Заполнение акта
Для издания распорядительного акта о проведении инвентаризации используется письменный бланк формы № ИНВ-22. Также заполнение акта возможно с использованием специализированных программных комплексов (например, система 1С позволяет не только подготовить и заполнить бланк акта, но и перенести необходимые сведения в остальные документы бухучета).
Как составить приказ о проведении инвентаризации? Смотрите в видео ниже:
Форма
В содержании формы ИНВ-22 предусмотрены для заполнения следующие графы и строки:
- наименование организации и структурного подразделения;
- номер и дата оформления приказа;
- состав инвентаризационной комиссии с указанием председателя, членов, а также материально ответственных лиц, привлекаемых к проверке;
- причины проведения инвентаризации (например, переоценка основных средств, контрольные проверки и т.д.);
- даты начала и окончания инвентаризационных мероприятий, а также сроки представления сведений в бухгалтерию;
- сведения о должностном лице, издавшем приказ (руководитель, гендиректор и т.п.).
Приказ доводится под роспись до каждого члена комиссии, а также материально ответственных лиц.
После завершения инвентаризационных мероприятий приказ, как и остальные формы, будут включены в материалы бухгалтерского учета.
Инструкция
Порядок проведения инвентаризационных проверок и заполнения форм регламентирован Приказом Минфина № 49. Инструкция, которой будут руководствоваться члены комиссии при проведении инвентаризации, утверждается на предприятии в рамках учетной политике. Выделим ключевые нюансы, которые будут учитываться при проведении инвентаризационных проверок:
- на момент начала инвентаризации материально ответственные лица должны предоставить в распоряжение членов комиссии все имущественные активы, вверенные им в рамках должностных обязанностей;
- члены комиссии фиксируют факты наличия или отсутствия материальных ценностей путем заполнения инвентаризационных форм;
- материально ответственные лица обязаны дать письменные пояснения в случае выявление недостачи или излишков ценностей;
- итоговое решение по результатам инвентаризации будет принимать руководитель предприятия, который утверждает итоговые формы.
По итогам инвентаризации в сведения бухучета вносятся необходимые изменения, а выявленная недостача может повлечь дисциплинарное взыскание для материально ответственных лиц.
Бланки и образцы
В ходе инвентаризационных мероприятий членами комиссии и иными должностными лицами заполняются следующие бланки и формы:
- ИНВ-3, в которой фиксируется фактическое наличие активов на момент проверки;
- ИНВ-4, которая содержит стоимостные показатели материальных ценностей;
- ИНВ-5 заполняется в отношении ценностей, находящихся на хранении у материально ответственных лиц;
- форма ИНВ-6 необходима для отражения товаров, которые переданы для транспортировки или доставки;
- бланк ИНВ-19 необходимо заполнить, если требуется соотнести учетные данные с фактически выявленными расхождениями;
- ИНВ-26 заполняется для отражения фактов несоответствия материальных ценностей с исходными данными бухучета.
Бланк Приказа можно скачать здесь.
Образец ИНВ-22
После заполнения каждая форма передается в бухгалтерию для учета фактического состояния активов.
Кем заполняется и подписывается
- В процессе инвентаризации формы заполняются и подписываются всеми членами комиссии и ее председателем.
- Материально ответственные лица, участвующие в инвентаризационных мероприятиях, вправе давать письменные пояснения и возражения по любым выявленным фактам.
- Итоговые акты поступают на рассмотрение руководителя предприятия, который должен их утвердить и передать в бухгалтерию.
Распоряжение на инвентаризацию в 1С Управление торговлей 11 — тема видео ниже:
Правила заполнения образца приказа
Образец бланка приказа на проведение инвентаризации был утвержден постановлением №88 от 18 августа 1998 года. Независимо от разновидности инвентаризации руководство должно использовать только этот бланк. Правила заполнения данного документа следующие:
- в самом верху формы указывают официальную информацию о предприятии – полное название, коды по ОКУД и ОКПО;
- в графе «подразделение организации» проставляется место, в котором должна проходить будущая проверка (например, оценка финансового состояния может затрагивать только склад компании);
- далее записывается вид предстоящей инвентаризации;
- обозначается состав комиссии, которая будет выполнять проверку финансового положения – должность и ФИО председателя и трех членов комиссии (выступать в качестве членов разрешено не только сотрудникам предприятия, которые могут осуществлять оценку имущественных объектов, но также посторонние аудиторы);
- в бланке обозначается причина, которая инициирует проведение инвентаризации;
- указывается дата, когда комиссия должна начать проверку финансового положения предприятия;
- в документе далее вписывается причина инвентаризации (такой причиной может стать переоценка, контрольная проверка, осуществление замены материально ответственных лиц и т. д.);
- на следующем этапе указывается дата, до которой комиссия обязана завершить проверку, подготовить результаты инвентаризации и передать их у бухгалтерию;
- в самом низу документа записывается должность, а также инициалы руководителя, здесь же должна присутствовать его личная подпись.
Заполненный приказ на проведение инвентаризации образец 2018 необходимо передать председателю комиссии. Этот документ проходит обязательную регистрацию в журнале, контролирующем выполнение приказов об инвентаризации. Такой журнал составляют по форме ИНВ-23.
С готовым приказом обязаны ознакомиться все лица, которые выступают в качестве членов комиссии. Свои личные подписи они могут ставить непосредственно на бланке приказа или же на другом листке ознакомления.
Оповестить о предстоящей инвентаризации необходимо также материально ответственное лицо, которое отвечает за имущество в подразделении, где запланирована проверка.
Из каких частей состоит приказ?
Как и любой официальный документ, приказ об инвентаризации имеет собственную структуру. Форма этого документа содержит следующую информацию:
- официальные данные о предприятии, на котором планируется проверка;
- разновидность запланированной инвентаризации;
- состав комиссии, которые назначаются выполнять проверку;
- дата и причина начала инвентаризации;
- день, до которого результаты проверки должны быть получены сотрудниками бухгалтерии;
- инициалы, а также личная подпись руководителя организации.
Ответственным за составление приказа является руководитель предприятия.