Обратный звонок

* * *

Даже если инспекция доначислит вам НДС по итогам камеральной проверки, вы вправе подать возражения (как это сделать, мы рассказывали в ГК, 2018, N 16, с. 74).

В случае когда, несмотря на ваши обоснованные возражения, инспекция все же вынесет решение, с которым ваша компания не будет согласна, придется обжаловать его. О том, как это сделать, мы рассказывали в ГК, 2018, N 14, с. 69.

В следующем номере мы расскажем, как проверяющие могут обнаружить сложные НДС-разрывы, чем это грозит и что можно предпринять.

Письмо ФНС от 30.12.2015 N ЕД-4-15/23207@. ст. 36 НК РФ. п. 1 ст. 172 НК РФ. см., например, Постановление 7 ААС от 14.09.2017 N 07АП-7011/2017. п. 3 ст. 54.1 НК РФ. пп. 1, 2 ст. 54.1 НК РФ. ст. 54.1 НК РФ; Письмо ФНС от 23.03.2017 N ЕД-5-9/547@.

Л.А. Елина

Ведущий эксперт

Что в 2019 году может стать причиной выездной налоговой проверки?

В. Варламова: Самая популярная причина для назначения выездных налоговых проверок — применение агрессивных схем ухода от налогообложения. Схемы известны: «обналичка», дробление бизнеса с целью неправомерного применения спецрежимов, работа с неблагонадежными контрагентами. Представителям малого бизнеса даны рекомендации «стучать» на своих больших контрагентов, использующих спецрежимы, с целью предотвращения недобросовестной конкуренции. Недавно в Краснодарском крае налоговые органы доказали, что сеть ресторанов быстрого обслуживания — на самом деле один налогоплательщик. Налоговая доначислила НДС, налог на прибыль, поскольку каждый ресторан сети применял ЕНВД. Учредитель сети ресторанов призналась, что у дробления была одна цель — экономия на налогах, приходилось создавать новые компании, потому что ЕНВД не позволяет нанимать много сотрудников. Такое дробление — на особом контроле у налоговиков.А. Фроленко: Среди индикаторов налоговой проверки, камеральной либо выездной, — низкая налоговая нагрузка. Если компания применяет по НДС более 90 % вычетов, если налоговая нагрузка — ниже отраслевой, то инспекторы начинают искать причину, разбираются с аффилированными лицами, с количеством «упрощенки» в составе расходов по налогу на прибыль, с размером зарплат, опрашивают сотрудников. Как правило, налогоплательщик в этом случае предпочитает «пересдаться».Т. Смирнова: Руководство налоговой службы настроено вычистить из реестра налогоплательщиков всех, кто пытается идти по пути агрессивной налоговой оптимизации. С ними будут бороться в первую очередь. С 1 октября 2018 г. налоговые органы подключились к программе «ЗАГС», стало проще выявлять всех взаимозависимых лиц, анализировать движения на банковских счетах по всем родственным связям. Проводятся проверки через программу «АСК-НДС 2» и через Систему управления рисками «Дерево связей». Если по этому «дереву» проходила какая-то неблагонадежная компания, выясняется, насколько тесно она связана с организацией. Кроме этой программы, в тестовом режиме работает сервис ФНС «Прозрачный бизнес», где можно проверить контрагента на момент заключения сделки. Если компания проявит должную осмотрительность, риски будут минимизированы, нормы гражданского и налогового законодательства соблюдены, тогда можно говорить об обоснованной налоговой выгоде и отсутствии повода для ВНП.

Суть программного комплекса АСК НДС 2

Наибольшая часть поступивших доходов бюджета в Свердловской области, согласно данным статистики, была обеспечена за счета налога на добавленную стоимость. Внедрение программы АСК НДС 2 позволило повлиять на рост поступлений платежа.

В 2015 году был внедрен второй этап системы. Актуален вопрос, как работает данная программа. Система после изучения расширенных деклараций позволяет с высокой точностью установить налоговые ошибки в цепочке отношений плательщиков и контрагентов, выявить некорректные вычеты.

Данная система производит автоматизацию налоговых операций и снижает влияние человеческого фактора. При помощи программы можно обеспечить сохранность счетов-фактур, деклараций, а также сведений о сделках, при этом создавать налоговый архив организаций и ИП.

Такая мера позволяет налоговой службе устанавливать, кто является добросовестным налогоплательщиком, а кто периодически совершает правонарушения, что позволяет уменьшить долю незаконного возврата отчислений.

