Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств
Процедура инвентаризации довольно сложная, емкая и требующая немалых затрат рабочего времени. Она проводится в несколько последовательных этапов.
1 этап. Создание проверяющей комиссии
Члены комиссии назначаются приказом руководителя (обычно по форме ИНВ-22), ими могут быть специалисты различных отделов, а не только бухгалтерии: экономисты, инженеры, менеджеры, техники, администраторы и т.д. Также в состав комиссии могут быть включены сотрудники-эксперты независимой специализированной аудиторской фирмы. О начале инвентаризации издается специальный приказ, в котором перечисляется имущество и обязательства, подлежащие проверке, а также дата начала и сроки проведения.
2 этап. Фактическое проведение инвентаризации активов и обязательств
При инвентаризации необходимо стопроцентное присутствие всех членов комиссии, иначе результаты проверки считаются недействительными. Проверка материальных активов происходит путем их фактического пересчета, взвешивания, обмера с занесением полученных данных в инвентаризационные описи. Присутствие материально ответственных лиц при этом строго обязательно.
Инвентаризация имущества, не имеющего материальной формы (НМА, РБП, финвложения и т.п.) проводится путем осмотра и проверки имеющихся в наличии документов, подтверждающих права компании на эти активы (пп. 3.8, 3.14 Методических указаний). Также проверяется правильность отнесения каждого актива к данной группе имущества и ежемесячных списаний стоимости на текущие затраты.
Инвентаризация обязательств включает в себя проверку дебиторской/кредиторской задолженности и обоснованности отражения сумм на счетах бухгалтерского учета. Правильность отраженных сумм подтверждается актами сверки с контрагентами фирмы, с проверяющими государственными органами (ИФНС, ФСС и т.д.). Проверка начинается с составления справки о задолженностях, числящихся в бухучете: для этого рекомендуется применять Приложение к форме ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами». Согласование сумм задолженности перед контрагентами осуществляется путем составления и взаимного подписания актов сверок. С момента подписания актов сверки начинает отсчитываться срок исковой давности согласно ст. 203 ГК, поэтому по результатам инвентаризации долги с истекшим сроком исковой давности могут быть списаны на финансовые результаты.
Сверка с бюджетом и фондами производится на основании актов сверки расчетов и справок о состоянии задолженности.
Инвентаризация расчетов включает также проверку начислений и выплат зарплаты, пособий, материальной помощи персоналу, наличие депонированных или излишне выплаченных сумм. Проверке подлежат и подотчетные средства, выданные сотрудникам, а также предоставленные ими подтверждающие первичные документы.
3 этап. Оформление результатов.
Данные о фактическом наличии материальных и нематериальных активов, а также сумм учтенных обязательств фиксируются в инвентаризационных описях, актах. Они составляются минимум в 2 экземплярах и заверяются подписями каждого участника проверки. Пустых строк в этих документах быть не должно, если данные отсутствуют, строка прочеркивается.
Обнаруженные отклонения записываются в сличительные ведомости. Суммы обнаруженных недостач или, наоборот, излишков ценностей оцениваются по их стоимости в бухгалтерском учете фирмы. Решение о списании недостач и приходовании излишков принимает руководитель компании.
Инвентаризация расчетов
При проведении проверки достоверности отраженной в бухучете информации о расчетах с кредиторами детальной сверке подлежат следующие расчеты:
- С поставщиками и покупателями (по полученным авансам) Счета 60,62;
- По банковским кредитам и займам. Счета 66,67;
- Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондам (в т.ч. по страховым взносам). Счета 68,69;
- Расчеты с сотрудниками и подотчетными лицами по выплатам и начислениям. Счета 70, 71, 73;
- Прочими кредиторами. Счет 76.
Самым простым (в методологическом, но не техническом плане) инструментом проверки актуальности и достоверности данных о долгах компании за отгруженные ей товары и предоставленные услуги является составление и подписание актов сверки с каждым контрагентом. В Методологических Указаниях предлагается образец такого акта, но он не является нормативным и может составляться предприятием в произвольной форме.
