Меняем должностную инструкцию: споры работников и работодателей

Работодатель вправе корректировать обязанности работников, не затрагивая трудовую функцию. Однако это часто провоцирует конфликт с работником, и дело доходит до увольнения. Бывший работник идет в суд, где выясняется, что организация допустила серьезные ош

Внесение корректировок в должностные обязанности

Планируя произвести внесение изменений в должностную инструкцию, собственнику предприятия рекомендуется изначально ознакомиться с письмом № 4412-6, включая комментарии к нему. Когда предполагается выполнение корректировок некоторых моментов, непосредственно касающихся отдельных условий трудового соглашения и функционала наемного служащего, необходимо уведомить его об этом в письменном виде. Последующие правки возможны по результатам дачи работником своего согласия на предмет пролонгации трудового договора, что соответствует ст. 72 ТК РФ.

Корректировка должностной инструкции (образец можно скачать на нашем сайте) не должна затрагивать трудовые функции служащего. Соблюдение этого условия обычно не приводит к ущемлению прав сотрудника. Вместе с этим дополнительно рекомендуется издавать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию, на основании чего руководитель подразделения может, не превышая своих полномочий, требовать от подчиненного ознакомления с ней. Разработка нового документа или изменение существующего должна проводиться с учетом положений, прописанных в Едином квалификационном справочнике должностей, утвержденном Минздравсоцразвития от 23.07.2010 № 541н. Следует понимать, что обязанности сотрудника, прописанные в инструкции, должны отвечать соответствующим критериям конкретной должности. Существенное изменение должностных обязанностей считается серьезным нарушением требований законодательства, а именно ст. 57, 60 и 72 ТК РФ.

Интересно, что основные моменты относительно перечня и объема закрепленных работ не всегда полностью охватывают всю специфику работы, в том числе указанную в справочнике

Обычно при разработке внутренней документации работодатель акцентирует внимание на особенности собственного производства и технологических процессов. Должностные инструкции составляются исходя из конкретных характеристик и особенностей предприятия

Допускается при описании некоторых обязанностей и действий сотрудника делать отступления от стандартных операций, что может быть связано с конкретными условиями, обстоятельствами и временными факторами, возникающими в процессе выполнения трудовых обязанностей. Вполне нормальным считается предоставление работы, характерной для другой должности. Это актуально, если она не требует наличия иных квалификационных знаний и специальности.

Фактически приказ об изменении должностной инструкции не сможет повлечь корректировку трудовых обязанностей, что продиктовано ст. 57, 60 и 72 ТК РФ. Дополнительно здесь можно руководствоваться пунктом 4 Квалификационного справочника (постановление Минтруда от 21.08.1998 № 37). Ввиду этого согласие сотрудника необходимо получать тогда, когда возможные изменения его обязанностей будут затрагивать непосредственный функционал.

Документы, регламентирующие обязанности

Логика подсказывает, что именно в них нужно будет вносить изменения при вменении дополнительных обязанностей.

Трудовой договор. Как гласит ч.2 ст.57 ТК, в нем должна быть указана рабочая функция нанимаемого – работа по одной или нескольким специальностям в рамках квалификации. Естественно, очерчивается и круг определенных обязанностей. Если этот «круг» каким-то образом меняется, придется корректировать трудовой договор.
К СВЕДЕНИЮ! Никто не может обязать работника выполнять работу, не прописанную в трудовом договоре. Все действия по изменению главного документа производятся исключительно по предварительному согласию работника за 2 месяца до планируемых перемен в ответ на письменное уведомление начальства.

Должностная инструкция. Работодатель может выбирать обязанности, необходимые ему от сотрудника

Если юридически условия, выписанные в трудовом договоре, а главное, рабочая функция, не меняются, то должностную инструкцию руководитель вправе менять без учета мнения сотрудников.
ВАЖНО! Руководители стараются заручиться доброй волей подчиненных при изменении их обязанностей, иначе вряд ли сотрудничество будет эффективным и продлится долго.

Есть 2 варианта оформления перечня обязанностей:

  • как приложение к трудовому договору – тогда при любых изменениях нужно будет заключать дополнительное соглашение к основному документу;
  • как локальный нормативный правовой акт – можно издать измененный вариант должностной инструкции и попросить работника ее завизировать: это будет доказательством принятия им новых обязанностей.

Особенности корректировок

Какие изменения можно считать затрагивающими трудовую функцию? Ее описание должно соответствовать положениям 15 статьи ТК. В описании указываются:

  • Должность (специальность, профессия) и квалификация.
  • Вид деятельности, которую должен осуществлять сотрудник.

Необходимо учесть, что отсутствие указания на должность в штатном расписании нельзя считать препятствием для признания правоотношений трудовыми.

Установить иную трудовую функцию или существенно изменить прежнюю можно при наличии согласия работника. Фактически такие действия рассматриваются как перевод сотрудника на другую работу. Без согласия лица изменять функцию можно только временно и в случаях, определенных ТК.

Корректировка обязанностей в рамках трудовой деятельности по конкретной должности изменяют трудовую функцию только в том случае, если они фактически приводят к осуществлению деятельности по другой должности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Знаток права
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.