Организация имеет право на вычет ндс, уплаченный на таможне, при соблюдении определенных условий

Сроки принятия НДС к вычету

НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза, можно принять к вычету не ранее того налогового периода, в котором были выполнены следующие условия:

товары приняты к учету;

сумма НДС перечислена в бюджет;

у организации есть заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налоговой инспекции;

сумма НДС отражена в специальной декларации по косвенным налогам.

Такой порядок следует из положений пункта 26 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, абзацев 2, 3 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ.

Пример применения вычета НДС по товарам, импортированным из стран – участниц Таможенного союза

Строительная организация АО «Альфа» импортирует из Республики Беларусь два автопогрузчика стоимостью 695 000 руб. каждый. Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при ввозе каждого автопогрузчика, составляет 125 100 руб. (695 000 руб. × 18%).

Первый погрузчик был принят к учету (отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы») 14 августа 2015 года.

21 сентября 2015 года «Альфа» перечислила в бюджет сумму НДС со стоимости автопогрузчика и представила в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров за август. Вместе с декларацией «Альфа» подала в налоговую инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление с отметкой налоговой инспекции, подтверждающей факт уплаты НДС со стоимости погрузчика, было получено 25 сентября.

21 октября 2015 года «Альфа» представила декларацию по НДС за III квартал, в которой в разделе 3 по строке 190 была отражена сумма 125 100 руб. Таким образом, сумма НДС по товарам, импортированным в августе, была возмещена из бюджета в III квартале.

Второй погрузчик был принят к учету (отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы») 15 сентября 2015 года. НДС со стоимости второго погрузчика «Альфа» перечислила в бюджет 21 сентября.

15 октября 2015 года «Альфа» подала в налоговую инспекцию декларацию по косвенным налогам при ввозе товаров за сентябрь. Вместе с декларацией «Альфа» подала в налоговую инспекцию заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Заявление с отметкой налоговой инспекции, подтверждающей факт уплаты НДС со стоимости погрузчика, было получено 23 октября 2015 года.

20 октября «Альфа» представила в налоговую инспекцию декларацию по НДС за III квартал. Поскольку заявление о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции было получено позже этой даты, право на вычет НДС со стоимости второго автопогрузчика организация сможет заявить только в декларации по НДС за IV квартал (до 20 января 2016 года).

Альтернативный подход

Как было сказано, начисление пеней можно оспорить. Подтверждение тому – выводы судей, изложенные в Постановлении ФАС ДВО от 04.03.2013 № Ф03-569/2013, в котором была рассмотрена следующая спорная ситуация.

При ввозе товаров на территорию РФ организация уплатила и приняла к вычету суммы НДС, исчисленные с учетом произведенных таможенным органом корректировок таможенной стоимости (КТС) товаров в сторону увеличения. Впоследствии данные корректировки были оспорены организацией в арбитражном суде и решения таможенного органа были признаны недействительными. В связи с этим последний составил и направил организации формы КТС содержащие «минусовые» показатели сумм налога, ранее принятых к вычету на основании оспоренных форм КТС.

Руководствуясь указанными «минусовыми» формами КТС, организация произвела восстановление сумм НДС в налоговом периоде, в котором такие «минусовые» корректировки были приняты таможенным органом.

Однако в ходе проведения выездной налоговой проверки инспекторы посчитали, что корректировку (по решению суда) организация должна была отразить, подав уточненные декларации за тот налоговый период, в котором они были приняты к вычету. А поскольку в нарушение п. 1 ст. 81 НК РФ организация не сдала уточненные декларации за те периоды, в которых были приняты налоговые вычеты, инспекторы на основании ст. 75 НК РФ начислили пени в сумме 111 709 руб. за просрочку уплаты НДС.

В ответ организация обратилась в суд и нашла там поддержку: арбитры трех инстанций пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям ст. 75, 81 и гл. 21 НК РФ. При этом судьи исходили из следующего.

Согласноп. 1 ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Надо сказать, что ФАС ДВО согласился с выводами судей нижестоящих инстанций об отсутствии самого факта несвоевременной уплаты налога в бюджет организацией, с чем связано начисление соответствующих пеней.

