Ставки налога
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 361 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ). Региональными законами могут быть предусмотрены другие налоговые ставки, увеличенные или уменьшенные, но не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
Кроме того, региональные законы могут предусматривать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категории транспортных средств, количества лет, прошедших с года выпуска ТС, и (или) их экологического класса. Об этом сказано в пункте 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ.
Для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах. Количество календарных лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года. Отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог. Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 3 статьи 361 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 27 мая 2011 г. № 03-05-05-01/36, от 29 марта 2010 г. № 03-05-05-04/08.
Пример определения количества лет, прошедших с года выпуска грузового автомобиля, для расчета транспортного налога
На балансе организации числится грузовой автомобиль, выпущенный в мае 2011 года. В регионе, где работает организация, установлены дифференцированные ставки транспортного сбора в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства. В расчет этого количества включаются все налоговые периоды начиная с 1 января 2012 года и до окончания периода, за который уплачивается налог. При определении количества лет, прошедших с года выпуска автомобиля, для расчета налога за 2016 год бухгалтер учитывает пять лет – 2012, 2013, 2014, 2015 и 2016 годы.
Правила начислений
Расчет для физических лиц составляют территориальные инспекции. Рядовым гражданам и предпринимателям не нужно разбираться в формулах и ставках. Обязательства организаций оценивают несколько иначе. Транспортный налог ООО рассчитывает и оплачивает самостоятельно.
Для машин, оснащенных двигателями, единицей измерения становится мощность. Исключением из правила являются воздушные суда. Налог на них определяют с опорой на реактивную тягу. Если на балансе компании числятся несамоходные машины, калькуляция составляется с учетом вместимости (тоннаж). В остальных случаях основой признается единица транспорта.
Поскольку транспортный налог является региональным, точная ставка устанавливается субъектом РФ. На общероссийском уровне закреплены лишь базовые тарифы. В администрации краев, городов федерального значения и областей принимают решения об изменении показателя. Их могут уменьшать или увеличивать Налоговый кодекс допускает отклонения от базиса не более чем в 10 раз, то есть на порядок. На маломощные авто с мотором до 150 «лошадей» это ограничение не распространяется (ч. 2 п. 2 ст. 361 НК РФ). Ставки могут оказаться значительно ниже.
На размер отчислений влияют разные факторы. Законодатель позволяет регионам дифференцировать тарифы. В 2019 году они зависят от давности владения транспортным средством, его возраста (периода фактической эксплуатации), стоимости.
Формула расчета налога закреплена ст. 362 НК РФ:
База × ставка.
Полученный результат корректируют с учетом повышающего коэффициента (Кп). Если речь идет об элитной технике, обязательства пересчитывают по правилам ч. 2 ст. 362 НК РФ:
Стоимость автомобиля (в млн рублей) | Срок владения | Повышающий коэффициент (Кп) |
---|---|---|
3–5 | Не больше 3 лет | 1,1 |
3–5 | До 12–24 месяцев | 1,1 (Федеральным законом № 335-ФЗ от 27.11.17 коэффициенты 1,3 и 1,5 отменены) |
5–10 | До 5 лет | 2 |
10–15 | До 10 лет | 3 |
Свыше 15 | Не старше 20 лет | 3 |
Перечень моделей, средняя стоимость которых превышает 3 млн рублей, публикуют на портале Минпромторга РФ. Обновления размещают ежегодно до 1 марта.
Второй коэффициент применяется, если организация владела техникой менее года. Транспортный налог уплачивается со дня постановки и до снятия техники с учета. При регистрации машины до 15 числа, месяц владения признается полным. Если документы оформлены позже, расчет составляют со следующего месяца.
Пример № 1
Фирма поставила на учет два мотоцикла 14 и 16 июня 2018 года. В январе бухгалтеру необходимо определить срок владения техникой. Налог за первый мотоцикл будет рассчитываться за 7, а за второй – за 6 месяцев.
Временной коэффициент вычисляют по следующей формуле:
Период владения авто ÷ Количество месяцев в отчетном периоде.
Пример № 2
Хозяйственное общество в Москве выпускает мебель. На балансе объединения стоят:
- грузовой автомобиль мощностью 250 л. с.;
- легковая служебная машина A8 Long Limousine quattro на 340 л. с. со сроком эксплуатации 4 года;
- автобус с двигателем на 180 л. с.
Автомобили принадлежали фирме длительное время, а автобус предприятие зарегистрировало лишь 18 апреля 2018 года.
Правила расчета транспортного налога в столице установлены законом Москвы № 33 от 09.07.08 (в ред. от 29.11.17). Согласно нормативному акту компания обязана применить разные ставки. Для грузовика расчет придется проводить по тарифу 55 рублей за каждую лошадиную силу. Использовать коэффициенты не требуется.
250 × 55 = 13 750 руб.
Для автобуса ставка составит 26 рублей. Калькуляция будет следующей:
180 × 26 = 4680 руб.
Поскольку транспорт принадлежал компании не весь год, результат придется скорректировать. Фактически фирма владела автобусом 8 месяцев. Машина поставлена на учет после 15 числа, поэтому апрель не входит в расчет. Временной коэффициент будет равен:
8 ÷ 12 = 0,67.
