Пояснительная записка и Учетная политика организации
Организации, которые публикуют свою отчетность, в соответствии с ПБУ 1/2008 должны указывать способы ведения бухгалтерского учета в пояснительной записке. В этой записке должны содержаться следующая информация:
— способы начисления амортизации
— методы оценки МПЗ, товаров, готовой продукции
— способы признания выручки от различных видов деятельности.
Если же предприятие внесло каких-либо поправки в учетную политику, то в пояснительной записке оно обязано указать причину этих изменений, их содержание и отражение последствий, а также применение новых нормативных актов.
Также в пояснительной записке должны указываться оценочные значения, к которым, согласно ПБУ 21/2008, относятся:
размер оценочных резервов, которые создало предприятие
сроки полезного использования.
Можно заметить, что изменения в ПБУ всё дальше отдаляют бухгалтерский и налоговый учёт друг от друга, так как НК РФ строго определяет формирование резерва по сомнительным долгам и запрещает изменять сроки полезного использования.
Учетная политика для целей налогообложения. Как утверждать и вносить изменения?
Вопрос. Надо ли ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения или можно пользоваться учетной политикой прошлого года и вносить в нее изменения?
Ответ. Можно пользоваться учетной политикой прошлого года, если у вас в работе и в законе ничего не меняется. Но на практике это маловероятно. Меняется кодекс, вы можете захотеть изменить методы учета или измените вид деятельности. В этих случаях придется внести изменения в ранее принятую УП и утвердить изменения приказом.
Обратите внимание:
УП формируют один раз — при создании организации и применяют последовательно из года в год. В Налоговом кодексе требования к учетной политике определены в отдельных главах:
- в главе 21 «Налог на добавленную стоимость» — в пункте 12 статьи 167 НК РФ;
- в главе 25 «Налог на прибыль» — в статье 313 НК РФ.
В обоих случаях есть требование, что необходимо утверждать учетную политику приказом или распоряжением руководителя. А в п. 12 ст. 167 НК РФ определено:
«учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».
В кодексе нет требований утверждать учетную политику ежегодно, поэтому составлять такие приказы ежегодно необязательно.
изменилось законодательство о налогах и сборах. Важно: внести изменения в УП нужно не ранее, чем вступят в силу изменения законодательства;
организация стала вести новые виды деятельности.
Краткое пояснение основных понятий для строительной организации
Постройка такого объекта, как многоквартирный жилой дом, — это сложноорганизованный многоэтапный процесс. Однако в нем можно выделить несколько базовых моментов:
- Наличие владельца (иногда арендатора) земельного участка, предназначенного под застройку и затевающего на этом участке строительство (получающего разрешения, создающего проект).
- Наличие лица, организующего весь процесс строительства: выполнение через привлеченных лиц (подрядчиков) либо самостоятельно всех этапов работ — от непосредственно стройки до сдачи готового объекта и ввода его в эксплуатацию.
- Наличие инвестора (или инвесторов), финансирующих строительство. При этом, как правило, всегда можно выделить основного инвестора, который будет тем или иным образом связан с функциями, перечисленными в пп. 1 и 2.
- Наличие лица, которое получит основной доход от продажи готового объекта. Обычно это основной инвестор.
Исходя из этой градации, в строительном бизнесе выделяют такие понятия:
Если основные функции участника совпадают с указанными в п. 1, это застройщик.
Если основные функции участвующего в стройке лица описаны в п. 2, это заказчик строительства.
Если функции одного лица соответствуют перечисленным в пп. 1–3, это заказчик-застройщик. Заметьте, что наличие полномочий по первым трем пунктам автоматически делает заказчика-застройщика и конечным получателем основного дохода от того, что в итоге построено.
https://www.youtube.com/watch?v=upload
Об особенностях налогообложения у заказчика-застройщика и поговорим далее.
НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВО В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ
Оценка незавершенного производства является элементом учетной политики практически любой компании, независимо от того, каким видом деятельности она занимается — изготавливает продукцию, выполняет работы или оказывает услуги. В то же время специфика деятельности организации не может не оказывать влияния на выбор метода оценки незавершенного производства, из нескольких возможных, предлагаемых бухгалтерским законодательством. О том, какие моменты учета в части «незавершенки» следует отметить в учетной политике организации, мы и поговорим далее. Как известно, с 01.01.2013 г. при ведении бухгалтерского учета коммерческие организации, как и все иные экономические субъекты, руководствуются нормами Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ). Организовать грамотное ведение учета без такого инструмента как учетная политика организации, под которой Закон N 402-ФЗ понимает совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета, невозможно. Согласно статьи 8 Закона N 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Между тем пока активно утверждаются федеральные стандарты бухгалтерского учета (далее — ФСБУ) для организаций бюджетной сферы — на сегодняшний день для таких организаций Минфин России утвердил уже 18 ФСБУ, часть из которых применяется, начиная с 01.01.2018 г. В свою очередь для обычных организаций, отличных от финансовых, Минфин России утвердил только один стандарт — «Бухгалтерский учет аренды» (Приказ Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н), обязательное применение которого начнется с 2022 г. Для справки: в состав организаций бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами. Остальные ФСБУ, предусмотренные разработки ФСБУ на 2019-2021 гг., утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г. N 83н, находятся в процессе разработки или носят статус проектов ФСБУ, с текстами которых можно ознакомиться в Интернете. В то же время из Закона N 402-ФЗ следует, что до появления ФСБУ, предусмотренных Законом N 402-ФЗ, в их роли у обычных организаций выступают действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г.