Кроме того, признавая недействительным решение инспекции в части начисления пеней по НДС, суды исходили также из отсутствия оснований, предусмотренных п. 1 ст. 81 НК РФ, для внесения налогоплательщиком изменений в налоговые декларации и представление в налоговые органы уточненных налоговых деклараций за прошедшие налоговые периоды. По их мнению, наличие судебных решений о неправомерной корректировке таможенной стоимости и составление таможенным органом в связи с этим форм корректировки таможенной стоимости, содержащих «минусовые» показатели сумм налога, нельзя отнести к числу таких оснований.

С учетом изложенного ФАС ДВО посчитал правильными выводы судов о возможности применения к возникшим спорным правоотношениям положений п. 3 ст. 170 НК РФ, согласно которым суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, подлежат восстановлению в случаях прекращения права на применение налоговых вычетов и восстанавливаются в том налоговом периоде, в котором это право прекращено.

Вначале – уплата, затем – обжалование?

В силу ст. 68 ТК ТС если решение о корректировке заявленной таможенной стоимости ввозимых товаров принято таможенным органом до выпуска товаров, декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений (п. 2 ст. 68 ТК ТС).

А если декларант не согласен с вынесенным решением о корректировке таможенной стоимости?

По разъяснениям Минфина, если декларант считает, что его права были нарушены при проведении таможенного контроля, он должен руководствоваться положениями ст. 9 ТК ТС, согласно которым любое лицо вправе обжаловать решение таможенных органов в порядке, установленном законодательством государства – члена Таможенного союза (Письмо от 02.09.2010 № 03 10 09/60).

Но, как правило, в целях ускорения процесса выпуска товаров и по требованию таможни декларант корректирует таможенную стоимость исходя из величины таможенной стоимости, определенной таможней, и уплачивает дополнительные таможенные платежи (в том числе НДС) в соответствии с произведенной корректировкой, а уж затем обжалует вынесенное решение.

Отметим, что такой порядок действий со стороны декларанта (вначале «добровольная» уплата, а затем обжалование) не препятствует реализации им права оспаривать решение таможни о корректировке таможенной стоимости и требовать возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Данный вывод следует из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 05.03.2013 № 13328/12. Высшие арбитры также указали, что действующее законодательство не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно.

Получается, что при принятии таможенниками решения о корректировке таможенной стоимости товаров необходимо иметь в виду, что доплата декларантом скорректированной суммы не свидетельствует о законности решения таможни, не лишает декларанта права обжаловать это решение в судебном порядке и не исключает возможности признания судом этого решения незаконным.

Включение НДС в стоимость товаров

В некоторых случаях НДС, уплаченный по товарам, которые были ввезены из стран – участниц Таможенного союза, к вычету не принимается, а включается в стоимость приобретаемых товаров. Так нужно поступать, если импортируемые товары:

используются в операциях, не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);

используются для производства и реализации продукции, местом реализации которой территория России не признается;

ввозит организация, освобожденная от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 Налогового кодекса РФ, или организация, не являющаяся плательщиком НДС (например, применяющая специальный налоговый режим);

предполагается использовать в операциях, которые не признаются объектом налогообложения НДС согласно пункту 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Такие правила установлены пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как учесть НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, если организация применяет специальный налоговый режим?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какой спецрежим применяет организация.

Организации, применяющие специальные налоговые режимы, являются плательщиками НДС по операциям, связанным с ввозом товаров на территорию России (п. 3 ст. 346.1, п. 2 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Однако принять к вычету сумму НДС, уплаченного при ввозе товаров, такие организации не вправе (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). НДС, уплаченный при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), они могут учесть либо в их стоимости, либо в составе расходов.

Уменьшить налоговую базу по единому налогу на сумму НДС, уплаченную при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза (в т. ч. основных средств и нематериальных активов), вправе:

—  организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (подп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

—  организации – плательщики сельхозналога (подп. 11 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

Организации на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, и организации, применяющие ЕНВД, включают сумму НДС, уплаченного при импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза, в стоимость ввезенных товаров (в т. ч. основных средств и нематериальных активов) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

На практике бывают ситуации, когда импортер вернул ввезенные товары (частично или полностью) по причине ненадлежащего качества или неполной комплектации. Такой возврат, как правило, приводит к уменьшению налоговой базы, а значит, и суммы НДС к уплате в бюджет. О том, как документально подтвердить возврат товаров и отчитаться в инспекцию, см. Как рассчитать и уплатить НДС при импорте из Таможенного союза.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.