Как изменится отчетность в связи с введением электронных трудовых книжек?
— Планируется, что с 1 января 2020 года у работодателей появится новый вид персонифицированной отчетности. Срок и периодичность подачи сведений — ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем.
С 1 января 2021 года при приеме на работу и увольнении работника страхователю нужно будет также представлять сведения — не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа, распоряжения.
Сейчас подготовлены проекты форм СЗВ-ТД и СЗИ-ТД для представления сведений о трудовой деятельности работников. Окончательный их вариант мы увидим только после появления соответствующих нормативных правовых актов.
Вот зачем создали систему электронных путевых листов и как она будет работать
Отечественные законодатели, а вместе с ними и разработчики ПО продолжают развивать тему цифровизации. Так, вчера Яндексом был представлен первый рабочий вариант электронного путевого листа для такси. В дальнейшем система будет внедрена не только в весь общественный транспорт, но также установлена на коммерческий и служебный автопарк, заменив собой выдаваемые сегодня привычные бумажные версии.
Напомним, что информация о начале разработки подобной системы Минтранспортом появилась еще несколько лет назад, в 2016 году. Она позволит создать удаленные пункты предрейсового контроля состояния здоровья водителя, через которые медперсонал сможет отслеживать все необходимые параметры работника сферы перевозок. По некоторым данным, проводить такие осмотры можно будет, например, на АЗС или в любых других местах, удобных для водителей.
Эти пункты медосмотра смогут дистанционно тестировать профессиональных шоферов на наличие алкогольного или наркотического опьянения, проводить замеры давления и температуры тела и так далее.
Фото взято с сайта rg.ru
Результаты осмотров будут фиксироваться в электронной базе данных, к которой, конечно же, будут иметь доступ соответствующие надзорные органы (например, Госавтоинспекция) для оперативной и быстрой проверки наличия проведенного осмотра (достаточно будет «вбить» данные для поиска по электронной базе). Ранее также говорилось, что врачи смогут подписывать результаты исследований электронной цифровой подписью, без которой сложно представить себе дальнейшее развитие цифровых технологий в России.
Помимо медосмотров, система ЭПЛ позволит проводить также и технический предрейсовый осмотр автомобиля.
Кто будет иметь доступ к сведениям о трудовой деятельности работников?
— Для получения сведений из электронной трудовой книжки работникам необходимо будет зайти в личный кабинет на сайте Пенсионного фонда России или на сайте Портала государственных услуг.
Чтобы войти в личный кабинет, необходимо будет зарегистрироваться и получить подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на портале Госуслуг. Если работник уже зарегистрирован на портале, для входа в личный кабинет на сайте ПФР нужно использовать свои логин и пароль.
Информацию о трудовой деятельности можно будет получить также в бумажном виде, подав заявку:
- у работодателя (по последнему месту работы);
- в территориальном органе Пенсионного фонда России;
- в многофункциональном центре (МФЦ).
Работодатель может получать эту информацию от нового сотрудника в распечатанном виде либо в электронной форме с цифровой подписью. И в том и в другом случае работодатель должен будет перенести данные в свою систему кадрового учета. При увольнении сотрудника работодатель будет обязан выдать ему документ, подтверждающий сведения о трудовом стаже.
Также доступ к информации будут иметь работники многофункциональных центров, конечно же, с согласия граждан. Речь идет об оформлении услуг, когда необходимы данные о периодах трудовой деятельности.
В чем польза от внедрения электронных трудовых книжек?
— В практике встречаются случаи массовой утраты документов вследствие пожара, кражи сейфа. И процесс их восстановления всегда очень сложный и трудоемкий. К тому же сейчас есть ряд ненужной и лишней отчетности между лицом, ведущим трудовые книжки, и бухгалтерией.
Переход на цифровые носители решит эти проблемы:
- сократятся издержки на приобретение и хранение трудовых книжек;
- не нужно будет нести ответственность за их сохранность и тратить время на бумажное оформление;
- работодателям будет проще взаимодействовать с дистанционными работниками.
Но все же бумажная трудовая книжка является неким сдерживающим дисциплинарным механизмом
Для некоторых работников важно сохранить именно в ней хорошую историю записей
Понятно, что после перехода на электронное формирование сведений туда тоже будет попадать информация об увольнениях, например по дисциплинарному основанию. Но ряд российских работников думает так: нет документа, нет проблем.
Алгоритм работы ЭПЛ следующий:
1. Водитель через приложение на смартфоне записывается на дистанционный медицинский и техосмотр;2. Едет на ближайший к нему пункт осмотра, например на АЗС;3. Проводится визуальное исследование автомобиля механиком на соответствие необходимым техническим требованиям;4. Далее – самое интересное и технологичное. При помощи специального телеметрического оборудования работник такси или в дальнейшем любого другого вида перевозок проходит медосмотр. Ему удаленно проверяют общие показатели состояния здоровья: пульс, температуру, давление, выявляют наличие опьянения.
Если все в порядке – можно выезжать в рейс. Если нет – доступа к заказам, а значит, и начала рабочего дня не будет.
Вкупе, по подсчетам специалистов, это позволит значительно снизить расходы на содержание штата механиков и врачей компаниям-перевозчикам, а также сделать необходимый осмотр не только быстрым, но и безошибочным.