«Неосторожный» пожар: уголовная ответственность, убытки

Гибель материалов вследствие ЧП

Чрезвычайным происшествием или аварией налоговиками признаются наводнения, ураганы и прочие стихийные бедствия, произошедшие не по вине человека. Если в результате чрезвычайного происшествия были полностью или частично уничтожены материалы, принадлежащие организации, у нее есть право списать убытки по статье расхода, уменьшающей прибыль.  Так как списание материалов влияет на налог на прибыль, то для доказательства налоговикам, что списание было правомерно, бухгалтер предприятия обязан представить для подтверждения факта ЧП справку из службы, которая уполномочена фиксировать подобные происшествия (например, метеорологическая служба или МЧС). Далее комиссия, созданная в организации, проводит инвентаризацию и фиксирует убытки, нанесенные стихией, которые затем списываются.  А если ущерб нанесен в следствие прорыва водопроводной трубы, как списать материалы в убыток? Такие потери организация не спишет в полной стоимости убытка в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, так как ущерб был причинен предприятию во вине недобросовестного исполнения служебных обязанностей сотрудников Компании.  Списание в расходы по налогу на прибыль потерь (разлом трубы, например), понесенных организацией в связи с коммунальными авариями, оформляется частями: на налогооблагаемую базу могут быть отнесены только убытки в рамках норм естественной убыли, остальную часть ущерба организация может возместить за счет установленного виновным в ЧП лица. Весомым фактором для признания инспектором убытков правомерными будет то, как подтвердить списание материалов при затоплении. Для налога на прибыль обязательным будет подтверждение факта аварии, а такими являются: справка из управляющей компании, обслуживающей здание, в котором произошла авария, а также справки из служб, которые устраняли аварию (например, МСЧ)

Важно провести инвентаризацию пострадавших материалов и зафиксировать ущерб. Налог на прибыль уменьшается за счет списания стоимости материалов, уничтоженных в результате последствий стихийных бедствий

Не принимаются для уменьшения налогооблагаемой базы расходы сверх норм естественной убыли, причиненные владельцу материалов в результате коммунальных аварий.

При правильном оформлении документов, можно уменьшить налог на прибыль за счет списания материалов, инвентаря, а также готовой продукции, которые уже не могут быть использованы собственником для получения дохода.

УЧЕТ ПОТЕРЬ ОТ ПОЖАРА

С.А. Ратовская, консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций могут пострадать имущество учреждения, а также первичные учетные документы. Для оценки потерь учреждение обязано провести инвентаризацию. Кроме того, специальная комиссия должна заняться восстановлением учетных документов. Потери от пожара можно учесть по налогу на прибыль.

Считаем потери

     Пожар на территории учреждения относится к чрезвычайным ситуациям. Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.    В результате пожара могут быть повреждены или уничтожены основные средства, материальные запасы и другие ценности, находившиеся на территории, где произошел пожар. После ликвидации чрезвычайной ситуации первое, что должно сделать учреждение, – это провести инвентаризацию.    Инвентаризация после чрезвычайной ситуации проводится в соответствии с требованиями:

Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее – СГС «Концептуальные основы»).

        Инвентаризация активов и обязательств призвана обеспечить достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (СГС «Концептуальные основы»).    Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным ( Инструкции № 157н, СГС «Концептуальные основы»).    Согласно СГС «Концептуальные основы» проведение инвентаризации обязательно в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями.    При определении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться в том числе определяющими порядок проведения инвентаризации имущества и оформления ее результатов положениями Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49).    Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (Методических указаний № 49).    Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель учреждения. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.    Состав инвентаризационной комиссии регламентирован Методических указаний № 49. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т. д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.