Итоговый платеж за автобус составит:
180 × 26 × 0,67 = 3153,6 руб.
За каждую лошадиную силу легкового автомобиля придется заплатить 75 рублей. Кроме того, организации потребуется применить повышающий коэффициент – 2. Модель A8 Long Limousine quatt входит в список Минпромторга РФ. Средняя стоимость машины варьирует в пределах 5–10 миллионов в отечественной валюте. Налог составит:
75 × 340 × 2 = 51 000 руб.
За год предприятию придется заплатить в бюджет:
13 750 + 3153,6 + 51 000 = 67 903,6 руб.
Поскольку в число региональных льготников фирма не входит, перечислить потребуется всю сумму.
Определение налоговой базы
Налоговой базой является основа формулы для определения размера различных налогов. В статье рассматривается конкретно налог на транспорт.
Она берется в процессе нахождения размера налога. Как же происходит процесс нахождения базы.
База назначается по следующим параметрам:
-
Наземный либо водный транспорт, оборудованный двигателем.
В техническом паспорте указана мощность двигателя, исчисленная в лошадиных силах. -
Воздушные средства передвижения, оборудованные воздушно-реактивными двигателями.
Указана изометрическая тяга или сумма тяги в процессе взлета, исчисленная в килограмм-силах. -
Водные транспортные средства без двигателя либо пользующиеся буксовочными приспособлениями.
Валовая вместимость, исчисленная регистровых тоннах. -
Не классифицируемые водные либо воздушные средства передвижения.
Обозначается транспортное средство в общем.
Случается, что в техпаспорте на средство задается мощность в кВт. Ее следует обязательно перевести в лошадиные силы, используя специальные коэффициенты, а полученный ответ округлить до сотых. На просторах интернета можно найти специальный калькулятор перевода.
Порядок определения налоговой базы.
В процессе заполнения налоговой декларации, в разделе 2 следует указывать налоговую базу конкретно по каждому имеющемуся транспортному средству. Отдельно выполняются и необходимые вычисления, а окончательные суммы складываются.
5.1 Транспортный налог
Применение транспортного налога устанавливается главой 28 «Транспортный налог» НК РФ, а введение его в действие осуществля ется на территории каждого субъекта в соответствии с законами субъ екта РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ опреде ляют ставки налога по транспортному налогу в пределах, установлен ных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объек том налогообложения в соответствии с НК РФ.
Объектом налогообложения признаются: автомобили, мотоцик лы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механиз мы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теп лоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие вод ные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в уста новленном порядке.
Пункт 2 ст. 358 НК РФ устанавливает налоговые льготы: перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателями мощ ностью не свыше 5 лошадиных сил;
- автомобили легковые, специально оборудованные для исполь зования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью дви гателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобре тенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельнос ти которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные авто машины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения? минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистриро ванные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используе мые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохо зяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйствен ного ведения или оперативного управления федеральным органам ис полнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;
- суда, зарегистрированные в Российском международном реест ре судов.
Налоговая база определяется в зависимости от категорий транс портных средств следующим образом:
Как определить налоговую базу по транспортному налогу – примеры
К примеру, на организацию зарегистрирован легковой автомобиль, мощность которого по техпаспорту составляет 130 кВт. Для расчета ТН необходимо перевести показатель в лошадиные силы: 130 х 1,35962 = 176,75 л. с. Результат округляется до второго значения после запятой. Затем уточнить ставку налога в нужном регионе и произвести вычисления.
Если предприятие владеет воздушным ТС, предположим, самолетом, для расчета налога требуется взять за налоговую базу тягу реактивного двигателя. Значение приведено в техпаспорте на объект. Если же техническая документация не содержит данные о мощности, поскольку у объекта нет двигателя, а значит, валовой вместимости, за НБ берется единица ТС.
Нередко предприятия в течение календарного года продают и/или приобретают новые объекты. Как в этой ситуации меняется расчет ТН? В соответствии с п. 3 стат. 362 НК при этом требуется применять специальный коэффициент владения, определяемый путем деления месяцев фактического использования ТС (согласно регистрационным правам) на 12. Предположим, юрлицо реализовало в июне (12.06) один из принадлежащих ему л/авто. Согласно правилам расчета июнь уже не включается в вычисления, поскольку снятие с учета произошло до 15-го числа. Значит, налог нужно начислить за январь-май 2017 г. Если же права на авто передаются после 15-го числа, такой месяц должен быть исключен из времени фактического владения транспортом. Документальным подтверждением выступают свидетельства о регистрации объекта или снятии с учета.
Итог
Юридическое лицо держит ответ перед законом за точность данных, заполненных в налоговой декларации, поэтому советуем не ошибаться и скрупулёзно перепроверять соответствие данных в технической и налоговой документации.
Не стоит подделывать техническую документацию либо указывать неверные данные, потому что выгода от манипуляций будет ничтожно мала в сравнении с уголовным наказанием, последующим за данными подтасовками. Расчет транспортного налога не самый сложный и не доставит много забот если вы будете внимательны ко всем деталям.