Когда стоимость новогодних подарков можно учесть в представительских расходах
В указано, что в целях исчисления налога на прибыль учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Учет данных расходов производится в порядке, предусмотренном . В данном пункте уточняется, что к представительским расходам относятся расходы на:
- проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах;
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
В целях налогообложения представительские расходы нормируются. В течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Из вышеприведенных положений следует, что расходы, относящиеся к представительским, должны быть понесены в ходе проведения переговоров. При этом перечень затрат, которые относятся к представительским, является закрытым, расходы на приобретение подарков, сувениров для представителей других организаций этим перечнем не предусмотрены.
По мнению Минфина России, стоимость подарков (сувениров, призов), переданных представителям контрагентов во время деловой встречи, не может быть учтена в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку такие затраты не поименованы в (письма Минфина России от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 № 03-03-04/4/136).
В то же время специалисты налоговых органов допускают возможность признания в налоговом учете расходов в виде стоимости сувенирной продукции с нанесенной символикой организации представительскими расходами, если такая продукция вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2, МНС России от 16.08.2004 № 02-5-10/51, консультация Г.Г. Лалаева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, к.э.н., доцента Государственного университета Минфина России). Позиция налоговых органов поддерживается судами (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 № Ф05-16032/2010 по делу № А40-55061/2010, от 05.10.2010 № КА-А41/11224-10 по делу № А41-18513/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 № А05-12045/2007, ФАС Уральского округа от 06.03.2008 № Ф09-184/08-С3).
Учитывая изложенное, считаем, что возможность учесть затраты на приобретение (изготовление) подарков для клиентов с символикой компании в качестве представительских расходов у налогоплательщиков имеется только в том случае, если подарки вручаются во время проведения официального мероприятия (переговоры, деловая встреча).
Правильное оформление документов
Можно
выделить
некоторые нюансы при оформлении
документации при списании
платежа. Чаще всего документация
оформляется в специальной программе –
1С. Сформировать документ «Списание»
можно вводом на основании поступления
или выбрав журнал регламентных операций
и создав новый документ.
Чтобы
заполнить параметры «налог к списанию»,
можно воспользоваться данными счета
19 по регистру «Налог на добавленную
стоимость предъявленный». Название
документа, который является основанием
и сведения о поставщике, сумма и счет
прописываются в программе автоматически.
Дополнительно потребуется заполнить
данные по сумме налога, указать вид
ценностей и проценты по тарифам.
Страховые взносы
Объектом обложения страховыми взносами признается вознаграждение за производственные результаты (в т. ч. в нематериальной форме). Вручение подарков клиентам не связано с производственной деятельностью, поэтому страховые взносы не начисляются и не уплачиваются.
Практический пример
Руководство ООО «Радуга» приняло решение вручить подарочные наборы деловым партнерам в преддверии Нового года. На приобретение сувениров было затрачено 15 000 рублей (в т. ч. НДС 20% 2 500 рублей). Также были закуплены ручки с фирменной символикой (общие расходы на ручки составили 6 000 рублей без НДС, стоимость одной единицы – 58 рублей), которые было принято раздать всем пришедшим в предпраздничные дни клиентам.
Проводка |
Сумма |
Операция |
---|---|---|
Дт60 Кт51 |
15 000 |
оплачены подарки партнерам |
Дт10 Кт60 |
12 500 |
оприходованы закупленные сувениры |
Дт19 Кт60 |
2 500 |
отображен НДС поставщика |
Дт68 Кт19 |
2 500 |
«входной» налог принят к вычету |
Дт91.02 Кт10 |
12 500 |
списаны врученные подарочные наборы |
Дт91.02 Кт68 |
2 500 |
начислен НДС с безвозмездной передачи |
Дт60 Кт51 |
6 000 |
оплачены ручки с фирменной символикой |
Дт10 Кт60 |
6 000 |
оприходованы сувениры |
Дт44 Кт10 |
6 000 |
списание на рекламные расходы |
Выручка ООО «Радуга» составила 800 тыс. рублей, одариваемых невозможно определить, понесенные затраты на ручки были приняты в качестве рекламных расходов в полном объеме.