Все декларации в обязательном порядке подвергаются камеральной проверке в течение ¼ года. С 2015 года ФНС имеют право требовать данные не только по декларациям, могут быть затребованы также и счета-фактуры, первичные и прочие документы при расхождениях между данными плательщика и контрагентов. Расхождения выявляются с использованием системы, чтобы действие происходило автоматически. Именно с этой целью и была внедрена программа.

Что это такое и что необходимо предпринять?

Если налоговая инспекция при проверке вашей декларации установила наличие налоговых разрывов, то вам будет направлено требование о представлении пояснений и уточненной декларации.

АСК НДС в автоматизированном режиме проводит сопоставление данных деклараций по НДС, а именно сопоставление книги продаж и книги покупок между двумя организациями, имеющими финансово-хозяйственные взаимоотношения. Сопоставляется всё достаточно просто и наглядно.

Продажи, то есть реализация, отражается в книге продаж сразу же после её проведения. Покупка, то есть затраты, отражаются в течение 3 лет, а могут и вовсе быть списаны. Налог соответственно и формируется путем исчисления разницы между реализацией и затратами. Сумма положительная –вы должны заплатить в бюджет, сумма отрицательная – вы имеете право на возмещение из бюджета, всё просто.

Итак, программа АСК НДС в автоматизированном режиме сопоставляет книги покупок и продаж организаций между собой и легко вычисляет, какие счет-фактуры отражены неправомерно. Безусловно, так как АСК НДС – это компьютерная программа, работающая с огромным массивом информации, она может допускать ошибки. Поэтому нередко налогоплательщику достаточно провести сверку со своим контрагентом и убедиться, что ошибки отсутствуют.

Так называемое дерево связей – это те же самые книги покупок и продаж, визуализированные в виде построения дерева, которое представляет собой цепочку связей от вашей организации и далее по цепочке ваших контрагентов. Дерево можно строить до бесконечности.

Итак, вы получили требование о представлении пояснений по установленным налоговым разрывам. Налоговая ждет от вас уточненной декларации, в надежде, что вы уберете из книги покупок счет-фактуры, которые не сопоставились с книгой продаж вашего контрагента. Ситуации могут быть очень различными, но если вы уверены в своей правоте и правомерности заявленных вычетов по книге покупок, то необходимо представить свои пояснения и подтверждающие документы (счет-фактуру, платежки, товаросопроводительные документы, акты выполненных работ, договор с контрагентом, акт сверки и т. д.), которые подтвердят факт реальности проведения работ, оказания услуг или приобретения товаров.

Налоговые вычеты – это право налогоплательщика. Именно поэтому налоговые инспекции так часто давят на плательщиков, чтобы уменьшить их вычеты и увеличить показатель уплаты. Для инспекции важна статистика, а не успешный бизнес организаций, состоящих на учете, и его развитие.

Однако реалии таковы, что налоговая готова задавить организацию еще в момент ее создания, поэтому необходимо защищаться и пользоваться своими правами, отстаивать свои интересы и не пренебрегать статусом и успехом своей компании, защищать свои интересы и интересы компании в суде.

Система выявляет расхождения в декларациях

АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета — это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13).

Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

Что делать бухгалтерам, руководителям, которых вызывают на допрос?

Как себя вести сотрудникам компании, когда налоговые или правоохранительные органы изымают документы?

Т. Смирнова: Налоговый орган может вызвать на допрос любого сотрудника, ко-то¬рый, по мнению инспекторов, имеет представление о деятельности компании, это могут быть даже сторож, слесарь и др. Все вопросы, ко¬то¬рые могут задать и на которые желательно заранее подготовить ответы, можно найти в методичке Следственного комитета и ФНС. Сотрудникам организаций задают 38 вопросов, руководителям — 42. Тем, кого вызвали на допрос, нужно помнить о пункте 1 ст. 51 Конституции РФ («Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»).
Когда ситуация грозит уголовной ответственностью (ст. 199 УК), лучше привлечь адвоката, который поможет формулировать грамотные и четкие ответы

Важно избегать ответов «не помню», «не знаю». Можно ссылаться на принятый в организации Регламент по проверке контрагентов и проявлению должной осмотрительности, настаивать на деятельности в соответствии с Конституцией РФ, ТК РФ, договорами гражданско-правового характера.
Если задают вопрос по какой-то конкретной сделке, лучше попросить время для уточнения до следующего допроса

