Заполняем платежку по налогам, сборам и страховым взносам: текущие нормы
Основной источник права, в котором фиксируются правила указания статуса в платежных поручениях, направляемых в банк с целью выполнения бюджетных обязательств, — приложение 5 к приказу № 107. В соответствии с данными правилами статус плательщика следует рассматривать как ключевой идентификатор лица, формирующего распоряжение о переводе финансовых средств в бюджетную систему РФ.
Соответствующие сведения должны указываться в реквизите 101 платежного поручения. В нем могут фиксироваться такие статусы, как:
- 01 — указывается налогоплательщиком в статусе юрлица (таковым может быть, например, ООО, АО, ПАО);
- 02 — указывается налоговым агентом (таковым может быть юрлицо либо ИП, которые, к примеру, обязаны исчислять НДФЛ с зарплаты наемных сотрудников и перечислять его в бюджет);
- 03 — указывается организацией ФПС (собственно, это ФГУП «Почта России»);
- 04 — указывается налоговым органом (это ФНС России и ее территориальные подразделения);
- 05 — указывается территориальной структурой Федеральной службы судебных приставов;
- 06 — указывается юрлицом, осуществляющим внешнеэкономические действия;
- 07 — указывается таможенным органом (то есть Федеральной таможенной службой);
- 08 — указывается юрлицом, ИП, нотариусом, адвокатом, главой фермерского хозяйства, которые переводят денежные средства в уплату страховых взносов и иных платежей в российскую бюджетную систему;
- 09 — указывается ИП (при уплате различных налогов, например, при ОСН, УСН, ЕНВД);
- 10, 11, 12 — указывается соответственно нотариусами, адвокатами, фермерами (также при уплате налогов);
- 13 — указывается плательщиком в статусе физлица, который владеет банковским счетом;
- 14 — указывается плательщиком, который осуществляет транзакции в пользу физлиц;
- 15 — указывается кредитной структурой либо ее филиалом, платежным агентом, ФПС при составлении поручений с реестром на перевод, принятый от физлица;
- 16, 17 — указывается соответственно физлицами и ИП, осуществляющими внешнеэкономические действия;
- 18 — указывается плательщиком таможенных сборов, обязанным уплачивать их в силу закона, но не являющимся декларантом;
- 19 — указывается юрлицами, которые взимают с зарплаты наемных сотрудников долги перед бюджетом на основании полученного исполнительного документа;
- 20 — указывается кредитными организациями, а также их филиалами, формирующими распоряжения на перевод средств по отдельным платежам физлиц;
- 21, 22 — указывается ответственными участниками, входящими в состав консолидированных групп плательщиков и обычными участниками соответственно;
- 23 — указывается органом контроля за уплатой взносов во внебюджетные фонды;
- 24 — указывается физлицом, которое уплачивает страховые взносы, налоги, сборы и иные платежи в бюджет РФ;
- 25 — указывается банками-гарантами при формировании распоряжений в процессе возврата НДС, при уплате акцизов;
- 26 — указывается учредителями фирмы-должника, собственниками имущества унитарного предприятия, а также третьими лицами, намеревающимися взыскать долг с соответствующей фирмы в процессе банкротства.
Показатель статуса в платежном поручении
Основной источник права, в соответствии с которым в бюджетных платежках, формируемых налогоплательщиками, фиксируется тот или иной статус, — приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н. Периодически появляются разъяснения по отдельным нюансам применения положений этого документа. В числе ключевых разъясняющих документов последних лет — письма:
- Минфина России от 16.01.2015 № 02-08-10/800, уточнившее применение показателей статуса плательщика в корреляции с КБК, используемым в качестве идентификаторов бюджетных обязательств;
- Минфина России от 20.05.2016 № 02-08-12/29143, определившее зависимость между тем, кто и куда платит, для некоторых кодов, в частности, указавшее номер кода, проставляемый при уплате налога одним физлицом за другое;
- ФНС России от 10.10.2016 № СА-4-7/19125, отметившее, что ошибка в указании статуса плательщика не делает налоговый платеж неуплаченным и может быть исправлена путем уточнения через заявление, направленное в налоговый орган.
В связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов разъяснения о статусе в платежках таковы:
О позиции Банка России в отношении кода 14 читайте в материале «Банк России высказался по заполнению поля «101» при уплате страховых взносов».
