Что относится к налоговым рискам организации

Классификационные виды фискальных рисков

В первую очередь, виды фискальных рисков рассматриваются с позиции двух сторон бюджетно-налогового процесса: государства как законодателя и собирателя средств в форме налогов и организаций, которые выступают в роли налогоплательщиков. Для организации-налогоплательщика имеются три основных подхода к принятию решения, способного предопределить налоговые последствия.

Виды различных налоговых рисков сопутствуют также законотворческой и фискальной функции государства. Система налоговых правоотношений – достаточно сложная и многофакторная. Она тесно связана со всеми отраслями права и многочисленными экономическими механизмами макро- и микроуровней. Данные риски возникают в моменты принятия решений:

  • в сфере изменения и развития системы налогов и сборов;
  • по уточнению обязанностей и прав участников налоговых правоотношений;
  • о заключении международных соглашений в сфере регулирования вопросов налогообложения;
  • в ходе выполнения контрольных функций;
  • в ходе споров и судебных разбирательства с налогоплательщиками.

Классификация налоговых рисков также предусматривает в своем составе признаками, которые отделяют интересы государства и налогоплательщика. Основные критерии для деления рисков на классы в своем составе насчитывают семь групп. Классификационная таблица представляется вашему вниманию ниже.

Каждый из указанных в таблице признаков заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же остановимся лишь на первом признаке уровня вероятности реализации. Рассмотрим каждый из обозначенных по нему видов.

  1. Высокий налоговый риск. Критерии для данного вида включают факты: нарушение налогового законодательства, позиция Минфина и (или) ИФНС обоснована и неблагоприятна, судебная практика свидетельствует против организации либо отсутствует.
  2. Средний налоговый риск. К нему относятся следующие выполненные критерии: отсутствие формального факта нарушения налогового кодекса, позиция ИФНС и (или) Минфина РФ сформировалась против решения налогоплательщика, а судебных прецедентов нет, или позиция судов не ясна.
  3. Низкий риск. Удовлетворены следующие критерии для данного вида: судебная практика складывается в пользу налогоплательщиков, позиция фискальных органов неблагоприятна, нарушений законодательства нет.

Классификация рисков

Разделение форс-мажорных обстоятельств на группы производят по нескольким критериям.

С учетом причин возникновения риски могут быть:

Внешние Внутренние
Такие налоговые риски предприятия субъект хозяйствования не может устранить самостоятельно. Они не зависят:
  • от политики компании;
  • желаний учредителей;
  • решений руководителя.

Ущерб может быть причинен в результате внесения на государственном уровне корректировок в действующие правила налогообложения.

Одна из причин заключена в политической конъюнктуре и макроэкономических показателях в избранной сфере деятельности.

Эти налоговые риски организации полностью подконтрольны субъекту хозяйствования.

Вероятность возникновения убытков возрастает при неграмотно проводимой финансовой политике и снижается при росте эффективности управленческих решений.

Внутренний тип рисков может быть обусловлен следующим набором факторов:

  • применяемая система налогообложения (максимальные налоговые риски бизнеса присущи ОСНО, на спецрежимах короче перечень налогов и сборов, меньше отчетности и более лояльные требования к порядку ведения бухгалтерского учета);
  • смена контрагентов;
  • расширение или сокращение штата;
  • дисбаланс дебиторской и кредиторской задолженности.

Применительно к временным интервалам виды налоговых рисков организации классифицируются на такие категории:

Текущие риски Прогнозируемые риски
Они актуальны в ближайшей перспективе.

Пример – истекает срок уплаты налога. Если субъект хозяйствования не уложится в отведенные для платежей дни, он рискует понести ущерб в виде штрафа, пеней.

Для них характерно отсутствие предпосылок для появления негативного эффекта в настоящем времени, но в будущем предпринимаемые действия могут стать причиной материальных потерь.

Поэтому оценка налоговых рисков может осуществляться заблаговременно. Их минимизируют путем включения в договор пунктов о мерах воздействия на недобросовестного участника отношений.