Под проверку попадают сделки за последние 3 года, и в законодательстве не прописана обязанность сотрудников организаций помнить про каждый день.
Если налоговый орган проводит выемку документов, эти мероприятия должны проводиться не в ночное время (с 22 до 6 утра). В ночное время не допускаются не только выемка, но и оформление протокола. Если инспекторы пришли в офис после закрытия, мероприятие переносится на следующий день, все опечатывается. У налоговиков и правоохранителей есть право изымать компьютеры со всей содержащейся в них информацией и не принимать возражения со стороны сотрудников. Поэтому лучше не хранить чувствительную информацию в рабочих компьютерах.
Нельзя отпускать сотрудников на допросы одних, особенно в органы полиции, где они могут столкнуться с моральным воздействием и подписать любые документы. Нужно всегда внимательно смотреть на входящие документы: иногда они бывают без входящих номеров из органов полиции, и в этом случает информацию можно не предоставлять.А. Фроленко: Существует 3 вида допросов, которые нужно различать, чтобы правильно действовать:

  •   В налоговом органе. За неявку грозит административный штраф.
  •     Допросы по уголовному делу. За отказ от дачи показаний грозит уголовная ответственность.
  •    Опросы, которые практикуют органы полиции. Им предшествует рассылка «писем счастья», повесток. На самом деле, это незаконно, без регистрации материалов в Книге учета преступлений никакие процедуры проводиться не могут. Самостоятельно требовать книги покупок и книги продаж органы полиции тоже не могут. До возбуждения уголовного дела органы полиции достаточно сильно ограничены в процессуальных правах. Не допускаются изъятие ими документов и телефонов, личный обыск сотрудников. Предусмотрены только мероприятия, связанные с обследованием помещений.

Подводя итоги дискуссии в Экспертной гостиной, Александр Фроленко напомнил о том, что решения, которые компании сегодня принимают, принесут свои плоды через 2-3 года. К этому времени будет оцифрован налог на прибыль, и незаконные схемы все равно будут выявлены, а срок привлечения к ответственности составляет 3 года.

Экспертные гостиные для представителей бизнеса и профильных экспертов проводятся каждый месяц. Регулярные встречи с дискуссиями, мастер-классами и индивидуальными консультациями экспертов помогают участникам следить за профилактикой бизнес-рисков и успевать за масштабными фискальными изменениями в законодательстве и контрольной среде.

Могут ли договорные отношения с «самозанятыми» лицами квалифицироваться как схема на¬ло¬го¬вой оптимизации?

В. Варламова: В интернете встречается схема экономии на «самозанятых» за счет обмена работниками: компаниям рекомендуют расстаться со своими сотрудниками, чтобы потом заключить договоры подряда, возмездного оказания услуг с «чужими» сотрудниками. Налоговая видит эти «маневры» компаний по снижению поступлений НДФЛ, страховых взносов, и появляется повод пригласить представителей налогоплательщика на «зарплатную комиссию». Инспекторам не составит труда проследить, куда делись работники, схема будет легко раскрыта.

Т. Смирнова: Если схему найдут, то организации доначислят подоходный налог, страховые взносы. Договор между компанией и физическим лицом как «самозанятым», либо между компанией и индивидуальным предпринимателем обязательно должен носить гражданско-правовой характер и не содержать в себе черт трудового договора (например, режим рабочего времени).

А. Фроленко: Если ИП работает только с одним клиентом, для налоговой это сигнал, что это не работа на рынок. Здесь вопрос не только контроля цен, но и целесообразности. Сейчас по закону самозанятое лицо не может применять спецрежим к доходам от выполнения работ и оказания услуг по гражданско-правовому договору, где заказчиком выступает его нынешний или бывший работодатель. В ближайшее время в налоговый кодекс будут внесены поправки, по которым юридическим лицам будет запрещено заключать договоры с самозанятыми лицами, которые у них работали менее 2 лет назад.

Сложные разрывы по НДС

В стандартной ситуации действующими лицами выступают два налогоплательщика – поставщик и покупатель, сотрудничающие без посредников. Если сделка совершена с участием более двух субъектов хозяйствования, и по ней на одном из этапов выявлены расхождения по НДС, это будет считаться сложным разрывом. В таком случае налоговики выстраивают цепочку событий между контрагентами, составляют список вовлеченных в операцию лиц. По всем участникам цепочки проводятся меры налогового контроля (например, истребование документов). На следующем этапе специалисты ИФНС определяют, по какой схеме работали контрагенты, на каком этапе появилась ошибка и кто является выгодоприобретателем в этой сделке.