Результаты проведенной инвентаризации фиксируются в нормативных регистрах. Сначала итоги сверок с каждым кредитором заносятся в справку, которая является приложением к акту по форме ИНВ-17 (Приложение У). В этой справке указываются:
- Реквизиты каждого кредитора организации;
- Причина и период возникновения задолженности;
- Сумма задолженности.
На основании такой справки, составляется инвентаризационный акт по поставщикам и прочим кредиторам по форме ИНВ-17.
Результатом инвентаризации нередко становится списание кредиторской задолженности. Такие списания (точнее, их правомочность) становятся объектами обязательной проверки в ходе последующих инвентаризаций
Это особенно важно на крупных многопрофильных предприятиях, для которых неотфактурованные поступления сырья и материалов являются едва ли не повседневным делом
Этапы проведения
Вся работа по проверке наличных и безналичных позиций в имении государственного учреждения делится на несколько этапов.
Первый этап – подготовка. К началу проверки бухгалтерия должна завершить работу со всеми документами о поступлениях и выдачах материальных ценностей, а также провести необходимые записи в перечне реестров аналитического учета, заблаговременно определив остатки на день проведения проверки.
Вам будет интересно:Колумбийский песо: фото и описание, история, курс
Второй этап – непосредственное проведение инвентаризации в бюджетном учреждении. Подготавливаются соответствующие бланки для внесения в них данных по результатам проверки, вносятся имена членов комиссии, производится подсчет, взвешивание, замер конкретных позиций, подлежащих инвентаризации, после чего помещения, подверженные проверке, опечатываются для предотвращения подлога или последующего хищения проинвентаризированного имущества.
Третий этап – оформление инвентаризационных описей. Конкретно установленными действующим законодательством формами регламентируется заполнение результатов проверки по основным средствам, нематериальным активам, другим НМА и запасам, наличию денежных средств и ценностей, а также бланков строгой отчетности, расчетов с дебиторами и кредиторами и материальных средств на хранении.
Четвертый этап – проведение проверки заполненных описей. Здесь подводятся итоги инвентаризации основных средств в бюджетном учреждении, обязательств, активов и денежных средств. На данном этапе выявляются излишки и недостачи имущества предприятия.
Сверка расчетов по страховым взносам с внебюджетными фондами
Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками страховых взносов. Контроль за уплатой страховых взносов осуществляют Пенсионный фонд и его территориальные органы (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ)).
В соответствии с п. 11 ст. 18 Закона N 212-ФЗ на основании заявления учреждения (плательщика страховых взносов) об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. Форма решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 9 ст. 18 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что по предложению ПФР или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов. В случае обнаружения факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению ПФР или плательщика страховых взносов также может быть проведена совместная сверка расчетов по страховым взносам. Результаты сверок расчетов оформляются актом, подписываемым ПФР и плательщиком страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
Форма акта совместной сверки расчетов утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н. Заметим, что формой акта предусмотрена его отправка лично или почтовым отправлением. Возможности направления организацией акта сверки по телекоммуникационным каналам связи Закон N 212-ФЗ не предусматривает.
Ю.Некрасова
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности»
Приказ на проведение инвентаризации образец в бюджетном учреждении
Методических указаний с учетом положений порядка ведения кассовых операций в русской федерации, утвержденного решением совета директоров цб рф от 22. Кредит счета 0 101 00 410 уменьшение цены главных средств по подходящим счетам аналитического учета. Не разбираюсь в тонкостях хранения вертолетов, но приказ оформляется обыденным образом (эталон есть на веб-сайте). потому при проведении годичный инвентаризации в октябре ноябре 2014 года экономные учреждения продолжали управляться уже отлично известной аннотацией. При инвентаризации построек, сооружений и другой недвижимости комиссия инспектирует наличие документов, подтверждающих нахождение обозначенных объектов на балансе учреждения здравоохранения.
