Восстановление ндс при ликвидации ос: быть или не быть

Ситуация

На предприятии произошла авария. В итоге, принадлежащие ему объекты основных средств (оборудование маслоэкстракционного цеха) пришли в негодность и списаны с бухгалтерского учета.

А оставшиеся после ликвидации объектов ОС запасные части и отходы лома цветных металлов общество приняло к учету в качестве материалов.

В I квартале следующего года предприятие реализовало лом цветных металлов, оставшийся после ликвидации объектов основных средств. Данная операция в налоговых декларациях отражена в качестве необлагаемой в соответствии с подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ (с 01.01.2018 утратил силу).

Основанием доначисления НДС в размере более 20 млн рублей по результатам налоговых проверок уточненных деклараций послужили выводы инспекций о том, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по частично амортизированным основным средствам, подлежат восстановлению в силу п. 3 ст. 170 НК РФ, поскольку операции по реализации металлолома, оставшегося после ликвидации данных объектов, тогда не подлежали налогообложению.

В итоге, предприятие привлекли к ответственности за налоговое правонарушение и отказали в возмещении полностью суммы НДС, а также доначислили недоимки по этому налогу.

Проводки бюджетного бухгалтерского учета с примерами основных операций

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Как изменится НДС с 2020 года: новые правила для тех, кто получает субсидии и другие поправки

С января 2020 года появится уточнение, касающееся физлиц, арендующих государственное и муниципальное имущество. В новой редакции пункта 3 статьи 161 НК РФ будет четко сказано, что такие лица налоговыми агентами по НДС не являются.

В пункте 2.1 статьи 170 НК РФ изложены правила для компаний и предпринимателей, которые приобретают товары (в том числе основные средства и НМА), работы, услуги или имущественные права за счет средств, полученных из бюджета. Установлено, что при таких операциях налогоплательщики не вправе принять к вычету «входной» НДС, включая тот, что заплачен на таможне.

Проводки налогового агента по НДС на 2020 год

  • перечисленный до 31 декабря 2020 года аванс облагается по ставке 18%, а на оприходованный в новом году товар начисляют на 2% больше (20%);
  • если поставленная до 31 декабря 2020 года продукция оплачена после 1 января 2020 года – ставка обложения налогом составит 20%.

После 1 января 2020 года поставщик-нерезидент предоставил российскому предпринимателю услуги на сумму 100 000 рублей (причем в контракте ничего не сказано о включении налога в стоимость продукции). В соответствии с законом удержать и перечислить в бюджет ИП должен 20 000 рублей. Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:

Изменения в учете НДС в государственных учреждениях с 2020 года

При формировании Отчета об исполнении учреждением плана его финансовой деятельности в разделе 1 “Доходы учреждения” по коду аналитики 180 “Прочие доходы” сумма уплаченного в бюджет НДС и налога на прибыль будет отражена со знаком минус, если в отчетном периоде не будет других доходов по данному коду.

Для начисления НДС по КОСГУ 189 в учетной политике учреждения (раздел Главное — Организации — гиперссылка Учетная политика) с 01.01.2020 года на закладке “НДС” следует установить флажок “Начислять по КЭК 189” и выбрать КПС для КЭК 189 . Е сли КПС не будет установлен, то программа будет автоматически подставлять КПС из документа « Акт об оказании услуг » .

Проводки бюджетного учета в 2020 году

В 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Инструкция № 174н дополнена проводками для отражения в учете перемещения нефинансовых активов между группами и (или) видами имущества, а также движения нефинансовых активов (основных средств, материальных запасов) при разукомплектации и частичной ликвидации объектов учета. В этих случаях соответствующие счета учета нефинансовых активов корреспондируют со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (см., например, пп. «л» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.5, пп. «б» п. 3.15, п. 3.20, пп. «в» п. 3.21 Приказа № 227н). А вот основные средства, полученные по результатам НИОКР, и материальные запасы, остающиеся в распоряжении учреждения для хозяйственных нужд по результатам проведения ремонтных работ, отражаются с применением счета 0 401 10 180 «Прочие доходы» (пп. «к» п. 3.3, пп. «ж» п. 3.19 Приказа № 227н).

Позиция ВС РФ

Верховные судьи отменили решения всех судов и поддержали предприятие. При этом суть спора оказалась зарыта в самой правовой природе налога на добавленную стоимость.

Основной вердикт оказался таким:

Само по себе прекращение использования оборудования в связи с произошедшей на производстве аварией не должно влечь корректировку (восстановление) налога, ранее принятого к вычету при приобретении объектов основных средств, в части, приходящейся на их остаточную стоимость.

При рассмотрении дела суды не дали оценку тому, привела ли производственная авария в маслоэкстракционном цехе к прекращению деятельности налогоплательщика без возможности ее продолжения, либо у общества есть намерение и способность возобновить совершение облагаемых НДС операций, преодолев последствия аварии.

Ликвидация объектов ОС не образует основание восстановления налога, указанное в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, поскольку приводит к прекращению физического существования этих объектов, а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности.

Из содержания подп. 1 п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ также не вытекает, что право на вычет «входящего» налога, правомерно заявленное при приобретении ОС, утрачивается (корректируется), если невозможность продолжения использования данных объектов для облагаемых операций обусловлена не отказом плательщика от дальнейшего ведения облагаемой НДС деятельности, в частности, при принятии решения о ликвидации организации, а наступлением неблагоприятных событий, сопутствующих ведению этой деятельности.

По мнению ВС РФ, иной подход к толкованию положений гл. 21 НК РФ не отвечал бы принципу нейтральности НДС и, следовательно, требованиям п. 1 и 3 ст. 3 Кодекса, поскольку приводил бы к возложению различной налоговой нагрузки на хозяйствующих субъектов, приобретших ОС для использования в качестве средств производства при осуществлении облагаемых НДС операций – в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и возникших в рамках ее потерь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.