Примерная схема образования налогового разрыва:

фирма-однодневка продает товар транзитной компании, но по этой сделке не отчитывается и не платит налог;

транзитная компания перепродает этот товар покупателю конечного звена (или следующему транзитному участнику), платит налог, отражает вычет, в налоговом учете все проведено правильно;

покупатель заявляет сумму НДС по сделке с транзитером к вычету;

между транзитной фирмой и однодневкой возникли расхождения, налоговики высылают требования о предоставлении сведений всем участникам цепочки.

Фирма-однодневка может перед завершением камеральной проверки по декларации покупателя подать отчетность (не уплачивая налог) и отразить в ней искомую сделку, закрывая этим расхождения. Тогда для ИФНС единственным вариантом доказать неправомерность действий одного или нескольких участников сделки будет назначение выездной проверки.

Налоговые органы предъявляют претензии к налогоплательщикам, если в цепочке контрагентов третье или четвертое звено оказалось фирмой-однодневкой

В этом случае налогоплательщика заставляют убирать расходы и вычеты по своему контрагенту в цепочке. Какой совет можно дать налогоплательщику? Стоит ли представлять уточненные налоговые декларации в такой ситуации?Т. Смирнова: Налоговым органам хочется, чтобы компания «ответила за всех», если у нее есть деньги, рассчиталась с бюджетом за других недобросовестных налогоплательщиков. Сейчас налоговая еще будет контролировать, правильно ли компании заключили договоры и перешли со ставки НДС 18% на 20%.
23 марта 2017 г. ФНС разослала письмо № ЕД-59/547 «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выводы». В нем перечислены случаи, когда компании могут защититься от претензий налоговой службы:

  • Если нет доказательств, что фирма-однодневка подконтрольна вашей организации (однодневка с низкой налоговой нагрузкой либо с нулевыми «уточненками», хотя компания должна была показать реализацию);
  • Если в цепочке появляется кто-то неблагонадежный, это тоже не основание менять расчеты и декларации;
  • Опрос, допрос и почерковедческая экспертиза не дают права снять с компании налоговые вычеты.

Если вы уверены в своем первом, втором контрагентах в цепочке, уверены в том, что налоговая не докажет, что последующие контрагенты — ваши за¬ин¬те¬ре¬со¬ван-ные лица (взаимозависимость, семейственность и т.д.), а «проблемный» контрагент не признается, что его попросили создать компанию для «прокачки» документов, то тогда налогоплательщик наказан не будет. В противном случае компания будет наказана и за третьего, и за последующих контрагентов.

Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

Во-первых, АСК НДС-2 — внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

* Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр. 82.

После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС.

В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016).

Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

Плательщиков НДС распределят на группы риска

19 июля 2016 3935

ФНС России проверяет работу системы управления рисками «СУР АСК НДС-2» ( письмо от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ ). Она будет автоматически распределять компании — плательщиков НДС на группы по степени налогового риска: высокий, средний, низкий.

Критерии для оценки:

— реальность финансово-хозяйственной деятельности;

— исполнение налоговых обязательств;

— наличие достаточных для ведения деятельности и исполнения обязательств ресурсов (активов);

— возможность контроля со стороны налоговых органов путем выездных проверок.

Если ответ на все перечисленные пункты положительный, то компанию система отнесет к группе с низким налоговым риском. Отсутствие средств и неисполнение обязанностей — критерии для зачисления в группу с высоким налоговым риском. Остальных система зачислит в среднюю группу.

В программном комплексе «АСК НДС‑2» критерий налогового риска будет отображаться в виде цветовых индикаторов. В программном комплексе предусмотрены свои группы риска, но приоритетными будут те, которые присвоит система «СУР АСК НДС-2».

Примечательно, что такой критерий, как реальность хозяйственной деятельности, не имеет значения для распределения компании в высокорискованную. Так следует из буквального прочтения письма. В части, где речь идет об организациях, используемых для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, названы только два упомянутых признака.

Это очень расширяет возможности компаний для попадания в эту группу. Фактически в ней можно обнаружить большинство компаний мелкого бизнеса, особенно из числа вновь образованных.