В нашей компании работают исключительно профессионалы в своей области с большим опытом работы. Эта запись послужит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества по учетным данным к началу инвентаризации. При подсчете фактического наличия денежных документов, денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, оплаченные путевки в санатории и дома отдыха, талоны на бензин и т.
Образец приказа на инвентаризацию в бюджетном учреждении
- Основные средства, применяемые для производства готовой продукции и необходимые для организации рабочего процесса. Сюда попадают помещения, в которых осуществляется деятельность, техническое оснащение сотрудников, в том числе хозяйственное оборудование, транспортные средства, промышленные электрические сети, газовые разводки, вентиляционное оборудование и т. д.
- Товарно-материальные ценности, в которых нуждается производство.
- Готовая продукция, расположенная на складах или находящаяся в стадии отправки потребителю;
- Суммы наличных средств, необходимых для операционной деятельности компании или организации.
- Ценные бумаги, принадлежащие компании и располагающиеся на ее территории.
- Дебиторская задолженность, являющаяся активом организации любой формы собственности.
Арендованные ОС также подлежат инвентаризации. Ее результаты записываются в отдельную опись. Издание же отдельного приказа по инвентаризации арендованных основных средств не требуется, т.к. такая инвентаризация проводится одновременно с проверкой всех ОС в организации.
Инвентаризация обязательств
Инвентаризация обязательств в бюджетном учреждении направлена на установление достоверной финансовой информации об отчетности и бухгалтерском учете, в процессе которого специалистами определяется наличие и состояние долгов казенного предприятия. Проверку каких объектов предусматривает инвентаризация обязательств? Сюда относятся:
- предметы кредитов, займов, ссуд;
- конкретные налоги и сборы;
- предметы социального страхования;
- поставка товаров;
- выполнение работ и услуг,
- уровень заработной платы.
Вам будет интересно:Встречная проверка документов: сроки, требования и особенности проведения
В ходе проверки директором определяется состав проверочной комиссии. Та, в свою очередь, занимается оценкой правомерности проводимого бухгалтерского учета. Выявляются задолженности по своевременной оплате кредитов и процентов по кредитам, определяется соответствие цифр в договорах и финансовой отчетности. Инвентаризация касается и налоговой отчетности – рассматриваются суммы, которые были разнесены на субсчета и которые должны соответствовать информации, внесенной в декларации.
В процессе выявления долгов перед социальными фондами сверяются перечисленные денежные суммы, выискиваются задолженности. Не менее внимательно осуществляется подход к рассмотрению заработной платы каждого сотрудника, с учетом обращения конкретного внимания на установленные недоплаты и переплаты.
Помимо всего прочего, ведется наблюдение и анализ расчетов с покупателями, поставщиками, клиентами, подрядчиками. Анализируются сроки оплаты платежных поручений, а также проверяются предоставленные авансовые отчеты.
Как составить приказ о проведении инвентаризации
В любой организации хотя бы раз в год проводится инвентаризация материальных ценностей. Для этого необходимо назначить специальную комиссию из числа уполномоченных работников и издать приказ о проведении инвентаризации. Порядок и график проведения инвентаризации в организации должен быть закреплен в учетной политике для целей бухучета (п. 4 ПБУ 1/2008). Однако инвентаризационная комиссия создается для каждого конкретного случая. Ее состав, полномочия, а также сроки проведения инвентаризации должны быть закреплены в отдельном внутреннем акте организации.
Обычно распоряжение о начале проверки издает руководитель организации в плановом или внеплановом порядке. Ответственным за такое мероприятие обычно является главный бухгалтер или другой работник бухгалтерии. Занимается подсчетом материальных ценностей специальная комиссия, члены которой должны быть ознакомлены с соответствующим локальным актом под подпись.
