Какие сложности могут возникнуть
Обычно по итогам того налогового периода, в котором импортер принял к вычету уплаченный на таможне налог, НДС оказывается к возмещению. А значит, расширенная камеральная проверка гарантирована.
Причем чем внушительнее сумма НДС, которую нужно выплатить из бюджета, тем тщательнее налоговики будут проверять организацию, выискивая факт злоупотребления правом на вычет. Особенно если они выявят обстоятельства, которые, по их мнению, являются признаками недобросовестности организации. Скажем, минимальный размер уставного капитала, большую дебиторскую задолженность, низкую рентабельность сделок, отсутствие по адресу, указанному в учредительных документах, малую среднесписочную численность работников, отсутствие складских помещений, недобросовестность покупателей и т.п.
Зная о неизбежности углубленной камеральной проверки, импортеры обычно сразу прикладывают к декларации документы, которые, как они считают, полностью подтверждают факт выполнения всех трех условий: таможенную декларацию, платежные документы и карточки счетов, на которых было учтено ввезенное имущество. Но нередко налоговую эти бумаги не удовлетворяют.
Рассмотрим наиболее распространенные случаи, когда у импортера могут возникнуть сложности с вычетом «ввозного» НДС.
Уплата НДС и таможенных пошлин произведена не импортером, а третьим лицом
Внести таможенные платежи (пошлины, налоги) может, как известно, не только сам импортер, но и любое другое лицо (п. 2 ст. 328 ТК РФ). Поэтому ситуации, когда НДС в составе таможенных платежей был перечислен таможенным брокером и комиссионером (агентом), не редкость. Кроме того, случается, что такие платежи перечисляет покупатель ввозимого товара или просто должник импортера. Все в рамках закона, только вот налоговики иногда отказывают в вычете «ввозного» НДС, уплаченного таким образом. Аргумент — импортер не понес реальных затрат.
Судьи таких категоричных заявлений не приемлют. Но вместе с тем отмечают, что «налогоплательщик, претендующий на налоговые вычеты, обязан представить налоговому органу документы, свидетельствующие о реальном несении им затрат на оплату сумм налога, перечисленных третьими лицами» (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2007 г. N А56-10324/2006).
Так, в случае когда расчеты с таможней производил брокер, импортеру для подтверждения права на вычет в дополнение ко всему потребуются документы, свидетельствующие о возмещении понесенных брокером расходов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 октября 2007 г. N А56-205/2007, от 7 марта 2007 г. N А56-10953/2006). То же самое касается и ситуаций, когда по поручению импортера таможенной очисткой занимается фирма-посредник (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 октября 2007 г. N А56-6538/2007). А вот для того, чтобы обосновать право принять к вычету НДС, уплаченный покупателем ввозимого товара или любой другой компанией — должником импортера, нужно будет представить (помимо прочих бумаг) акты взаимозачетов.
Об этом говорится в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. N А56-30250/2006, от 14 июня 2007 г. N А56-41588/2006, ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2006 г. N Ф03-А51/06-2/1151. В данных ситуациях импортеру целесообразно позаботиться и о получении на таможне подтверждения уплаты таможенных платежей.
Ответственность за налоговые правонарушения
Несвоевременное внесение платежа по налоговым сборам, неправильное указание налогового вычета НДС, уклонение от погашения налога может привести к негативным последствиям для плательщика.
Каждый плательщик – предприятие или ИП, должны своевременно вносить платежи, нельзя допускать задержек. При оформлении налогового вычета НДС требуется предварительно собрать всю документацию, вычет должен запрашиваться в соответствии с НК.
Если лицо не вносит средства в бюджет, допускает задолженности по выплатам платежа, может быть проведена проверка со стороны налоговых органов. В процессе экспертизы устанавливаются причины допущения налоговых правонарушений, и устанавливается факт противоправных действий.
Штрафы за уклонение от оплаты устанавливаются согласно Налоговому кодексу. Штраф составит 20% от невыплаченной суммы, если нет признаков преднамеренного нарушения, в другой ситуации размер санкции составит 40%.
За задержку платежа начисляются пени. Они переводятся за каждый день неуплаты долга. Их итоговый размер зависит от нескольких параметров – времени просрочки, суммы долга, принимаемой ставки рефинансирования.
Если налоговое правонарушение происходит впервые, чаще всего данное обстоятельство является смягчающим. При этом окончательное решение по делу остается за судом. Чтобы избежать штрафных взысканий и пени рекомендуется тщательно следить заведением отчетности, не допускать неточностей и ошибок. В случае выявления ошибки в отчете об этом следует сообщить в налоговый орган.
