Акт налоговой проверки

Что это за документ, правовое регулирование

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей налогового органа является проверка выездного типа. Для этого сотрудники ФНС выезжают непосредственно на место расположения предприятия. Для подобного контроля необходимо действительно серьезное нарушение закона – к примеру, если компания постоянно сдает нулевую отчетность и при этом фиксирует убыток.

По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

В конце документа обязательно должна быть поставлена печать с расшифровкой.

Если же говорить о правовом регулировании, то проверка должна осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

  • Статья №83 НК РФ, в которой описывается сама процедура ведения учета юридических лиц.
  • Статья №89 Налогового кодекса, где описывается, где и каким образом должна проводиться выездная проверка.
  • Статья 91, в которой указывается, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговым органам свободный доступ ко всем бумагам и помещениям, которые имеют отношение к процедуре.
  • Статья 93, в которой прописано, что ФНС имеет право истребовать данные у контрагентов.
  • Статья 100, в которой прописано, как именно должен заполняться акт во время и после проверки.

Акт выездной налоговой проверки – порядок составления

Правила составления акта налоговой проверки регламентирует ст. 100 НК. Согласно требованиям по оформлению подобный документ состоит из 3 основных разделов – общий с вводными данными, описательный с перечислением нарушений и рекомендательный с выводами и предписаниями ИФНС. Сам бланк акта выездной налоговой проверки (образец ниже), включает в себя следующие реквизиты:

  • Номер по порядку, дата и название формы.
  • Список проверяющих уполномоченных лиц – приводятся ФИО специалистов, их должности, а также указывается территориальное подразделение ИФНС.
  • Полное и краткое наименование проверяемого юр. лица или ФИО предпринимателя.
  • Адрес местонахождения компании или место проживания физлица.
  • Номер и дата решения на осуществление выездных мероприятий.
  • Список представленных проверяемым лицом документов.
  • Период охвата проверки данных.
  • Даты окончания/начала проверки.
  • Перечень проверенных налогов.
  • Данные по используемым контрольным мероприятиям.
  • Запись об отсутствии нарушений или подтвержденные документально факты законодательных нарушений.
  • Выводы и предписания в части устранения нарушений, нормативные ссылки при наличии мер ответственности.

По общим правилам акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен строго в установленные сроки (по обычным случаям – 2 месяца, для КГН – 3 месяца), но нарушение указанных сроков не является основанием для отмены решения ИФНС и оспаривания итогов проверки. Обжалованию подлежат лишь результаты контрольных процедур, то есть решение. При несогласии с изложенными в акте фактами налогоплательщик вправе составить возражения на него (п. 6 ст. 100). Срок подачи возражений – 1 мес. с даты получения акта.

Общие сведения

Формируется договор акта выездной проверки на основании ст. No100 НК России. Оформляется в течение 2 календарных месяцев с момента составления инспектором справки о проверке. Бланк фиксирует итоговые результаты инспекции. В нем подробно расписаны нарушения, выявленные во время анализа, и методы их устранения. Отметим, документ акт выездной проверки обязательно оформляется в нескольких случаях:

  1. После каждой выездной инспекции.
  2. В десятидневный срок после камеральной проверки, при которой были выявлены нарушения законодательства.
  3. После каждой выездной процедуры в отношении КГН.

На оформление акта отводится не более трех месяцев после составления справки об итогах инспекции. Форма акта выездной проверки утверждена Федеральной налоговой службой России. Подробная информация о структуре и содержании бланка описана в Приложении No24. Акт был принят еще в 2015 году и с тех пор не подвергался изменениям. По законодательству, лист акта выездной проверки заверяется специалистами, проводившими инспекцию хозяйственного субъекта, и самим налогоплательщиком

Обратите внимание: в случаях, когда проверяемый или его поверенный отказываются ставить подпись в документе, об этом делается отметка в бланке

Внесение изменений в акт проверки

При заполнении акта налоговой проверки запрещено допускать помарки и какие-либо исправления. Исправить ошибку можно только при условии того, что она будет оговорена (например, записью «Исправлено 2017 на 2018 верно») и заверена росписями сторон. При этом нельзя использовать какие-либо корректоры, первоначальный текст должен читаться. Для минимизации возникновения ситуаций, в которых потребуется внесение изменений в АНП, рекомендуется проверять его текст до вывода на печать.

Спорные ситуации возникают при возникновении необходимости внесения поправок в АНП после его вручения. В законе такая ситуация не оговорена, поэтому решение каждого индивидуального спора остается на усмотрение судебных органов.

Судебная практика по такой категории споров неоднозначна и зависит от того, каким способом вносились правки содержания акта налоговой проверки после его изготовления и как это повлияло на право представлять свою позицию.

Так, ФАС ПО пришел к выводу, что правка акта налоговой проверки уведомлением является неправомерной (Постановление № А55-3313/2011 за 01 ноября 2011 г.).
Напротив, по мнению ФАС ВВО, внесение отдельным документом поправок в АНП через месяц позже его составления является вполне законным и допустимым (Постановление № А79-2031/2008 за 17 декабря 2008 г.).

Исходя из направленности судебной практики можно прийти к выводу, что исход рассмотрения аналогичных дел будет зависеть от того, была ли фирма поставлена в известность о внесении исправлений и поправок в АНП, имела ли она возможность после внесения изменений подготовить свою позицию против доводов инспектора и прибыть на разбор дела.

ФАС УО уже указывал, что после внесения правок в АНП, срок для направления возражений начинает исчисляться заново (Постановление № Ф09-19/10-С2 от 02.02.2010 г.).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.