Следующий комментарий к статье 23 ТК РФ
Если у вас есть вопросы по ст. 23 ТК, вы можете получить консультацию юриста.
1. В современных условиях преобладающим способом регулирования отношений наемного труда становится способ достижения договоренности между трудом и капиталом, получивший наименование «социальное партнерство». Данный термин условный, поскольку истинно партнерские отношения между наемными работниками и работодателями не складываются ввиду противоположности их интересов. Однако наряду с конфликтом интересов у работников и работодателей присутствует общность интересов — обеспечение эффективного функционирования организации как необходимого условия для реализации интересов и работодателя, и работников.
2. Социальное партнерство представляет собой совокупность способов, с помощью которых работники и их представители, работодатели и их представители, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Конкретные способы взаимодействия работников и работодателей, относящиеся к социально-партнерским, именуются «формы социального партнерства» (см. ст. 27 ТК и комментарий к ней).
3. Универсальными сторонами отношений социального партнерства являются работники и работодатели. Отношения по договорному регулированию трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, в которых не принимают участие работники (их представители) либо работодатели (их представители), нельзя рассматривать в качестве отношений социального партнерства, поскольку не происходит согласование интересов работников и работодателей. К регулированию данных отношений нормы комментируемого раздела ТК не применяются. В качестве примера соответствующих договоренностей можно привести, во-первых, соглашение между несколькими работодателями о проведении единой политики по оплате труда наемных работников, а во-вторых, соглашение между профсоюзами как представителями работников и органом государственной власти о необходимости подготовки какого-либо нормативного правового акта, регулирующего трудовые отношения.
4. О понятии трудовых отношений см. ст. 15 ТК и комментарий к ней. Отношения, непосредственно связанные с трудовыми, перечислены в ст. 1 ТК. Однако отметим, что не все отношения, непосредственно связанные с трудовыми, могут быть предметом регулирования в социально-партнерском порядке. В силу публично-правового характера не могут регулироваться в договорном порядке отношения по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; отношения по разрешению трудовых споров в суде; отношения по обязательному социальному страхованию, участниками которых являются государственные финансово-кредитные учреждения (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.п.). Это не исключает права сторон социального партнерства в договорном порядке подготовить проекты законодательных актов, регулирующих указанные отношения.
В социально-партнерском порядке могут регулироваться также отношения по добровольному социальному страхованию; профсоюзному контролю за соблюдением прав работников; внесудебным процедурам урегулирования трудовых споров.
Стороны партнерского диалога
Кто участвует в системе социального партнерства? Исчерпывающий ответ на этот вопрос дается в ст. 25 ТК РФ. В ней указывается, что в этой роли выступают работники и фирмы-наниматели. Структуры общероссийской или муниципальной власти признаются самостоятельным субъектом трудовых правоотношений, когда являются работодателями.
Задача участников правоотношений – прийти к консенсусу, который будет соответствовать интересам обеих сторон. Поиск общего знаменателя возможен посредством цивилизованного диалога, достигнутый компромисс закрепляется в коллективных договорах и внутренних документах компаний.
В реалиях экономической жизни персонал и фирмы-наниматели лоббируют свои интересы не лично, а через своих законных представителей. Это профсоюзы и объединения работодателей, создаваемые в соответствии с нормами законодательства. Подобные структуры не считаются самостоятельной стороной партнерства, потому что их цель – транслировать интересы своих создателей и избирателей.
Стороны социального партнерства – общие положения
Регулирование сферы соцпартнерства выполняется в соответствии с требованиями Трудового Кодекса РФ (раздел II). Система взаимоотношений предполагает вовлечение основных участников – представителей работодателя и сотрудника, а также дополнительных – госорганов. Сотрудничество основывается на равноправии и взаимоуважении сторон, соблюдении законодательных норм, реальности и добровольности принятых обязательств, а также других принципах по стат. 24 ТК.
Сторонами-участниками социального партнерства являются:
- Представители работников – уполномоченные органы, к примеру, профсоюзы и/или объединения профсоюзов, созданные и действующие согласно уставным документам общероссийских или межрегиональных объединений. Могут избираться непрофсоюзные органы.
- Представители работодателя – руководитель предприятия, индивидуальный предприниматель или должностные уполномоченные лица хозяйствующего субъекта.
В зависимости от того, кем являются стороны социального партнерства в сфере труда, принятые решения могут возникать на различных уровнях – от федерального (стат. 26) до регионального (межрегионального, отраслевого, территориального) или внутреннего (локального). Формы сотрудничества также могут быть различными:
- Коллективная – разработка и заключение колдоговоров, соглашений к ним.
- Переговорная – консультации проводятся по трудовым вопросам, защите прав работников и совершенствованию законодательной базы в сфере труда.
- Переговорная – участие сторон направлено на разрешение трудовых конфликтов.
- Управленческая – участие сотрудников и их представителей в руководстве компании.