поскольку все данные становятся прозрачными для ФНС, нет никаких
причин не использовать этот же массив информации для того, чтобы начать
контролировать собственные товарные остатки, анализировать спрос, планировать
закупки, не допускать отсутствия ходовых товаров на прилавке и залежей
неликвидов. Для этого можно использовать типовые товароучетные решения.
Тем более, что в новых условиях эти же
программы возьмут на себя контроль корректности исполнения 54-ФЗ. Например, в
программах фирмы «1С» не только доработана функциональность в соответствии с
требованиям 54-ФЗ, но и добавлены новые контрольные функции, например,
помогающие обеспечить правильное формирование чека при оказании услуг по агентскому договору.
Еще одна типовая ситуация, которая теперь
потребует дополнительного контроля – это возможность на одном кассовом аппарате
выбивать чеки для регистрации расчетов по товарам и услугам, относящимся к
видам деятельности с различными формами налогообложения. В этих случаях программа
контролирует состав чека: в один чек могут входить товары, остатки которых
списываются со складов с одной и той же системой налогообложения. Списание товаров
производится в соответствии с настройкой распределения продаж по складам и
услуг по организациям.
Поддержка 54-ФЗ в решениях 1С
Название решения | Релиз и дата выпуска |
---|---|
1С: Розница, редакция 2.2 | 2.2.5 от 16.12.2016 |
1С: Мобильная касса | 2.11 от 19.06.2017 |
1С: Управление нашей фирмой (1С: УНФ, включая облачное приложение) | 1.6.8 от 22.12.2016 |
1С: Бухгалтерия 8 (базовая, ПРОФ, КОРП), редакция 3.0, включая облачное приложение | 3.0.45 от 26.12.2016 |
1С: Бухгалтерия государственного учреждения, редакция 2.0 | 2.0.48 от 30.12.2016 |
1С: Управление торговлей, редакция 10.3 | 10.3.40 от 31.01.2017 |
1С: Управление торговлей, редакция 11.0 | 11.3.2,193 от 01.02.2017 |
1С: ERP Управление предприятием 2 | 2.2.2.192 от 01.02.2017 |
1С: Комплексная автоматизация, редакция 2.0 | 2.2.2.193 от 01.02.2017 |
1С: Управление производственным предприятием | 1.3.87 от 02.02.2017 |
1С: Комплексная автоматизация, редакция 1.1 | 1.1.82 от 02.02.2017 |
1С: Торговля и склад 7.7 | 7.70.988 от 21.02.2017 |
Производство+Услуги+Бухгалтерия 7.7 | 7.70.378 от 21.02.2017 |
Комплексная конфигурация 7.7 | 7.70.561 от 21.02.2017 |
Кроме того, компанией разработаны
специальные программные продукты. Например, мобильное приложение к программам
1С» для автоматизации работы курьера «1С:Мобильная касса». Или комплекс для
малой розницы «1С:Касса», в состав которого входит мобильный кассовый терминал
и облачное приложение для простого товарного учета.
Тем, кто никогда не вел
автоматизированный товарный учет, фирма «1С» предлагает воспользоваться
онлайн-сервисом «1С-Товары» и бесплатно загрузить номенклатуру со штрих-кодами
в «1С» из базы 100 000 товаров и 2 000 товарных групп.
Еще один новый продукт компании
«1С:Торговые предложения» ориентирован на поставщиков товаров и услуг и
позволяет публиковать информацию о своих товарах для разных сегментов клиентов
прямо в своей «1С», по аналогии с торговыми площадками. «Раньше торговые
предприятия были заинтересованы только в автоматизации товарного учета, складских
запасов, подключении торгового оборудования и оптимизации процесса отчетности. Сейчас
они хотят, чтобы автоматизация помогала продавать. Мы это понимаем и выпускаем
новые сервисы», – говорит Мария Правдина.
- Короткая ссылка
- Распечатать
Как это работает
В настоящее
время в реестре кассовой техники содержится 80 моделей от 25 производителей, в
том числе кассы без принтера для расчетов в сети интернет и специальные кассы
для выездной торговли.
Большинство касс
должно передавать данные в ФНС России в режиме онлайн через ОФД. Исключение
сделано лишь для тех предприятий, которые расположены на территориях, где отсутствует
устойчивый доступ в интернет – их перечень утверждается регионами. В таком
случае в ФНС придется передавать фискальный накопитель по истечении срока его
действия.
По данным ФНС России на 21.06.2017 г.:
705 824 ККТ работает в режиме онлайн;
38 712 105 чеков формируется в день;
₽24 344 914 894 – совокупная выручка в день;
более ₽2 трлн – суммарный объем зафиксированных расчетов;
более 15 000 – текущий темп регистрации ККТ в день;
более 1 400 000 ФН внесено в реестр;
около 175 000 ККТ не передают данные, из них
40 000 ККТ не должны передавать, потому что работают в автономном режиме;
135 000 ККТ должны передавать, но не делают этого.
150 000 ККТ передают данные, не проходящие хотя бы 1 из ФЛК (форматно-логический контроль).
Фискальный
документ (кассовый чек) должен отправляться в ОФД в день совершения расчета.
При отправке чека касса получает от ОФД подтверждение, что он получен. Если по
какой-либо причине чеки не могут быть отправлены сразу, они накапливаются в ФН,
и каждый раз при открытии смены касса будет предупреждать пользователя о том,
что в ней имеются неотправленные чеки. Если проблема не решится за 3 дня, касса
перестанет работать.
Законом
предусмотрен широкий набор реквизитов кассового чека, с помощью которого могут
быть описаны любые взаимоотношения между покупателем и продавцом. «До 2019 г.
действует формат чека 1.0, который практически ничем не отличается от того, к
которому все привыкли. Форматы 1.05 и 1.1 отличаются более широким списком
обязательных реквизитов и предназначены для узкого круга операций. Их
использование описано в выпущенных ФНС России методических рекомендациях», –
пояснил Андрей Бударин.