Например, компания решила сменить поставщика продукции, заключив контракт с новым контрагентом. На дату подписания соглашения операция не является рискованной, но через месяц или год новый продавец сырья может оказаться недобросовестным контрагентом в налоговом смысле.

Приведенный перечень не является закрытым.

Что касается налоговых рисков государства, то они могут быть обусловлены постоянно меняющейся политической обстановкой. Страна может потерпеть убытки в результате введения против нее санкций от других участников глобального взаимодействия.

Вот другие разновидности рисков:

  • несовершенство налогового контроля;
  • риски, связанные с возможным ростом налоговой нагрузки.

Отметим, что критерии оценки налоговых рисков могут помочь определить степень значимости текущих правовых перемен. А именно:

  • могут ли действующие нормы законов двояко трактоваться;
  • могут ли возникнуть у предприятия из-за этого споры с контролирующими структурами.

Также см. «Анализ по НДФЛ: налоговые риски плательщиков и налоговых агентов».

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.

Двадцать пять лет назад начался отсчет становления и развития новой налоговой системы России. В 1991 году вновь созданная налоговая инспекция воспринималась бывшими кооператорами, в одночасье ставшими бизнесменами, не как источник многочисленных угроз, а как почти факультативное веление времени. Предписания государства платить несущественные по тем временам налоги воспринимались вполне естественно. Отрезвление произошло достаточно быстро, налоговые риски вошли в состав основных угроз предпринимательской деятельности, и с тех пор эволюционируют, непрерывно совершенствуясь.

Оптимизация налога на имущество организаций

Для оптимизации налога на имущество организаций необходимо проанализировать факторы влияния на величину налога, вьделив при этом факторы внутренние и внешние.

Согласно Налоговому кодексу, налог на имущество определяется по следующей формуле:
Н=Ср. х Ст.,

где Н – величина налога на имущество (авансового платежа по налогу) за налоговый (отчетный) период;

Ср. – среднегодовая стоимость имущества за налоговый период (средняя стоимость имущества за отчетный период), рассчитываемье на основе данных об остаточной стоимости основных средств (первоначальной или восстановительной стоимости за вычетом амортизационных отчислений);

Ст. – ставка налога.

Как видно из приведенной формулы, на величину налога влияет как размер стоимости имущества (внутренний фактор), так и налоговая ставка (внешний фактор).

Очевидно, что на величину ставки организация повлиять не может, так как она устанавливается Законом субъекта РФ.

Что же касается стоимости имущества, являющейся налоговой базой для данного налога, то и здесь можно вьделить самостоятельные факторы, которые по степени влияния на величину налоговой базы можно разделить на факторы активные и пассивные.

К пассивному фактору можно отнести количество и первоначальную стоимость основных средств, зависящие не столько от налоговой политики организации, сколько от ее потребности в ресурсах для осуществления нормального производственного процесса. Однако не следует забывать, что организация может располагать и определенным количеством ненужных основных средств, реализация которых позволит уменьшить налоговую базу до разумных размеров, отвечающих действительной на данный момент потребности в ресурсах.

К активному фактору следует отнести амортизационную политику организации, так как способ начисления амортизации, оказывающей существенное влияние на величину остаточной стоимости основных средств, на базе которой и определяется среднегодовая (средняя) стоимость имущества, всецело зависит от выбора организации и является элементом ее учетной политики.

Следует заметить, что налоговая база по налогу на имущество, в отличие от налога на прибыль, формируется на основе данных бухгалтерского, а не налогового учета.

В налоговом учете амортизацию разрешается списывать только двумя способами: линейным и нелинейным (п. 1 ст. 259 КК РФ). В бухгалтерском учете способов начисления амортизации четыре: линейный, способ уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально сумме чисел срока полезного использования, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

В большинстве случаев бухгалтеры стараются начислять амортизацию и в бухгалтерском и налоговом учете одинаково, то есть линейным способом, дабы не отражать возникающие из-за несовпадения способов разницы согласно ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Однако использование в бухталтерском учете других методов начисления амортизации позволяет быстрее списать стоимость основного средства. Тем самым организация сможет сэкономить на платежах налога на имущество, поскольку этим налогом облагаются объекты, учитываемые, как было уже сказано, по правилам бухгалтерского учета.

