Нормативно-правовая база ЕАЭС
В первую очередь нужно определить, что означает ЕАЭС, а именно Евразийский экономический союз. ЕАЭС — это содружество ряда государств (а именно: РФ, Белоруссии, Казахстана, Армении, Кыргызстана), которое представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции. В рамках ЕАЭС обеспечена свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы благодаря организации таможенного союза стран — участниц объединения.
Каждое государство, входящее в состав ЕАЭС, имеет свое законодательство, в том числе и в сфере взимания налогов и сборов. При этом международная организация предполагает равноправие всех участников Союза, поэтому в рамках объединения невозможно отдать приоритет законодательству одного государства перед правовым полем других стран-участниц. В связи с этим в основном источнике права ЕАЭС, Договоре о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014 ) (далее — Договор о ЕАЭС), установлены единые механизмы регулирования в различных областях законодательства на территории стран ЕАЭС. Отдельно определен порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Протокол, представленный в Приложении N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015).
Другим основополагающим международным правовым документом, который регулирует в том числе и порядок уплаты НДС при реализации товаров (работ, услуг) в рамках ЕАЭС, является Таможенный кодекс Таможенного союза, который регламентирует вопросы таможенного регулирования, в том числе порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Союза.
При этом новый Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС (далее — ТК ЕАЭС) был подписан в Москве 11 апреля 2017 года. Теперь государствам — членам ЕАЭС предстоит провести его ратификацию. ТК ЕАЭС вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении странами ЕАЭС необходимых внутригосударственных процедур, что планируется на начало 2018 года.
ТК ЕАЭС включает 9 разделов и 61 главу, в Приложениях содержатся Порядок взаимодействия таможенных органов стран — участниц ЕАЭС при взыскании таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, Перечень сведений для обмена информацией на регулярной основе, а также перечень международных договоров, прекращающих свое действие.
ТК ЕАЭС призван существенно упростить таможенные процедуры, переведя их в электронный вид. Вообще электронным технологиям отводится видное место в новых правилах регулирования деятельности внутри Союза.
До момента, пока Таможенный кодекс ЕАЭС не вступит в силу, применяются положения Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС).
Нормы международного права имеют большую силу перед налоговыми правилами и нормами, установленными национальным законодательством, в нашем случае — Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ). Но в международном Договоре в основном урегулированы вопросы распределения налоговой нагрузки между хозяйствующими субъектами, представляющими страны ЕАЭС, а практические правила расчета налогов можно взять только из национального законодательства, в частности НК РФ.
Одним из примеров, когда нужно пользоваться нормами НК РФ, являются отношения между резидентом государства и нерезидентом, имеющим в этом государстве представительство, зарегистрированное в качестве самостоятельного налогоплательщика. В такой ситуации применяется налоговое законодательство только данного государства, будь то РФ, Республики Белоруссия, Армения или Казахстан (Письмо Минфина России от 18.08.2016 N 03-07-14/48505).
НДС при УСН
С налоговой точки зрения экспорт товаров в страны-участницы ЕАЭС практически не отличается от «обычного» экспорта в другие страны. В этом случае тоже применяется ставка НДС 0 процентов. И ее также нужно подтвердить путем подачи в налоговый орган пакета документов.
Обратите внимание: эти обязанности возникают только у организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения (ОСНО). Ведь в списке исключений, установленных в ст. НК РФ для плательщиков УСН, «экспортного» НДС (в отличие от «ввозного») нет
Это означает, что для организации-«упрощенщика» выход на зарубежные рынки сбыта вообще каких-либо особенностей в части налогообложения не принесет: никаких дополнительных обязанностей по сбору документов, составлению «нулевых» счетов-фактур, оформлению заявлений и специальных деклараций в данном случае у них не возникает. Все как обычно, словно товар продан российскому контрагенту.