ФСБУ
В настоящее время идет публичное обсуждение проекта ФСБУ «Некоммерческая деятельность», разработанного Фондом «НРБУ «БМЦ».
Новый стандарт устанавливает требования к формированию информации в бухучете некоммерческих организаций, а также отражению информации в бухотчетности этих организаций.
ФСБУ содержит следующие разделы:
Согласно документу, поступления средств подразделяются на обменные и необменные, учитывать которые надо отдельно друг от друга.
Расходование средств признается некоммерческой организацией применительно к порядку признания расходов коммерческими фирмами и учитывается в разрезе направлений расходования.
Безвозмездно полученные организацией индивидуально-определенные вещи, которые должны быть переданы ею другим лицам, учитываются в качестве транзитных ценностей. Они учитываются организацией за балансом в оценке, указанной передавшим их лицом.
Под трудом волонтеров понимается добровольный труд физлиц для целей деятельности НКО, ради которых она создана. Также к труду волонтеров приравнивается безвозмездное выполнение другими организациями для указанных целей работ, оказание услуг.
Капиталом НКО являются все ее активы за вычетом всех ее обязательств. Он подразделяется на целевой и свободный.
В отчете о целевом использовании средств представляются начисления прав на получение средств и начисления обязательств по их выплате (движение средств по принципу начисления), а также фактические поступления и выплаты денежных средств (движение средств по кассовому принципу).
В нем представляется числовая сверка поступлений и расходований средств, а также других изменений капитала НКО с остатками целевого и свободного капитала, а также с остатками денежных средств на начало и конец отчетного периода и каждого из представленных сравнительных периодов.
НКО представляет в качестве приложений к отчету о целевом использовании средств:
- отчет о финансовых результатах — в случае осуществления в значительных объемах приносящей доход деятельности;
- отчет об изменениях в капитале — в случае значительных изменений в капитале, не связанных с поступлением и расходованием средств;
- отчет о движении денежных средств — в случае значительных различий между движением средств по принципу начисления и движением средств по кассовому принципу.
Этот стандарт будет применяться с отчетности за 2022 год. Но можно начать применять его и раньше. Такое решение подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации.
Минюст: отчетность НКО
НКО обязаны подавать набор специальных форм в Минюст, утвержденных этим Департаментом. К ним относят отчеты по формам (Приказ Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 в ред. от 06.12.2019):
-
№ ОН0001 — с информацией о руководителях компании, характере и профиле деятельности;
-
№ ОН0002 — со сведениями об использовании целевых средств и активов;
-
№ ОН0003 — с отражением денежных потоков и стоимости активов, полученных от зарубежных компаний, иностранцев и лиц без гражданства.
Если НКО не контактирует с зарубежными партнерами, не получала средств от них, ее учредители/сотрудники не являются иностранцами, а общая сумма поступлений за отчетный год не превышает 3-х млн. руб., то она освобождается от сдачи в Минюст первых двух отчетов. Вместо них подается заявление, составленное в произвольной форме и информирующее о продолжении деятельности.
Существует еще ряд отчетов, который заполняют НКО, занимающиеся отдельными видами деятельности (их мы перечислим в таблице ниже).
ТК
Весной был опубликован в Трудовой кодекс, которые касаются трудовых прав граждан, работающих у работодателей, являющихся социально-ориентированными некоммерческими организациями (СОНКО).
Предлагается распространить на СОНКО нормы аналогичные нормам главы 48.1 ТК в части регулирования трудовых отношений у работодателя — субъекта малого предпринимательства, который отнесены к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами.
Таким образом хотят снизить для НКО обязанность по несению дополнительного ресурсного бремени по разработке, утверждению и изменению дополнительной кадровой документации.
Внесение изменений в ТК также позволит НКО, численность работников которых не превышает 15 человек, заключать срочные трудовые договора (по аналогии с работодателями-субъектами малого предпринимательства).
Упрощенная бухгалтерская отчетность за 2019 г.: кто может сдавать?
Субъекты, которые имеют право отчитываться в упрощенном виде, перечислены в п.4 ст.6 закона о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. К ним относятся:
-
некоммерческие организации (закон о НКО № 7-ФЗ от 12.01.1996) — такие структуры не имеют своей основной целью получение прибыли (они создаются для достижения социальных, культурных и т.п. целей), а полученную прибыль не распределяют между участниками;
-
участники проекта «Сколково» (закон № 244-ФЗ от 28.09.2010) – российские юрлица, ведущие исследовательскую деятельность в рамках проекта для последующего вовлечения ее результатов в экономический оборот;
-
малые предприятия (закон № 209-ФЗ от 24.07.2007).