Управление налоговыми рисками

Основные моменты процесса управления:

  • организация работы сделок только с тем, контрагентом, который был полностью проверен;
  • всегда выполнять ряд правил, которые установлены действующим законодательством, и не выходить за их рамки при определении налоговой базы и требуемой суммы;
  • соответствие показателям, который считают приемлемыми для определенной сферы деятельности и налогообложения;
  • систематический анализ с проверкой результата и деятельности на соответствие требованиям.

В первую очередь для того, чтобы избежать различные отрицательные последствия, связанные с НР, требуется создать специальный контрольный орган на предприятии, который будет учитывать все возможные последствия и более эффективно контролировать ситуацию.

Также потребуется учесть все рекомендации от налоговой службы:

  • отсутствие сделок с сомнительным характером;
  • отказ от услуг подозрительной компании или контрагента;
  • проверка всех будущих партнеров;
  • документальное оформление любой операции с выполнением обязательных требований;
  • отслеживание изменений и дополнений в налоговом законодательстве РФ;
  • разработка своей системы управления НР.

Еще одним важным моментом считают необходимость постоянного повышения квалификации работников бухучета, что позволяет избегать большинства неправильных заполнений и технических ошибок.

НР подразумевают собой возможные отрицательные последствия для компании при невыполнении или неправильном трактовании законодательных норм, что приводит к неверному расчету налоговой базы. Для устранения таких моментов требуется выполнять все рекомендации налоговой и не нарушать правила, установленные законодательной базой.

https://youtube.com/watch?v=Sek8U2QLAEg%3F

Понятие налоговых рисков

Понятие налоговых рисков, к сожалению, в законодательстве не раскрыто. Это странно, поскольку явление долгие годы четко проявлено как на государственном уровне бюджетного устройства, так на корпоративном уровне экономической деятельности. Безусловно, современные вызовы (международный терроризм, санкции, экономический кризис) сдвигают акценты в оценке угроз и опасностей. Тем не менее, налоговые риски были и остаются одними из ключевых для всех субъектов социальных, финансово-правовых, фискальных и производственных отношений нашего общества.

Настоящие проблемы стоят не только перед Россией. Цивилизационные преобразования, скорее всего, неминуемы. Они во многом трансформируют и бюджетную структуру устройства национальных экономик. Следовательно, и налоговые системы ждут изменения. Взять, к примеру, вопросы социальных обязательств государства, среди которых один из ключевых – вопрос пенсионного возраста. Альтернатив его решения нет, есть только отсрочка. Все это означает, что налоговые риски находятся, скорее всего, в преддверии существенных структурных преобразований. И к этому нужно быть готовыми, а значит, требуется системное видение и понимание вероятностей неблагоприятных событий в данной сфере.

Если обратиться к базовому определению рисков и на его основе попытаться определить понятие налоговых рисков, то получится следующее. Налоговый риск – это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого субъект, принявший решение в сфере налогообложения, теряет или недополучает ресурсы, утрачивает ожидаемую выгоду или несет дополнительные финансовые и имиджевые издержки. В настоящем определении предпринята попытка уравновесить интересы противоположных сторон: государства и бизнес-организации.

Из общего объема представленного выше понятия намеренно исключены субъекты-налогоплательщики, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность. К ним относятся физические лица, некоммерческие и иные организации из числа государственных институтов. Бизнес, как известно, является основным донором бюджетных средств за счет установленной фискальной нагрузки на его экономику. В данном вопросе интересы плательщиков и фискальных органов разнонаправлены. Налицо диалектическое противоречие. Государство заинтересовано в лучшем наполнении бюджета, а организации стремятся снизить налоговое бремя для целей максимизации прибыли и успешности деятельности.