Бухгалтерский учет застройщика по договорам ДДУ
Таблица 1. Учетные записи застройщика
Операции | № строки | Дебет | Кредит |
До получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию | |||
Отражаются обязательства сторон по заключенным ДДУ в части целевого финансирования строительства (п. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ) | 1 | 76 | 86 |
Поступают средства целевого финансирования | 2 | 51 | 76 |
Поступают средства на содержание застройщика | 3 | 51 | 62 |
Признаются затраты на строительство | 4 | 08 | 60, 76 и др. |
Признаются затраты на содержание застройщика | 5 | 20 | 02, 10, 70, 69 |
На дату получения разрешения (ст. 55 ГрК РФ) | |||
Приняты к учету отдельные квартиры по учетной стоимости (исходя из доли площади квартиры в общей жилой площади дома) | 6 | 43 | 08 |
Закрывается счет 08 — при наличии экономии застройщика | 7 | 08 | 91 |
После получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию | |||
Списываются квартиры в связи с регистрацией дольщиками права собственности | 8 | 86 | 43 |
Признаны текущие затраты (не предусмотренные сводным сметным расчетом) | 9 | 26 | 02, 10, 70, 69, |
Списаны текущие затраты в отсутствие выручки | 10 | 91 | 26 |
Признана выручка от оказания услуг (каждому дольщику в отдельности) | 11 | 62 | 90 |
Списаны затраты на содержание застройщика | 12 | 90 | 20, 26 |
Закрытие счетов 90 и 91 для выявления финансового результата — если в обоих случаях прибыль | 13 | 90,91 | 99 |
Начислен налог на прибыль | 14 | 99 | 68 |
Ниже — построчные пояснения к этой таблице, c указанием номера строки и комментария
- Счет 86 целесообразно применять, если ДДУ предусматривает рассрочку или отсрочку платежей.
- Как только ДДУ будут оплачены полностью, счет 76 закроется.
- Это вознаграждение за услуги застройщика, прописанное в ДДУ.
- Счет 08 использован исключительно по техническим соображениям — для организации раздельного учета. Внеоборотных активов у застройщика не возникает.
- Затраты на содержание застройщика предусмотрены сводным сметным расчетом, но не включены в п. 1 ст. 18 Закона № 214-ФЗ.
- Применение счета 43 оправдано разъяснением о природе ДДУ Постановления № 54. Учетная стоимость — это цена квартиры без вознаграждения застройщика, предусмотренная в ДДУ. Сумма по дебету счета 43 равна сумме по кредиту счета 86.
- Если остаток по счету 08 окажется кредитовым, его списывают в дебет счета 91.
- Когда все квартиры будут переданы дольщикам — счет 86 закроется.
- Так учитывают затраты на содержание дома, строительство которого завершено. Актива они не порождают. Содержание квартир, приобретенных собственниками, производится за их счет (ст. 210 ГК РФ).
- Эту проводку применяют в месяце, в котором отсутствует выручка (см. строку 11).
- Со счета 20 списывается сумма, приходящаяся на квартиры, оформленные в собственность, согласно расчету. Счет 26 списывается в полной сумме.
- Выручка прознается на дату регистрации права собственности за дольщиком (пп. «г» п. 12 ПБУ 9/99).
- Убыток отражают обратными проводками.
- Налогом облагается не только «положительный» финансовый результат, но и нецелевое расходование средств, формирующих счет 86 (п. 14 ст. 250 НК РФ). Налоговая база выявляется исходя из анализа записей по списанию денег.
Типовая учетная политика строительной (подрядной) организации (Семенихин В.В.)
действующие на территории России положения по бухгалтерскому учету (далее — ПБУ), утвержденные Минфином России в период с 01.10.1998 г. по 01.01.2013 г., признаны для целей Закона N 402-ФЗ федеральными стандартами бухгалтерского учета. Для справки: полный перечень действующих ПБУ, приравненных к ФСБУ, приведен в Информационном сообщении Минфина России от 26.07.2017 г. N ИС-учет-8 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии». Иными словами, пока в роли ФСБУ у нефинансовых организаций коммерческого сектора выступают действующие ПБУ, утвержденные Минфином России в указанный период. При этом правила формирования учетной политики организации установлены пока Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 г. N 106н (далее — ПБУ 1/2008), действующим с 06.08.2017 г. в редакции, обновленной Приказом Минфина России от 28.04.2017 г. N 69н. Не забудьте, что с 06.08.2017 г. изменены общие правила формирования учетной политики. Так, пунктом 7 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным ФСБУ. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета ФСБУ допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 ПБУ 1/2008. Если же по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в ФСБУ не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 ПБУ 1/2008, организация его разрабатывает сама, используя последовательно следующие документы: — международные стандарты финансовой отчетности (далее — МСФО);