Если первые две категории субъектов идентифицировать несложно, то критерии отнесения к малому предпринимательству периодически корректируются. По состоянию на 2019 г. к таким организациям относятся компании, у которых:
-
прошлогодняя среднесписочная численность работников — до 100 чел. (для микропредприятий – до 15 чел.);
-
в предыдущем году доход составил не более 800 млн. руб. (микропредприятия – 120 млн. руб.);
-
доля госучастия, а также участия фондов, общественных, религиозных организаций составляет не более 25%, доля участия сторонних организаций (не относящихся к малым, включая иностранные) – не более 49% (есть исключения, на которые такое требование не распространяется – участники «Сколково», компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности и др.).
При этом все три условия должны выполняться одновременно. Подтверждать это каким-то отдельным документом не требуется, т.к. по численности и доходу организации отчитываются налоговой инспекции в любом случае.
Есть и ограничения на применение упрощенной отчетности. Они установлены п.5 ст.6 закона № 402-ФЗ и запрещают отчитываться в упрощенном виде:
-
организациям, подпадающим под обязательный аудит;
-
жилищным кооперативам и ЖСК;
-
МФО (микрофинансовые организации);
-
бюджетникам;
-
политическим партиям;
-
адвокатским, нотариальным палатам и коллегиям, юридическим консультациям;
-
некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.
Эти ограничения действуют даже в том случае, когда все вышеуказанные стандартные критерии отнесения к малому предприятию соблюдены.
Бухотчетность упрощенная состоит из трех форм (баланс, «Отчет о финрезультатах», «Отчет о целевом использовании средств»), утвержденных приказом Минфина РФ № 66н от 02.07.2010 – приложение № 5 (в ред. от 19.04.2019). В отличие от заполнения обычных отчетов, показатели в упрощенной бухотчетности можно отражать в укрупненном виде, а в приложения к формам вносить только наиболее важную информацию, необходимую для оценки финансового состояния.
Налоговая отчетность НКО
В ИФНС всем организациям следует представить стандартный набор отчетов по персоналу:
-
сведения о среднесписочной численности сотрудников;
-
расчет страховых взносов (РСВ), в т. ч. при отсутствии работников;
-
справки 2-НДФЛ на каждого работника;
-
расчет 6-НДФЛ.
Пакет остальных налоговых форм формируется в зависимости от применяемого предприятием налогового режима. Так, НКО на ОСНО сдают декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. При наличии объектов, облагаемых соответствующим налогом, формируют и сдают декларации по земельному, водному, транспортному и другим налогам.
Отчетность НКО на «упрощенке» включает декларацию по УСН, независимо от того, были или нет доходы и расходы в отчетном году. Обязательным (даже при отсутствии дохода) является заполнение раздела 3 декларации «Целевые поступления». Кроме этого, НКО-упрощенцы обязаны вести книгу учета доходов и расходов (КУДиР).
В некоторых ситуациях НКО на УСН приходится декларировать:
-
стоимость имущества, учитываемого по кадастровой стоимости;
-
НДС, если НКО становится налоговым агентом, арендующим гос- или муниципальное имущество.
Не освобождается НКО и от сдачи отчетов в фонды (4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ).
Информация Министерства юстиции РФ от 28 мая 2020 г. «О порядке представления отчетности некоммерческими организациями в 2020 году»
2 июня 2020
Принято постановление Правительства Российской Федерации «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В этой связи в рамках обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в целях совершенствования законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок предоставления в Минюст России (его территориальные органы) отчетности некоммерческими организациями, Минюстом России издан приказ от 26.05.2020 N 122, которым устанавливаются сроки представления отчетности некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, а также структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Согласно приказу срок представления отчетности за 2019 год перенесен на 1 июля 2020 г.
Также Минюстом России издан приказ от 26.05.2020 N 123, согласно которому срок представления некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, отчетности и аудиторского заключения по итогам аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности перенесен на 1 июля 2020 г. Кроме того, на 1 июля 2020 г. перенесен срок представления казачьими обществами сведений, предусмотренных Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».
Одновременно данным приказом установлено, что размещение отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет за 2019 год осуществляется до 1 июля 2020 г.