Налоговый риск как специфическая форма риска обладает следующими чертами:

  • отсутствие вероятности благоприятного исхода;
  • значительная удаленность по времени принятого решения и рискового события;
  • высокий уровень субъективности оценки риска;
  • состав вероятности факторов не стабилен во времени;
  • возможность возникновения новых рисков, предусмотреть которые было сложно в момент принятия решения;
  • фискальный риск относится одновременно к финансовым и правовым категориям.

Суть проблемы

  • безграмотность субъекта в финансовой и правовой сфере;
  • действующее законодательство получило неправильную форму трактовки;
  • фискальные нормы и ряд правил по налогообложению имеют двойственность;
  • не была получена информация о внесении изменений в правовую базу;
  • ошибки технического характера;
  • контрагенты имеют недобросовестность, что влияет на всю систему в целом.

Важно! Риски возникают и при прямом нарушении законодательных норм и НК РФ, и при косвенном. Любая форма нарушения имеет последствия, в том числе в финансовой сфере

При этом неумышленные нарушения не снимают ответственности.

Если было выявлено нарушение, то субъект попадает под наблюдение ФНС, в частности инициируются выездные проверки, которые позволяют оценить все риски на месте.

Причинами возникновения рисков могут быть различные действия, в том числе незаконные. Среди них:

  • контрагенты были выбраны без предварительной проверки;
  • сотрудники оформлялись в качестве ИП и получали гражданско-правовой договор;
  • используются офшоры в виде нелегальных схем или специальных компаний;
  • было произведено незаконное раздробление бизнеса;
  • персонал оказался арендован, то есть с ними не были заключены соответствующие договоры для отсутствия дополнительных выплат;
  • использование ТЦО.

НР при заключении договора могут возникать, если было преднамеренное включение в перечень контрагентов сомнительного лица или не проводилась достаточная проверка информации о партнере. В обоих случаях ответственность будет возложена на лицо, которое является налогоплательщиком. Этот момент зафиксирован в приказе ФНС РФ № ММ-3-06333.


Факторы, определяющие налоговые риски

Для устранения НР при совершении сделок на договорной основе потребуется выполнять несколько правил:

  • сбор полноценных данных по деятельности партнера в виде пакета документов, а не устных рекомендаций;
  • процедура согласования условий проводится с наличием доказательств выполнения соглашения и реальности сделки;
  • с помощью документов подтверждается выбор контрагента на основе обоснованности и приведения сведений о ценах и иных факторах;
  • все условия с оплатой, отсрочками и штрафами должны иметь обоснование и быть включены в раскрытой форме в договор.

Если партнер нарушает договоренности, то налогоплательщик будет иметь на руках доказательства с указанием попытки взыскать сумму ущерба.

Если контрагент признается проблемным, а сделка имеет сомнительную форму, то ФНС исключает данные о ней из указанного обязательства.

Способы оптимизации НДС

Большинство применяемых на практике способов оптимизации налога на добавленную стоимость основаны на использовании временного фактора – в этом случае речь идет не об абсолютной экономии на налоге, а об экономии средств относительно конкретного отчетного (налогового) периода, то есть об отсрочке уплаты НДС. Это обстоятельство необходимо учитывать и при составлении налоговых бюджетов.

Экономия на платежах по НДС путем использования посреднических договоров

К посредническим договорам относятся агентский договор, договор комиссии и договор поручения. Для оптимизации налогообложения используется договор комиссии, в соответствии с которым комиссионер (организация – посредник) получает товары для реализация и по каждой продаже представляет отчет комитенту, получая за свои услуги комиссионное вознаграждение (ст. 990 ГК РФ). Реализация товара через комиссионера позволяет организации отсрочить уплату НДС, так как комиссионер платит НДС не в момент передачи товара комиссионеру, а только после того, как комиссионер представит ей отчет о продажах. Это связано с тем, что право собственности на товар, который комитент передает комиссионеру для продажи, остается у комитента (п. 1 ст. 996 ГК РФ), поэтому в момент передачи товара у комитента не возникает реализации.