Документы, подтверждающие возможность возврата импортного НДС
В перечень документов, удостоверяющих реальность совершения сделки по импорту товаров или услуг, входят:
-
внешнеэкономический контракт, в котором должны быть указаны условия, стоимость, сроки поставки, спецификация продаваемых товаров. Он должен быть подписан участниками сделки (продавец, покупатель), а оплата произведена со счета, реквизиты которого указаны в контракте и принадлежат непосредственно компании, а не ее владельцу или учредителю;
-
таможенная декларация. Если она была составлена в электронной форме, ее заменит бумажная копия;
-
платежные документы. В качестве подтверждения уплаты может быть использовано подтверждение оплаты по форме, утвержденной ФТС РФ № 2554 от 23.12.2010, выданное таможней по запросу компании.
Сопровождающие перевоз товаров через границу транспортные документы предъявлять в качестве подтверждения права на вычет НДС не нужно, но налоговики могут дополнительно запросить иные документы (сертификаты на товар, инвойсы, акты приемки и т.п.).
Дело N А40-58746/2017
Налоговый орган признал вычеты «ввозного» НДС неправомерными, поскольку таковые могут быть предоставлены только в периоде, когда проставлена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товара и уплате косвенных налогов.
Как усматривается из материалов дела, в поданной 08.04.2016 уточненной (N 2) налоговой декларации по НДС за III квартал 2015 года в разд. 3 заявлены налоговые вычеты в сумме 5 122 097 руб., в том числе в сумме 4 019 400 руб., уплаченные при ввозе на территорию РФ с территории ЕАЭС по счетам-фактурам.
В ходе проверки установлено следующее отношение счетов-фактур к заявлению о ввозе и уплате косвенных налогов:
Счет-фактура |
Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов |
Примечание к заявлению |
N 21 от 26.08.2015, N 22 от 26.08.2015 |
N 7709170920150002 от 17.09.2015 |
Первичное — отказано в проставлении отметки |
N 7709271020150001 от 27.10.2015 |
Уточненное N 1 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709191120150005 от 19.11.2015 |
Уточненное N 2 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709040220160002 от 09.12.2015 |
Уточненное N 3 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709091220150003 от 09.12.2015 |
Уточненное N 4 — самостоятельно отозвано налогоплательщиком |
|
N 7709150120160014 от 15.01.2016 |
Уточненное N 5 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709091220150002 от 04.02.2016 |
Уточненное N 6 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709180220160005 от 18.02.2016 |
Уточненное N 7 — отказано в проставлении отметки |
|
N 7709190220160002 от 19.02.2016 |
Уточненное N 8 — отказано в проставлении отметки |
Факт уплаты НДС при ввозе по указанным счетам-фактурам был подтвержден только 21.03.2016 (по заявлению от 09.03.2016), то есть в I квартале 2016 года. Тогда же у налогоплательщика и возникло право на вычет НДС (1 562 400 руб.).
Схожая ситуация — по счетам-фактурам N 23 от 01.09.2015, N 24 от 01.09.2015, N 25 от 04.09.2015 и N 26 от 16.09.2015. Сумма НДС уплачена платежным поручением от 27.10.2015, то есть в IV квартале 2015 года. Факт уплаты «ввозного» НДС подтвержден 02.03.2016 (по заявлению от 19.02.2016), то есть в I квартале 2016 года. Следовательно, право на вычет НДС (2 457 000 руб.) возникло только в I квартале 2016 года.
В соответствии с пп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок при ввозе на территорию РФ товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами, в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» указываются номер и дата заявления (представляется в налоговый орган на основании п. 20 Протокола о взимании косвенных налогов) с отметками налоговых органов об уплате НДС .
О том, как заполнить НДС-документы при импорте товаров из стран — членов ЕАЭС, можно посмотреть в Письме ФНС России от 20.09.2016 N СД-4-3/17657@.
С учетом сказанного заявления о ввозе и уплате косвенных налогов от 19.02.2016 и от 09.03.2016, полученные налоговым органом в I квартале 2016 года, не могли быть отражены в книге покупок за III квартал 2015 года.
Примечание. Для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории государств — членов ЕАЭС, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм налога, являются не только те, что подтверждают фактическую уплату налога в бюджет, но и заявление с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Право на вычет сумм НДС по ввезенным товарам возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог по таким товарам уплачен и отражен в соответствующей налоговой декларации и заявлении. В рамках рассматриваемого дела (N А40-58746/2017) право на вычет НДС в сумме 1 562 400 и 2 457 000 руб. возникло у налогоплательщика только в I квартале 2016 года.
Такой вывод сделан судьями Арбитражного суда г. Москвы (Решение от 23.06.2017), поддержан судьями Девятого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 28.09.2017 N 09АП-39939/2017) и Арбитражного суда Московского округа (Постановление от 29.01.2018 по делу N А40-58746/2017).