Приказом Минфина России от 05.04.2017 № 58н с 02.10.2017 обновлены 2 статуса плательщика:
- 03 — его в платежном поручении проставляет организация федеральной почтовой связи при составлении распоряжения о переводе денег по каждому платежу физлица (кроме уплаты таможенных платежей);
- 06 — данный код предусмотрен для участников внешнеэкономической деятельности — юрлиц (кроме получателя международного почтового отправления).
О нюансах заполнения полей платежного поручения расскажут статьи:
- «Верно указываем назначение платежа в платежном поручении»;
- «Указываем очередность платежа в платежном поручении».
Делаем выбор: «01» или «02»
Практика показывает, что многие путаются, какой необходимо указывать в платёжке именно по НДФЛ статус составителя – 01 или 02. На наш взгляд, здесь логика проста, и двух вариантов быть не может.
Так, код «01» указывают в платёжном поручении исключительно юридические лица, когда на них лежит обязанность уплачивать налоги со своей деятельности, доходов (+ взносы в фонды). А в отношении подоходного налога у организаций такой обязанности нет. Они выступают лишь своего рода посредниками между бюджетом и персоналом/иными физлицами, которым организация (ИП) выплачивает доходы. То есть источник НДФЛ не работодатель, а его сотрудник.
Таким образом, организации/ИП выполняют по НДФЛ только обязанности налоговых агентов. А значит в этом случае в платежном поручении по данному налогу в поле 101 проставляют код «02».
Также см. «НДФЛ: статус составителя в платёжке».
ЗАЯВЛЕНИЕ о допущенной ошибке в оформлении платежного поручения
г. Киров . . . . . . . . . . . . . . . . . 16.05.2020
В соответствии с пунктами 7 и 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ ООО «Гаспром» просит принять решение об уточнении платежа.
В поле 101 платежного поручения от 18 апреля 2020 г. № 415 на перечисление налога на добавленную стоимость (КБК – 18210301000011000110) в сумме 5000 (Пять тысяч) руб. был неверно указан статус плательщика – 01 (налогоплательщик).
Правильный статус плательщика – 02 (налоговый агент).
Эта ошибка не повлекла за собой неперечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
Приложение:– копия платежного поручения от 18 апреля 2020 г. № 415.
Генеральный директор ….. Иванов ….. А.В. ИвановГлавный бухгалтер …. Сидорова …… А.С. Сидорова
Неправильный статус плательщика в платежке может привести к недоимке по налогу
УФНС по Ростовской области предупреждает, что во избежание возникновения задолженности по налоговым платежам крайне важно заполнять правильно реквизиты платежных поручений и квитанций при уплате налогов и взносов. Платежные документы по причине неправильного заполнения полей, в том числе поля 101 «Статус плательщиков» относятся к «Невыясненным платежам»
Платежные документы по причине неправильного заполнения полей, в том числе поля 101 «Статус плательщиков» относятся к «Невыясненным платежам».
Особое внимание на заполнение документов стоит обратить индивидуальным предпринимателям. При оформлении поля 101 «Статус плательщиков» при уплате НДФЛ указывается значение
- 09 «Индивидуальный предприниматель»;
- 02 «Налоговый агент», в случае если ИП выступает как налоговый агент по НДФЛ, например, при выплате зарплаты работникам
При уплате налогов по специальным налоговым режимам (УСН, ЕНВД, ЕСХН, Патент) и страховых взносов (как за себя, так и за работников) указывается только значение 09 «Индивидуальный предприниматель».
Что делать, если статус плательщика указали неверно
Некритические ошибки в платежном поручении можно исправить уточнением платежа. К таким ошибкам как раз и относится неверный статус плательщика в поле 101.
Для уточнения платежа нужно подать в ИФНС по месту регистрации фирмы заявление. В заявлении необходимо указать:
- номер, дату и сумму платежного поручения, в котором была допущена ошибка;
- указать, что именно поле 101 было заполнено неверно;
- указать правильный статус поля 101.
К заявлению необходимо приложить заверенную копию платежного документа, в котором была допущена ошибка.
После получения заявления, налоговая произведет сверку по налогам и взносам, уплачиваемым вашей организацией.
И далее примет решение в течение:
- 10 дней со дня получения заявления об уточнении платежа (если совместная сверка не производилась);
- 10 дней со дня подписания акта сверки (если совместная сверка была произведена).
Уведомить о принятом решении ИФНС обязана в течение пяти рабочих дней после получения заявления.
Даже если из-за ошибки в поле 101 вам уже успели начислить пени, после принятия решения об уточнении платежа налоговая обязана будет их отсторнировать.
Следующая > |
---|