Новое основание для сомнительного долга
За последнее время больше всего изменений в Налоговый кодекс внес Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ. Среди прочего, он ввёл новое основание признания долга сомнительным. Это когда у фирмы есть перед контрагентом именно встречная кредиторская задолженность. Тогда на сомнительный долг можно отнести ту ее часть, которая превышает долг перед этим контрагентом.
Также см. «30 ноября утверждены многочисленные поправки в Налоговый кодекс».
В остальных случаях, сомнительный долг – любые долги перед компанией в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Но при условиях, что эта задолженность:
- не погашена в сроки, оговоренные условиями договора;
- не обеспечена залогом, поручительством, гарантией от банка.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗЕРВА ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ С 2019 ГОДА
И.В. Артемова, главный бухгалтер, консультант
С 2019 года все учреждения, имеющие дебиторскую задолженность по доходам, обязаны формировать в бухгалтерском (бюджетном) учете резерв по сомнительным долгам. Методику формирования резерва необходимо установить в учетной политике, при этом можно воспользоваться способом формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете, установленным Налоговым кодексом РФ. |
Доходы и долги
Приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» (далее – СГС «Доходы»), который вступает в силу с 1 января 2019 года. Согласно СГС «Доходы» сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива (сомнительная задолженность), корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности. При этом учет сомнительной задолженности осуществляется субъектом учета на забалансовых счетах утвержденного им Рабочего плана счетов. Таким образом, СГС «Доходы» вменяет в обязанность всем учреждениям формировать в бухгалтерском учете резерв по сомнительной задолженности с 1 января 2019 года. Резервы сомнительных долгов создаются в учете учреждений с 2019 года только по дебиторской задолженности по доходам, признаваемой учреждениями сомнительной. Например, включать в резерв аванс поставщику, не возвращенный им в срок после расторжения договора, не нужно. СГС «Доходы» распространяется на следующие доходы: от реализации, собственности, штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба. Администраторы доходов бюджетов учитывают, согласно СГС «Доходы», доходы от налогов, сборов и таможенных пошлин. По данным долгам нужно формировать резерв. В СГС «Доходы» перечислены виды доходов, к которым не применяется данный стандарт. В частности, СГС «Доходы» не применяется к доходам, возникающим в результате:
— | получения (предоставления) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (для этих доходов действует СГС «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н); | |
— | продажи запасов, за исключением товаров, готовой продукции и биологической продукции; | |
— | продажи основных средств и нематериальных активов. |
Таким образом, при буквальном прочтении СГС «Доходы», если задолженность возникла в результате указанных операций и в срок она должником не исполнена, в резерв ее включать не надо.
Критерии актива
Сомнительной признается задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок и не соответствующая критериям признания актива. Критерии признания актива содержатся в федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее – СГС «Концептуальные основы»), утвержденном приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н.