Еще больше банковских операций освободили от НДС

Банк в роли финансового агента

Рассмотрим, правомерно ли освобождение от налогообложения тех операций, которые банк осуществляет в качестве финансового агента.

В силу п. 1 ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом. Согласно ст. 825 ГК РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации.

Ни пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ни ст. 5 Закона N 395-1 операции финансирования под уступку денежного требования к банковским операциям не относят. Эти операции не могут быть признаны таковыми и в связи с тем, что в качестве финансового агента может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и любая коммерческая организация.

Примечание. Операции финансирования под уступку денежного требования облагаются НДС в общем порядке, поскольку они не упомянуты в перечнях банковских операций (пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ, ст. 5 Закона N 395-1), а в качестве финансового агента может выступать не только банк или иная кредитная организация, но и любая коммерческая организация.

Министерство РФ по налогам и сборам в Письме от 15.06.2004 N 03-2-06/1/1371/22 (далее — Письмо N 03-2-06/1/1371/22) указало, что операции финансирования под уступку денежного требования, осуществляемые банками по лицензии на осуществление банковской деятельности, не предусмотрены в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ и в связи с этим, независимо от условий договора финансирования, подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18%. Кроме того, из разъяснений в Письме N 03-2-06/1/1371/22 следует, что на основании ст. 168 НК РФ финансовый агент — банк при оказании клиенту услуг финансирования под уступку денежного требования обязан составить счет-фактуру в двух экземплярах не позднее пяти дней с момента получения финансовым агентом от клиента — поставщика товаров (работ, услуг) всех документов, удостоверяющих право требования к должнику. Один экземпляр счета-фактуры передается клиенту, а второй регистрируется финансовым агентом — банком в книге продаж в сроки, установленные п. 8 ст. 167 НК РФ.

Также следует иметь в виду, что, кроме вознаграждения на основании ст. 162 НК РФ, подлежат налогообложению денежные средства, полученные финансовым агентом в виде разницы между средствами, полученными от должника, и денежными средствами, перечисленными клиенту (с учетом вознаграждения, если оно удерживается финансовым агентом).

В судебной практике по данному вопросу высказана аналогичная точка зрения (см. Постановление ФАС Центрального округа от 13.12.2007 N А09-1310/07-24-29, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2005 N А56-45999/04).

Обзор документа

Операции по реализации слитков драгметаллов, осуществляемые банками и отражаемые по обезличенным металлическим счетам клиентов (в т. ч. физлиц), без изъятия слитков из сертифицированных хранилищ освобождены от обложения НДС.

Кроме того, осуществляемые банками финансовые операции с использованием драгметаллов в слитках налогом также не облагаются.

Соответственно, налоговое законодательство позволяет обеспечить сбережения накоплений граждан в слитках золота без отвлечения их денег на уплату НДС.

Минфин России считает нецелесообразным освободить от обложения НДС операции по реализации слитков драгметалла, если они изъяты из хранилищ. В противном случае это приведет к освобождению от налогообложения операций по реализации слитков, которые в дальнейшем могут использоваться не для сбережения накоплений, а на иные цели (в т. ч. для изготовления ювелирных изделий).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 сентября 2011 г. N 03-07-14/92 О возможности освобождения от налогообложения НДС операции по реализации населению слитков золота

14 октября 2011

Вопрос: В сложившейся ситуации на рынке хотелось бы вложить часть сбережений в драгоценные металлы. Нельзя ли отменить НДС на мерные слитки, продаваемые в банках РФ?

Ответ: В связи с Вашим письмом, поступившим из Управления по работе с обращениями граждан и организаций Администрации Президента Российской Федерации, с просьбой освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации населению слитков золота, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом статьей 149 Кодекса установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению этим налогом.

Так, в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации драгоценных металлов в слитках Центральным банком Российской Федерации и банками освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Центрального банка Российской Федерации или хранилищах банков). Данное освобождение применяется в отношении как юридических, так и физических лиц. Поэтому операции по реализации слитков драгоценных металлов, осуществляемые банками и отражаемые по обезличенным металлическим счетам клиентов, в том числе физических лиц, без изъятия слитков драгоценных металлов из хранилищ, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается осуществление банками банковских операций.

На основании статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» к банковским операциям относятся операции по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов.

Таким образом, при осуществлении банками финансовых операций с использованием драгоценных металлов в слитках указанные операции не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с действующими нормами главы 21 Кодекса.

Учитывая изложенное, действующим законодательством по налогу на добавленную стоимость предусмотрены нормы, позволяющие обеспечивать сбережения накоплений граждан в слитках золота без отвлечения денежных средств граждан на уплату налога на добавленную стоимость.

Принятие положительного решения об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость любых операций по реализации населению слитков золота, изымаемых из сертифицированных хранилищ, приведет к освобождению от налогообложения операций по реализации слитков, которые в дальнейшем могут использоваться не с целью сбережения накоплений, а на иные цели, в том числе для изготовления ювелирных изделий.

Учитывая изложенное, освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации слитков золота, в случае их изъятия из сертифицированных хранилищ, считаем нецелесообразным.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 сентября 2011 г. N 03-07-14/92

Текст письма официально опубликован не был

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.