Инвентаризация имущества и финансовых обязательств: подготовка и документальное оформление
Необходимость проведения инвентаризаций предусмотрена ст. 11 закона «О бухучете» от 06.12.2011№ 402-ФЗ. Правила проведения инвентаризации имущества и финобязательств установлены Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.
Проверке в плановом порядке подвергаются все активы и обязательства, имеющиеся в компании.
К имуществу относят:
ОС и НМА;
- финансовые вложения;
- производственные запасы – материалы, топливо, сырье;
- готовую продукцию;
- товары;
- инвентарь;
- деньги и прочие активы.
Обязательства фирмы обычно представлены:
- задолженностью перед кредиторами – поставщиками, бюджетом, банками, персоналом, фондами;
- дебиторской задолженностью;
- сформированными резервами.
Порядок и сроки осуществления инвентаризации имущества и финансовых обязательств устанавливается руководителем фирмы, кроме ситуаций, когда проводится проверка, инициированная следственными органами, вышестоящими организациями и т.п. Обязательными считаются инвентаризации, проводимые перед составлением годовой бухотчетности, а также по какому-либо поводу – например, при смене материально-ответственных сотрудников, злоупотреблениях ответственных или должностных лиц, при передаче активов в аренду или при их продаже, после стихийных бедствий или хищений.
Процедура инвентаризации начинается с распоряжения руководителя (приказа об инвентаризации), в котором:
- определяется перечень видов имущества, подлежащих инвентаризации;
- назначается инвентаризационная комиссия с перечислением должностей и ФИО участвующих (для каждой из групп проверяемых активов или расчетов). Подобные постоянно действующие комиссии создаются на предприятии приказом администрации, в их состав входят специалисты разных отделов – технологи, финансисты, инженеры, при необходимости – независимые аудиторы. При проведении инвентаризации обязательным является присутствие всех членов комиссии;
- определяется круг лиц, ответственных за оформление и подготовку документов по инвентаризации;
- назначаются сроки проведения проверок и представления оформленных результатов.
Проведение инвентаризации любых активов предваряется выведением их учетных остатков на дату проверки. Процедура инвентаризации представляет собой сравнение имеющихся в наличии активов с данными бухучета.
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выявленным расхождениям
1. На суммы выявленных излишков основных средств, нематериальных активов производится запись по их оприходованию с учетом признака вида деятельности по рыночной стоимости:
Дебет 0 10101 310 «Жилые помещения»
Дебет 0 10102 310 «Нежилые помещения»
Дебет 0 10103 310 «Сооружения»
Дебет 0 10104 310 «Машины и оборудование»
Дебет 0 10105 310 «Транспортные средства»
Дебет 0 10106 310 «Производственный и хозяйственный инвентарь»
Дебет 0 10107 310 «Библиотечный фонд»
Дебет 0 10108 310 «Мягкий инвентарь»
Дебет 0 10109 310 «Драгоценности и ювелирные изделия»
Дебет 0 10110 310 «Прочие основные средства»
Дебет 0 10301 320 «Нематериальные активы»
Кредит 0 40101 180 «Прочие доходы»
2. Оприходование излишков материалов производится бухгалтерской записью с учетом признака вида деятельности по рыночной стоимости:
Дебет 0 10501 340 «Медикаменты и перевязочные средства»
Дебет 0 10502 340 «Продукты питания»
Дебет 0 10503 340 «Горюче-смазочные материалы»
Дебет 0 10504 340 «Строительные материалы»
Дебет 0 10505 340 «Прочие материальные запасы»
Дебет 0 10506 340 «Готовая продукция»
Кредит 0 40101 180 «Прочие доходы»
3. Выявленная недостача основных средств, нематериальных активов и отнесенная на виновных лиц оформляется следующими бухгалтерскими записями:
начисляется доход в сумме, отнесенной на виновное лицо и с учетом признака вида деятельности по рыночной стоимости:
Дебет 0 20901 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам основных средств»
Дебет 0 20902 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам нематериальных активов»
Кредит 0 40101 172 «Доходы от реализации активов».
Одновременно производится запись по списанию балансовой стоимости недостающего объекта с бухгалтерского учета:
Дебет счетов (на сумму начисленной амортизации)
0 10401 410 «Уменьшение стоимости жилых помещений за счет амортизации»
0 10402 410 «Уменьшение стоимости нежилых помещений за счет амортизации»
0 10403 410 «Уменьшение стоимости сооружений за счет амортизации»
0 10404 410 «Уменьшение стоимости машин и оборудования за счет амортизации»
0 10405 410 «Уменьшение стоимости транспортных средств за счет амортизации»
0 10406 410 «Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации»
Дебет 0 40101 172 «Доходы от реализации активов» (на недоамортизированную часть стоимости объекта)
Кредит 0 10101 410 — 0 10110 410 «Основные средства»
Дебет 0 10407 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов за счет амортизации» (на сумму начисленной амортизации)
Дебет 0 40101 172 «Доходы от реализации активов» (на неамортизированную часть стоимости объекта)
Кредит 0 10301 410 «Нематериальные активы»
4. Недостача материальных запасов, отнесенная на виновных лиц, отражается в учете с учетом признака вида деятельности по рыночной стоимости:
Дебет 0 20904 560 «Увеличение дебиторской задолженности по недостачам материальных запасов»
Кредит 0 40101 172 «Доходы от реализации активов».
Одновременно производится списание недостающих материалов по балансовой стоимости:
Дебет 0 40101 172 «Доходы от реализации активов»
Кредит 0 10501 440 — 0 10506 440 «Материальные запасы»
5. Списание материальных запасов в пределах норм естественной убыли оформляется записью:
по предпринимательской деятельности
Дебет 2 10604 340 (КОСГУ 272) «Увеличение стоимости изготовление материалов, готовой продукции товаров (работ, услуг)
Кредит 0 10501 440 — 0 10506 440 «Материальные запасы»
По другим видам деятельности
Дебет 0 40101 272 «Расходование материальных запасов»
Кредит 0 10501 440 — 0 10506 440 «Материальные запасы»
Общие положения
Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены основные задачи бухгалтерского учета, обеспечивающие упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах учреждений и организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Одним из звеньев задач бухгалтерского учета является инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств бюджетных учреждений.
Инвентаризация нефинансовых и финансовых активов и обязательств бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с:
- Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49;
- Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2004 N 70н (п. 7).
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с:
- Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 N 731;
- Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 N 68н (зарегистрирована в Минюсте России 22.10.2001 N 2986).
Инвентаризации подлежат все имущество учреждения независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств.
Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие учреждению, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально-ответственному лицу.
Основными этапами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете финансовых активов и обязательств.
Порядок проведения инвентаризации (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) определяется руководителем учреждения, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации учреждения;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Инвентаризация библиотечных фондов проводится в сроки, установленные Письмом Министерства финансов Российской Федерации «Об инвентаризации библиотечных фондов» от 04.11.1998 N 16-00-16-198, а именно:
- наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах, проверяются ежегодно;
- редчайшие фонды — один раз в 3 года;
- ценные фонды — один раз в 5 лет;
- фонды до 100 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
- фонды от 100 до 200 тыс. учетных единиц — один раз в 7 лет;
- фонды от 200 до 1 млн учетных единиц — один раз в 10 лет;
- фонды библиотек свыше 1 млн учетных единиц поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в покупных комплектующих деталях, изделиях, приборах, инструментах, оборудовании, вооружении и военной техники, находящихся в эксплуатации, а также размещенных в местах хранения (включая снятые с эксплуатации), производится один раз в год (по состоянию на 1 января).
Инвентаризация кассы
Не менее важным моментом в работе казенного предприятия является проверка кассы и хранящихся в ней денежных средств. Целью инвентаризации кассы в бюджетном учреждении является проверка реального учета на действующем участке кассовых операций, а также выявление соответствия информации в кассовых документах с фактической наличностью. Но в каких случаях проверка кассы является обязательной? Этому предшествуют следующие ситуации:
- передача казенного имущества в аренду или в собственность покупателя;
- канун составления годовой отчетности;
- смена МОЛ;
- выявление признаков кражи, хищения, порчи имущества;
- форс-мажорные ситуации;
- стихийные бедствия;
- аварии;
- чрезвычайные ситуации;
- ликвидация или реорганизация предприятия.
Перед проведением проверки все процессы по движению в кассе прекращаются, кассир предоставляет комиссии совокупность всех ПКО, РКО, денежных ведомостей. Будучи материально-ответственным лицом, он также подтверждает, что им сдана вся кассовая документация в бухгалтерию или самим членам комиссии, а также дает информацию о том, что все прибывшие средства оприходованы, а выбывшие – списаны. Затем наступает непосредственное проведение самой проверки, которая подразумевает обязательный пересчет всех наличных банкнот в кассе с их конкретным номиналом, а выявленная по итогу подсчета сумма сверяется с той, которая была указана кассиром в кассовой ведомости и остатках на конец периода. Если на предприятии присутствует контрольно-кассовая техника, проверка начинается со сверки чеков и вписанных в них сумм с данными в программе. Не обходят стороной и отсутствие перелимита в кассе – сумма на остатках не должна превышать граничного его значения. Нужно также заметить, что помарки, ошибки и вычерки в кассовых документах недопустимы. По окончании инвентаризации кассовых средств в двух экземплярах комиссией составляется акт инвентаризации. Один из них передается в бухгалтерию, другой остается у МОЛ в лице кассира.
Возмещение ущерба
Статьями 246 — 248 Трудового кодекса РФ, вступившего в действие с 01.02.2002 (от 30.12.2001 N 197-ФЗ), даны правовые определения размера причиненного ущерба, причин его возникновения и порядок возмещения.
Согласно приведенным правовым нормам взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суд.
Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить указанный ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.
Возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.
Если причиненный ущерб обнаружен в результате инвентаризации материальных ценностей или ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности учреждения, то днем обнаружения материального ущерба считается день подписания соответствующего акта или заключения проверяющими.
Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.
При получении решения суда суммы, отнесенные на виновных лиц, уточняются в соответствии с исполнительным листом и отражаются в регистрах бухгалтерского учета.
Срок обращения администрации учреждения в суд по вопросам взыскания с работника причиненного им материального ущерба, установлен ст. 392 ТК РФ — один год со дня обнаружения ущерба. В случае пропуска срока исковой давности по уважительным причинам он может быть восстановлен судом.
Л.Г.Котовская
Консультант-эксперт
по бюджетному учету
ИД «Советник бухгалтера»
Расчеты с бюджетом
Сверка расчетов по налогам и другим платежам в бюджет и внебюджетные фонды ничем не отличается от инвентаризации расчетов с поставщиками. В обоих случаях конечной целью является проверка правильности отражения в учете суммы, даты возникновения и причины возникновения задолженности.
В ходе инвентаризации расчетов по налогам проверяется также правильность начисления налогов и своевременность подачи соответствующих отчетов в налоговые органы.
Очень важно ранжировать задолженность по налогам на текущую (срок оплаты не наступил) и просроченную. Пени и штрафы необходимо учитывать отдельно
Оформление документов по итогам инвентаризации
Информация о наличии активов и достоверности учитываемых обязательств фиксируется в инвентаризационных описях или актах инвентаризации. Заполняют их по определенным правилам: на каждой странице подсчитывают число проверенных позиций и их суммарный итог в натуральных и денежных значениях. Пустые строки обязательно прочеркиваются.
Установленные расхождения фактических данных от учетных записываются в сличительных ведомостях. На основе полученных объяснений ответственных лиц руководитель принимает решение о способах списания недостач. Излишки имущества приходуются.