Комиссионер исчисляет НДС не с выручки от реализации товара, а с комиссионного вознаграждения (ст. 156 НК РФ). Сроки, в которые комиссионер должен представить отчет комитенту, законодательством не установлены, поэтому их необходимо зафиксировать в договоре комиссии. После утверждения отчета комитентом комиссионер должен выставить ему счет-фактуру на сумму своего вознаграждения и заплатить в бюджет указанный в счете-фактуре НДС.

Оптимизация путем отказа льготы по НДС

В ряде случаев отказаться от льгот по НДС может быть выгодно, например, когда сумма НДС, подлежащая вычет выше суммы НДС. Которую следует заплатить в бюджет. Принимая решение об отказе от льгот, необходимо учесть требования п. 5 статьи 140 НК РФ. Налогоплательщик имеет право отказаться от льготы по НДС не по всем операциям, а только по операциям, указанным в п. 3 статьи 149 НК РФ. при этом не допускается отказ или приостановление освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

Риск налоговой проверки

Говоря о риске налоговой проверки, мы, конечно, имеем в виду проверку выездную. Ведь камеральные проверки сопровождают организацию на протяжении всей ее деятельности просто по факту представления деклараций.

Выездная проверка — процедура малоприятная. Несмотря на то что она не означает автоматического возникновения доначислений, пени и штрафов, прохождение через нее всегда требует как минимум трудовых затрат и нервного напряжения.

Может ли фирма сделать что-то для снижения риска попадания в план налоговых проверок? Не многое, но может.

В ее силах ознакомиться с перечнем общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения ВНП. Таких критериев 12, и они приведены в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected] Среди них низкая налоговая нагрузка и рентабельность, длительная убыточность, высокая доля НДС-вычетов и др.

И если справиться с ситуацией и выйти за рамки этих критериев получится не у всех, то оценить вероятность проверки и подготовиться к ней вполне реально для любой организации.

Классификация налоговых рисков

Есть несколько классификаций НР. Для предприятия они могут быть по виду:

  • внутренними и внешними;
  • предсказуемыми и непредсказуемыми;
  • систематические и несистематические.

Существует три временные группы, которые соответствуют времени возникновения:

  • до начала проверки ФНС, то есть до момента спорной ситуации из-за действий контрагентов или ошибок в оформлении операции из хозяйственной деятельности;
  • в период контрольного мероприятия был выявлен ряд нарушений. Контрольным мероприятием может быть ревизия камерального или выездного характера;
  • подведение итогов проверки. Спор возникает между налоговой службой и субъектом, что фиксируется в специальном акте.

Имеется три основания, по которым производят деление:

  • субъект, обладающий рисками;
  • последствие вероятностного характера;
  • причина появления или образования.

Также выделяют группы, проявляющие на определенном этапе спора с налоговой службой:

  • информационная. Этот тип определен недостаточным уровнем информированности или неполноценным законодательным регулированием взаимоотношений субъектов, а также его отсутствием. Примером может служить вычет НДС, если счет-фактура заверяется подписью ИП факсимильного характера, так как нет четких отражений такого момента в актах законодательного и судебного типа;
  • процессуальная. В ней отражен недостаточный уровень регулирования финансового процесса, который производится при деятельности коммерческого типа и может быть образован в результате нарушений норм, правил, сроков, относящихся к налоговой форме. Примером служит несвоевременность предоставлений деклараций по доходности субъекта в результате его прямой или вторичной деятельности;
  • окружающая, включающая в себя моменты, проявляющиеся при неравнозначном восприятии норм и правил госструктурой и налогоплательщиком. Например, НС может наложить ответственность на организацию уже после истечения установленного срока, так как период после нарушения уже прошел. Это вызывает различные конфликтные ситуации;
  • репутационная, которая связана с оценкой компании в целом. Любые нарушения и зафиксированные разногласия с НС ведут к снижению доверия со стороны инвесторов и клиентов.

В последнем случае фирма теряет клиентскую базу, партнеров и возможность расширения на рынке за счет доверия к ней со стороны третьих лиц. Это ведет к снижению доходности.

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

Adblock
detector