Информация Федеральной налоговой службы от 29 марта 2017 г. “Конституционный Суд РФ поддержал позицию налоговиков о взыскании ущерба с физического лица, умышленно обанкротившего предприятие”
3 апреля 2017
Конституционный Суд Российской Федерации поддержал позицию налоговиков, взыскавших в судебном порядке ущерб с фактического руководителя, который довел предприятие до банкротства, уклоняясь от уплаты налогов.
Гражданин обратился в Конституционный Суд, посчитав, что нарушаются его конституционные права, поскольку он не получил экономической выгоды от уклонения уплаты от налогов с юридического лица.
Ранее в ходе судебных разбирательств было доказано, что именно фактический руководитель, а не номинальный директор предприятия умышленно уклонился от уплаты налогов в особо крупном размере, тем самым причинив ущерб государству. Суд установил, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Контролирующее предприятие лицо привлекло фирму-однодневку, которая использовалась для уменьшения суммы уплачиваемых налогов от предприятия.
Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате налоговые органы подали заявление о его банкротстве. По итогам процедуры банкротства предприятия задолженность также не была погашена.
Суд установил как вину контролирующего предприятие лица, так и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству. В результате именно фактический руководитель признан виновным в уклонении предприятием от уплаты налогов.
Конституционный Суд отказал в рассмотрении жалобы гражданина, указав, что Конституция одинаково защищает государственную, муниципальную и иные формы собственности, в том числе имущественные права государства как потерпевшего от преступления.
Принятое решение позволит налоговикам продолжить взыскивать ущерб в пользу государства с недобросовестных руководителей и бенефициаров организаций, уклоняющихся от уплаты налогов с предприятий.
Что решил КС РФ
Рассматриваемое решение Конституционного суда по штрафам НДФЛ довольно детально рассматривает подобную ситуацию, в которую попадают многие налоговые агенты.
По сути, этим постановлением Конституционный суд вмешался в штрафы за НДФЛ в той мере, что выделил 3 критерия, при соблюдении каждого из которых налоговый агент не несёт ответственности за несвоевременное перечисление. Перечислим их:
1. Отчетность по НДФЛ не искажена.
2. Агент сам заплатил налог и пени до того, как узнал об обнаружении инспекторами несвоевременной уплаты либо о назначении выездной ревизии.
3. Причина несвоевременного перечисления – неумышленное упущение (техническая или иная ошибка).
Обзор документа
Сообщается, что Конституционный Суд РФ поддержал позицию налоговиков, взыскавших в судебном порядке ущерб с фактического руководителя, который довел предприятие до банкротства, уклоняясь от уплаты налогов.
Было доказано, что именно фактический руководитель, а не номинальный директор предприятия умышленно уклонился от уплаты налогов в особо крупном размере, тем самым причинив ущерб государству. Суд установил, что собственник фактически контролировал деятельность предприятия, несмотря на то, что не являлся его директором. Контролирующее предприятие лицо привлекло фирму-однодневку, которая использовалась для уменьшения суммы уплачиваемых налогов от предприятия.
Предприятие не смогло заплатить доначисленные налоги, в результате налоговые органы подали заявление о его банкротстве. По итогам задолженность также не была погашена.
Суд установил как вину контролирующего предприятие лица, так и причинно-следственную связь между его действиями и ущербом, причиненным государству. Именно фактический руководитель признан виновным в уклонении предприятием от уплаты налогов.
Отмечено, что Конституция РФ одинаково защищает государственную, муниципальную и иные формы собственности, в т. ч. имущественные права государства как потерпевшего от преступления.
Принятое решение позволит продолжить взыскивать ущерб в пользу государства с недобросовестных руководителей и бенефициаров организаций, уклоняющихся от уплаты налогов с предприятий.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: