Инспекция не вправе контролировать цены по «взаимозависимым» сделкам в рамках камеральных и выездных проверок

Рубрикатор

  • НДС 2020. Вычет НДС
  • Страховые взносы 2020
  • Декларация НДС 2020
  • УСН доходы 2020. Все об упрощенной системе налогообложения 2020. Упрощенка
  • Учет затрат. Учет расходов и доходов
  • Бухгалтерский учет. Бухучет
  • ФСС. 4 Форма ФСС 2020
  • Торговый сбор 2020
  • ЕНВД в 2020. Единый налог на вмененный доход
  • Товарный знак
  • Декретные
  • Детские пособия 2020
  • Больничный лист 2020
  • Командировочные расходы 2020
  • Отпускные 2020. Расчет отпускных
  • НДФЛ 2020
  • ИП налоги 2020. Индивидуальный предприниматель — все о налогах
  • Транспортный налог 2020
  • Заработная плата, трудовые отношения
  • Пенсионный фонд. Новости. Статьи
  • Налог на прибыль 2020
  • Материнский капитал 2020
  • Первичные документы
  • Налог на имущество 2020
  • Исправляем ошибки учета. Штрафы, пени.
  • ККМ, ККТ, наличные и безналичные расчеты
  • Налоговые( выездные, камеральные) и другие проверки
  • Новое в законодательстве
  • Основные средства, НМА, учет материалов,товаров, склад, убыль
  • Отчетность: налоговая, бухгалтерская.

Подготовка и представление документации в целях налогового контроля

С 1 января 2012 г. в соответствии с п. 1 ст. 105.15 НК РФ на налогоплательщика возлагается новая обязанность — представлять по требованию ФНС документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании.

Это может быть или совокупность документов, или единый документ, составленный в произвольной форме (если составление таких документов по установленной форме не предусмотрено законодательством РФ) и содержащий ряд сведений о лицах, сделках, методах, а также о корректировках налоговой базы. Назовем некоторые из них.

Во-первых, это сведения о деятельности налогоплательщика, совершившего контролируемую сделку, связанной с этой сделкой (перечень лиц, с которыми совершена контролируемая сделка, описание самой сделки, ее условий, включая описание методики ценообразования, условия и сроки осуществления платежей по этой сделке и прочая информация о сделке).

Во-вторых, сведения об использованных методах, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ (в случае использования этих методов), например:

  • обоснование причин выбора и способа применения используемого метода;
  • указание на используемые источники информации;
  • расчет интервала рыночных цен по контролируемой сделке с описанием подхода, используемого для выбора сопоставимых сделок;
  • сумма полученных доходов (прибыли) и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) в результате совершения контролируемой сделки, сведения о полученной рентабельности;
  • сведения о прочих факторах, которые оказали влияние на цену (рентабельность), примененную в контролируемой сделке;
  • произведенные самим налогоплательщиком корректировки налоговой базы и сумм налога.

Какие именно документы может запросить ФНС при проверке контролируемых сделок? Это договоры, платежные документы, счета-фактуры, бухгалтерские справки-расчеты, иные документы, которые могут свидетельствовать о размере участвовавших в сделке активов, величине прибыли, полученной по сделке, и т.д. Перечень запрашиваемой ФНС информации не мешает налогоплательщику представить иные сведения, послужившие базой для определения рыночной цены и сопоставления цены сделки с рыночными.

Обратите внимание! Детальность и основательность представляемой в налоговые органы документации должны быть соразмерны сложности сделки и формированию ее цены (рентабельности сторон сделки) (п. 6 ст

105.15 НК РФ).

В п. 4 ст. 105.15 дан перечень сделок, в отношении которых ФНС не вправе требовать представления документации, подтверждающей соответствие цен в сделке рыночным ценам (при этом налогоплательщик в таких случаях может представить документацию в добровольном порядке). Речь идет о сделках:

  • цены которых применяются в соответствии с предписаниями антимонопольных органов либо являются регулируемыми;
  • с лицами, с которыми налогоплательщик не является взаимозависимым;
  • с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • в отношении которых заключено соглашение о ценообразовании для целей налогообложения.

Обратите внимание! Федеральная налоговая служба может истребовать у налогоплательщика всю вышеперечисленную документацию не ранее 1 июня года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. По сути, ст

105.15 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность доказывать налоговому органу обоснованность применяемых цен. С одной стороны, налогоплательщик должен производить громоздкие расчеты, с другой стороны, представление этих документов позволит организации самостоятельно обосновать применение той или иной цены в сделке. А значит, появляется возможность доказать налоговому органу «рыночный» характер этих цен, не дожидаясь, как раньше, пока налоговики примут решение о доначислении налога

По сути, ст. 105.15 НК РФ возлагает на налогоплательщика обязанность доказывать налоговому органу обоснованность применяемых цен. С одной стороны, налогоплательщик должен производить громоздкие расчеты, с другой стороны, представление этих документов позволит организации самостоятельно обосновать применение той или иной цены в сделке. А значит, появляется возможность доказать налоговому органу «рыночный» характер этих цен, не дожидаясь, как раньше, пока налоговики примут решение о доначислении налога.

Ответственность за неуплату налогов в результате заключения сделок между взаимозависимыми лицами

Налоговым кодексом предусмотрена ответственность за занижение сумм налогов, явившееся результатом заключения сделок по ценам, не соответствующим рыночным. Федеральным законом N 227-ФЗ в Кодекс введена новая ст. 129.3.

Согласно п. 1 данной статьи неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. Установив такое достаточно суровое наказание, законодатель ввел переходный период, предусмотрев поэтапное увеличение штрафов, — см. п. 9 ст. 4 Федерального закона N 227-ФЗ. Так, при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2012 г., применяется порядок, действующий до этой даты. Напомним, что за указанное правонарушение ст. 122 НК РФ предусматривает взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога (40% — за умышленную неуплату). За налоговые периоды 2012 — 2013 гг. налоговая санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ, не применяется. То есть должны применяться штрафы, указанные в ст. 122 НК РФ. В последующие годы привлечение к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 129.3, осуществляется в следующем порядке. При вынесении решений о доначислении налогов:

  • за налоговые периоды 2014 — 2016 гг. налоговая санкция применяется в размере 20% неуплаченной суммы налога, оговорка о 30 000 руб. не применяется;
  • за налоговые периоды начиная с 2017 г. будет применяться санкция, предусмотренная п. 1 ст. 129.3 НК РФ.

Пунктом 2 ст. 129.3 установлены обстоятельства, исключающие ответственность за указанное правонарушение. В частности, освобождаются от нее налогоплательщики:

  • при условии представления ими ФНС документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ;
  • в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.