Цели и инструменты
Единственная оправданная цель вмешательства государства — это преодоление кризисных явлений, экономическая стабилизация. Конкретнее, фискальная политика должна обеспечивать:
- увеличение объемов производства;
- борьбу с инфляцией;
- борьбу с безработицей;
- и как следствие, устойчивый экономический рост.
Борьба с безработицей сводится к обеспечению занятости и преодолению циклов безработицы. В части борьбы с инфляцией производится коррекция ценовой политики внутри страны и обеспечение стабильных и приемлемых цен на товары народного потребления.
Ряд инструментов позволяет государству стабилизировать экономику:
- трансферты;
- налоги;
- система госзакупок.
Что такое бюджетно-налоговая политика?
Бюджетно-налоговая политика (иначе – фискальная политика) – это инструмент государственного регулирования макроэкономических процессов. Т.е. влияние оказывается не на конкретные организации или людей, но на экономику как систему.
Последние новости:
- Лукашенко назначил премьер-министром Романа Головченко
- Сбербанк РФ: экономика Беларуси избежала обвала, но работает на склад
- Цель бюджетно-налоговой политики – достижение желательного для государственной власти состояния экономики.
- Проведение бюджетно-налоговой политики – изменение условий и направление регулируемых государством денежных потоков таким образом, чтобы достичь желаемого результата.
Наглядный пример бюджетно-налоговой политики – изменение налоговых ставок и увеличение/уменьшение государственных выплат населению или группам организаций, для повышения/снижения спроса, предложения, объема инвестиций.
Цели бюджетно-налоговой политики могут разниться в зависимости от конкретной ситуации. Главными из этих целей обычно выступают:
- Экономический рост;
- Высоки уровень занятости;
- Стабильный уровень цен – т.е. низкая инфляция.
У любой фискальной политики есть одна обязательная черта – стремление к стабилизации. Так происходит потому, что никакая, даже самая гибкая экономическая система не может извлечь из внезапно благоприятных обстоятельств выгоду, сравнимую с потерями от равных по силе негативных перемен. Экономика это структура, имеющая устоявшиеся количественные показатели и пропорции. Быстро освоить дополнительные ресурсы для нее также сложно, как машине принять топливо сверх объема бака. Но при недостатке ресурсов система предсказуемо замедляется, а иногда и разрушается.
Бюджетно-налоговая политика – механизм, состоящий из множества параллельных и некоторого числа последовательных операций. Делать такую политику «вручную», адресно, не просто хлопотно, а скорее невозможно. Потому реализация фискальной политики сводится к принятию государством некоторых решений, результатом которых должны стать определенные изменения в экономике страны.
Устойчивость функционирования бюджетно-налоговой политики зависит, более всего, от внутренней согласованности целей и операций всей структуры.
Однако в ситуациях с множеством переменных даже самые видные экономисты преуспевают более в отыскании причин уже произошедшего, чем в построении сбывающихся прогнозов. Бюджетно-налоговая политика, хотя и пользуется математическим аппаратом, точной наукой не является. Это неизбежное следствие того факта, что решения в экономике принимаются людьми на основе их собственной психологии, а не в результате точных расчетов.
Здесь мы попытаемся описать известные зависимости и инструменты фискальной политики. Такие инструменты есть, они обоснованы теорией, проверены практикой, показывают относительно высокую надежность и управляемость при расчете «на один ход вперед».
Эффект вытеснения
В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.
Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами
Виды
В норме фискальная государственная политика должна быть автоматической. При ее проведении государство влияет на баланс доходов и расходов минимально и с помощью естественных стабилизаторов (налогов, пособий). В период экономического кризиса эти инструменты становятся малоэффективными. Требуется прибегать к дискреционным способам регулирования. Они могут быть сдерживающими и стимулирующими.
При экономическом спаде применяются стимулирующие методы, способные повысить спрос на товары, производящиеся в стране. В качестве примера можно привести снижение ставок налогов, дающее «передышку» и обеспечивающее конкурентные преимущества отечественному производителю. При перегреве экономики, который грозит высокой инфляцией, нужно применять сдерживающие инструменты. Самые распространенные из них — увеличение налоговых ставок одновременно с увеличением объемов государственных закупок.
Цели фискальной политики могут достигаться другими способами:
- изменением структуры госрасходов (их урезанием);
- манипулированием налогами;
- изменением трансфертных платежей.
Недостатки
- Эффект вытеснения. Это повышение процентных ставок из-за увеличений расходной части бюджета, которого не избежать в кризисные периоды.
- Внутренний лаг. Решение о «ручном» регулировании никогда не принимается сразу. Как правило, оно созревает, когда государственное вмешательство (например, повышение или понижение ставки налога) давно необходимо. Промежуток времени, который требуется на принятие решения, называют внутренним лагом.
- Сложности анализа ситуации. Задержки возникают потому, что в кризисные периоды невозможно или трудно тщательно проанализировать ситуацию.
- Дефицит бюджета. Он в разной степени присутствует всегда при стабилизации экономики методами дискреционной политики.
Дефицит государственного бюджета. Государственный долг
Бюджетный дефицит – сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.
Государственный долг – сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).
Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными – дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.
Концепции балансировки:
— ежегодное балансирование
— балансирование в ходе экономических циклов
— функциональных финансов
Ежегодное балансирование – малоэффективно, т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов – уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема – в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.
В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.
Бюджетно-налоговая политика (фискальная)- политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.
Целями фискальной политики являются обеспечение:
1) стабильного экономического роста;
2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).
Фискальную политику проводит правительство.
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
1) государственные закупки;
2) налоги;
3) трансферты.
Выделяют два вида фискальной политики:
1) стимулирующую
2) сдерживающую.
Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующейфискальной политики. В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.
Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»( чрезмерное финансирование экономического роста, «перекредитование», избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).
В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую.
Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия. Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.