На примере

Компания зарегистрирована с минимальным уставным капиталом. Основных средств на балансе нет: используются или арендованные, или же предоставленные собственниками бизнеса. Компания ведет реальную деятельность. Но в каком‑то периоде возникла задолженность по налогам. Компания попадает в группу с высоким налоговым риском.

Для минимизации таких рисков территориальные инспекции должны были до 30 июня сообщить о спорных случаях в Управление камерального контроля ФНС России.

Цель разделения — не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам. К ним ФНС относит таких, в отношении кого невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку из-за неплатежеспособности или ликвидации после получения возмещения.

Данные системы оценки риска налоговики будут использовать при планировании мероприятий налогового контроля. В частности, на особый контроль попадут налоговые декларации НДС таких плательщиков, если они заявили НДС к возмещению. Их участие в цепочке означает, что все контрагенты в ней попадут в отчет «Дерево связей».

Начисленный к уплате НДС не спасет от подозрений. При выявлении расхождений в представленных декларациях высокорискованная группа также имеет больше шансов стать объектом внимания. Среди бенефициаров таких компаний и взаимозависимых с ними лиц будут искать выгодоприобретателей с целью их проверки и взыскания доначисленных сумм налога.

Письмо Федеральной налоговой службы от 3 июня 2016 г. № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР»

24 июня 2016

Федеральная налоговая служба в рамках проведения пилотного проекта по апробации программного обеспечения, реализующего функции задачи системы управления рисками при оценке налогоплательщиков НДС в соответствии с приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-15/113@, сообщает следующее.

Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков — юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

1. Под налогоплательщиком с низким налоговым риском понимается налогоплательщик, который ведет реальную финансово — хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязательства перед бюджетом. Налогоплательщик данной категории обладает соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

2. Под налогоплательщиком с высоким налоговым риском понимается налогоплательщик, обладающий признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе, третьими лицами.

Налогоплательщик данной категории не обладает достаточными ресурсами (активами) для ведения соответствующей деятельности, не исполняет свои налоговые обязательства (исполняет в минимальном размере).

3. К среднему налоговому риску относятся налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском.

Информация о присвоенных критериях налогового риска отображается в виде цветовых индикаторов в программном комплексе «АСК НДС-2» в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей».

Результаты оценки «СУР АСК НДС-2» используются:

1. При определении налоговых деклараций по НДС к возмещению, требующих проведения своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля с целью не допустить возмещение НДС недобросовестным налогоплательщикам, в отношении которых невозможно в дальнейшем провести результативную выездную налоговую проверку (неплатежеспособность, ликвидация после получения возмещения).

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», для оценки налогоплательщика необходимо использовать уровень риска «СУР АСК НДС-2».

2. При определении очередности и перечня мероприятий налогового контроля в ходе отработки расхождений, выявленных в налоговых декларациях по НДС к уплате, а также необходимости поиска выгодоприобретателя с целью осуществления своевременного полного комплекса мероприятий налогового контроля для результативной камеральной налоговой проверки и возможности взыскания доначисленных сумм налога.

3. При определении роли налогоплательщика при построении схемы поставщиков и покупателей для поиска выгодоприобретателя (отчет «Дерево связей»).

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба поручает провести анализ значений низкого и высокого уровня риска «СУР АСК НДС-2», присвоенного налогоплательщикам Вашего региона, представившим налоговые декларации по НДС, начиная с налогового периода 1 квартал 2015 года, на предмет их соответствия вышеописанным критериям.

В случае, если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не совпадает с мнением налогового органа, сведения о декларации необходимо отразить в таблице согласно к настоящему письму, подробно указав причины отнесения налогоплательщика к другой группе риска в «Причины несоответствия уровня риска».

Заключение по несоответствию присвоенных уровней риска «СУР АСК НДС- 2» необходимо представить в срок не позднее 30.06.2016 в адрес Управления камерального контроля ФНС России.

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации необходимо довести настоящее письмо до сведения подведомственных налоговых органов.

Приложение: заключение.xls

Действительныйгосударственный советникРоссийской Федерации2 класса Д.В. Егоров

Приложение

Информация о несоответствии присвоенного уровня риска «СУР АСК НДС-2»

№ п/п ИНН КПП Наименование организации Рег № декларации Признак риска «СУР АСК НДС-2» (высокий, низкий) Признак риска по мнению НО (высокий, средний, низкий) Причины несоответствия признака риска
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.