Нет акта о приемке товаров по форме ТОРГ-1
В качестве подтверждения оприходования товара импортеры обычно представляют в налоговую карточки счетов 41 и 60, а также инвойсы, международные товарно-транспортные накладные (CMR) и т.п. Однако в некоторых инспекциях хотят видеть совсем другой документ — акт о приемке товаров по форме ТОРГ-1. Напомним: бланк этого унифицированного первичного документа утвержден Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132. В Указаниях сказано, что этот акт «применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора». Правомерны ли отказы налоговиков возместить «ввозной» НДС, если импортер не составил акт по форме ТОРГ-1?
Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу организаций. Свою позицию судьи аргументируют от обратного. Они рассуждают так. Отсутствие акта приемки не дает налогоплательщику права не отражать товар на счете 41 «Товары». Таким образом, то, что импортер не составил акт по форме ТОРГ-1, не препятствует принятию товара к учету и предъявлению к вычету НДС, уплаченного таможенным органам (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 г. N А52-1313/2006/2, от 16 мая 2005 г. N А56-29612/04).
Е.Калинченко
Эксперт журнала
Нет акта сверки с таможней (отчета о расходовании авансовых платежей или подтверждения уплаты пошлин и налогов)
При импорте налоги и таможенные пошлины должны быть заплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на российскую территорию (п. 1 ст. 329 ТК РФ). Однако импортеры предпочитают не затягивать с таможенной очисткой товаров и перечисляют таможенные платежи авансом еще до подачи декларации о ввозе. При этом точные суммы пошлин и налогов, естественно, неизвестны. Тем не менее компании, как правило, все же стараются если не указать в платежке конкретную сумму НДС, то хотя бы сделать отметку о том, что в общей сумме платежа учтен и налог. Но даже несмотря на это, такая платежка сама по себе факт уплаты НДС подтвердить никак не может.
Дело в том, что Таможенный кодекс определяет авансовые платежи как «денежные средства… не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров» (п. 1 ст. 330 ТК РФ). Лишь после того, как импортер подаст декларацию, что для таможни считается распоряжением направить аванс на погашение начисленных пошлин и налогов, можно говорить об уплате НДС. Иными словами, платежка на перечисление таможенных платежей авансом, только вкупе с ГТД может подтвердить факт уплаты налога.
Сходная проблема может возникнуть и при внесении таможенных платежей другим способом. Так как в квитанциях при приеме наличных и чеках, выдаваемых при расчете таможенной картой, сумма НДС отдельной строкой также не выделяется.
Однако из этой ситуации есть, казалось бы, очень простой выход. Таможенные инспекторы на обороте платежных документов указывают на оплату каких таможенных платежей и по каким ГТД были направлены перечисленные деньги.
Только вот налоговики зачастую настаивают на том, что без акта сверки с таможней они не могут конкретизировать авансовые платежи, сделанные в адрес таможни.
Правда, такие требования инспекторов не находят понимания у судей. Арбитры отмечают, что отсутствие акта сверки при наличии платежных поручений и квитанций с отметками о списании поступивших денежных средств в счет оплаты по конкретной ГТД, а также ссылок на эти платежные поручения в ГТД в графе В «Подробности подсчета» не может являться основанием для отказа в применении налоговых вычетов по суммам НДС, уплаченным на таможне (Постановление ФАС Московского округа от 8 августа 2007 г. N КА-А40/7613-07). Свою позицию судьи обосновывают тем, что Налоговый кодекс не ставит условием для принятия к вычету «ввозного» НДС представление в налоговую акта сверки с таможней (Постановление ФАС Московского округа от 20 июня 2007 г. N КА-А40/5030-07).
Кроме того, налоговики иногда отказывают в вычете из-за отсутствия и других документов: подтверждения уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов) и отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Но и такие действия суды считают неправомерными. Поскольку получение как подтверждения, так и отчета — это право, а не обязанность компании. А главное — налоговым законодательством представление этих документов для целей подтверждения фактической уплаты НДС не предусмотрено (Постановления ФАС Московского округа от 4 февраля 2008 г. N КА-А40/47-08, от 29 февраля 2008 г. N КА-А40/1122-08).
Кстати, ФНС России в Письме от 7 июля 2006 г. N ШТ-6-03/688@ отмечала, что поскольку таможенные органы фактическое поступление таможенных платежей проверяют, то налоговики должны исходить из того, что раз товар выпущен, то, значит, НДС по нему уплачен. Однако при наличии сомнений они могут потребовать от импортера дополнительных доказательств, например предложить представить отчет о расходовании денежных средств.
Поскольку компании все-таки заинтересованы получить вычет мирным путем, мы бы посоветовали импортерам по возможности запрашивать подтверждение уплаты таможенных платежей. Скорее всего, этот документ развеет сомнения инспекторов.